Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках только за счет снижения цен и улучшения качественных характеристик продукции можно надолго гарантировать успех предприятий. В настоящее время все больше и больше компаний осознают, что понимание окружающей средой продуктов, деятельности компании и ее роли в обществе является одним из важных инструментов эффективного управления. Сегодня развитие реального и иллюзорного секторов экономики неразрывно связано с применением политики маркетинговых коммуникаций. Интерес к такой многогранной и взаимосвязанной теме, как маркетинговые коммуникации, с каждым годом становится все сильнее и сильнее. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования маркетинговой деятельности компании и, самое главное, о переходе к пониманию определения маркетинговых функций как основы для принятия всех решений. Реклама - важный инструмент коммуникации. В современном обществе реклама занимает важное место - благодаря ей покупаются и продаются товары, предоставляются различные услуги. Сейчас мы живем в мире, полном информации, предложений, услуг и товаров. Развитие рыночных отношений требует обобщения достижений, достигнутых в различных областях, особенно в сфере рекламного бизнеса. По сути, компании необходимо решить проблему со своим положением на рынке, поискав проблемы для улучшения характеристик тех продуктов, которые высоко ценятся на рынке, то есть создать продукт, который будет пользоваться хорошим спросом на рынке.
Объект исследования: АО «Ферменкол».
Предмет исследования: направления коммуникационной политики организации.
Цель исследования: анализ процесса формирования коммуникационной политики организации. Задачи исследования:
рассмотреть сущность и средства коммуникационной политики организации;
изучить этапы формирования коммуникационной политики;
исследовать методические подходы к анализу факторов, влияющих на формирование коммуникационной политики организации;
привести общую организационно-экономическую характеристику организации;
провести анализ потребителей и конкурентов на рынке;
проанализировать организации и эффективности коммуникационной политики организации;
осуществить анализ факторов макросреды и SWOT-анализ;
разработать рекомендации по совершенствованию коммуникационной политики организации.
Методы исследования: обзор литературы был осуществлен с применением системно-функционального и подхода, при этом использованы теоретические методы (восхождение от абстрактного к конкретному,) а также синтез, индукция. При анализе маркетинга отеля применяются аналитические методы, синтез, сравнение.
Теоретическая основа исследования представлена перечнем научной и учебной литературы, используемой автором в процессе написания работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рекомендации по совершенствованию коммуникационной политики организации могут быть апробированы в практической деятельности объекта исследования.
Структура работы определена поставленными во введении задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников.
1 Теоретические основы формирования коммуникационной политики клиентоориентированной организации
1.1. Сущность и средства коммуникационной политики организации
Коммуникационная политика предприятия представляет собой план мероприятий направленный на установление эффективного взаимодействия между всеми субъектами маркетинговой системы, которые способствуют обеспечению постоянной и эффективной деятельности по формированию спроса и продвижению услуг. Сущность коммуникационной политики заключается в комплексном и целенаправленном воздействии на внешнюю среду фирмы, которое напрямую или косвенно способствует достижению стоящих перед организацией целей 30.
Также коммуникационную политику можно определить как деятельность организации, направленную на разработку маркетинговых коммуникаций, используемых для связи с потребителями. Коммуникационная политика помогает обеспечить стабильное и эффективное формирование спроса и продвижение продукции фирмы в целях удовлетворения потребностей рынка и извлечения прибыли. Основные цели коммуникационной политики включают мотивацию потребителей, их информирование о товарах, услугах и качестве, формирование имиджа компании, стимулирование покупки, формирование предпочтения к торговой марке и прочее 29.
При этом коммуникационная политика также рассматривается как процесс формулирования комплекса мер по обеспечению эффективного взаимодействия между деловыми партнерами, организации рекламы, продвижения по службе, связей с общественностью и личных продаж. Если организация ставит перед собой амбициозные коммуникационные цели (достижение сотрудничества и взаимопонимания с различными социальными группами и организационными структурами), то для их решения ей потребуются более сложные технологии и коммуникационная политика.
Коммуникационные стратегии включают в себя определение целей коммуникации, способов их достижения, информационного контента для распространения среди различных аудиторий и планирование обратной связи. Для успешной реализации коммуникационной политики, помимо технологического развития, также необходимо соответствующее подразделение, включающее, по крайней мере, группу анализа и прогнозирования, группу по связям с общественностью и социологическую группу. Это позволит организации 3:
создавать возможности для своевременного выявления и решения коммуникационных проблем;
упростить управление исходящей информацией;
разумно выбирать цель коммуникации - обращать внимание не столько на публику, сколько на профессиональную аудиторию;
обеспечить более высокий уровень обратной связи и повысьте эффективность коммуникации;
приоритет коммуникационных функций во всех элементах комплекса маркетинга;
сосредоточенность на реализации долгосрочной приверженности потребителей компании и продуктам, предлагаемым на рынке;
обеспечение устойчивости компании к внешним воздействиям;
обеспечить функциональную и структурную организацию внутренних (внутрикорпоративных) и внешних коммуникаций.
Внутренние компоненты означают необходимость координации коммуникации, генерируемой всеми бизнес-процессами на предприятии, а внешние компоненты проявляются как необходимость обеспечения организации коммуникационного процесса для того, чтобы быть наиболее эффективными при решении маркетинговых задач 15.
Коммуникационная политика клиентоориентированной фирмы направлена на то, чтобы сделать клиента довольным на каждом этапе сотрудничества. Для этого нужно слышать свою аудиторию, отзываться на пожелания и критику, а также предугадывать ожидания покупателей. Элементы коммуникационной политики клиентоориентированной фирмы 11:
1. Удобный и интуитивно понятный дизайн сайта. На нём должно быть удобно заказывать товары или получать услуги.
2. Корректная электронная рассылка. Если её используют для рекламы или сбора информации, не стоит заваливать клиентов письмами.
3. Обратная связь. Каждый запрос или отзыв, полученный от клиента в телефонном или онлайн-режиме, нужно своевременно обрабатывать и анализировать.
4. Разные каналы связи. Стоит использовать в работе аккаунты в соцсетях, мессенджеры, электронную почту, чтобы дать каждому клиенту возможность выбрать наиболее удобный и доступный способ общения.
5. Специализированная служба поддержки. Нужно установить единые стандарты взаимодействия с клиентами и строго их придерживаться.
6. При разработке коммуникационной политики следует сегментировать целевую аудиторию и учитывать её возрастные особенности, поведенческие характеристики и уровень дохода.
Средства коммуникационной политики организации могут включать следующие инструменты 2:
1. Реклама. Позволяет донести до широкой аудитории информацию о продуктах или услугах компании, формировать и укреплять бренд. Может быть как традиционной (телевизионной, печатной, наружной), так и цифровой (онлайн, социальные сети).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова Л. Т. Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 227-229.
2. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Товары. Пропаганда / И. С. Березин. - 3-е изд., Перераб. и доп. - М.: Вершина, 2022. – 178 с.
3. Бернадская, У. С. Основы рекламы: учебник для студентов вузов / У. С. Бернадская [и др.]; ред. ЛМ Dmitrievoj. - М.: Юнити-дана, 2022. - 240 с.
4. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2022. - 306 с.
5. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2024. – 536 с.
6. Варданян, Г. А. PR и реклама: взаимосвязь и применение при продвижении / Г. А. Варданян // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 3(42). – с. 730-735.
7. Галицкий, Е. Б. Маркетинговый анализ данных: учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 195 с.
8. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — М.: ФОРУМ, 2021. — 333 с
9. Головинова, А. С. Роль рекламы в предпринимательской деятельности / А. С. Головинова, Л. В. Лещенко // Интеграция наук. – 2019. – № 1(24). – с. 110-112.
10. Головлева, Е. Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. - М.: Академический проект, 2022. - 336 c.
11. Головлева, Е. Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. - М.: Академический проект, 2022. - 336 c.
12. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Дело и сервис, 2021. – 336 с.
13. Горчакова, В. Г. Имиджелогия. Теория и практика / В.Г. Горчакова. - М.: Юнити-Дана, 2022. - 336 c
14. Горчакова, В. Г. Имиджелогия. Теория и практика / В.Г. Горчакова. - М.: Юнити-Дана, 2023. - 336 c
15. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.
16. Дальдинова, Э. О. Г. Функции и цели рекламы / Э. О. Г. Дальдинова, Д. Ю. Зодьбинова // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 мая 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 97-99.
17. Домнин, В. Н. Брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Н. Домнин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 493 с.
18. Дурович, А. П. Реклама в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
19. Интернет-маркетинг: учебник для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 335 с.
20. Кадочникова, С. С. Психологические функции рекламы / С. С. Кадочникова // Современные наукоёмкие инновационные технологии : сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 05 февраля 2019 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 88-91.
21. Карпова, С. В. Брендинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова, И. К. Захаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 439 с.
22. Красовская, Н. В. Событийный маркетинг : учебное пособие для вузов / Н. В. Красовская. — 3-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с.
23. Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.]; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 379 с.
24. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 475 с.
25. О. В. Гулакова, О. А. Кусраева, В. А. Ребязина, М. М. Смирнова / Управление клиентоориентированной компанией: основные теоретические и методологические подходы к исследованию; под науч. ред. В. А. Ребязиной, М. М. Смирновой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — 280 с.
26. Овсянников, А. А. Современный маркетинг: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 582 с.
27. Панкратов, Ф.Г. Основы рекламы: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов и др. - М.: Дашков и К, 2022. - 540 c.
28. Пономарёва, Е. А. Бренд-менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. А. Пономарёва. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
29. Репина, Н. С. Актуальные проблемы, связанные с использованием и распространением рекламы / Н. С. Репина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 7(41). – с. 231-233.
30. Рзаева, Е. Р. История развития рекламы / Е. Р. Рзаева // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2019. – № 5(47). – с. 100-105.