Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы, связанные с местом и ролью права в давно волнуют представителей философии, юриспруденции, политики. Формировались, прекращали собственное существование, подвергались изменениям разные учения, школы и направления, которые отстаивали ту либо другую позицию, те либо другие взгляды на такие феномены, как «социальные нормы» и «право».
Актуальность темы данной работы состоит в том, что вопрос о сущности и соотношении моральных норм и права до настоящего время остается в эпицентре внимание политической и правовой мысли на современном этапе развития. Право вторгается в самые существенные, жизненно важные области социального регулирования, с течением времени охватывая все большую область общественных связей. Одновременно социальные нормы пронизывают почти все разнообразие правоотношений между людьми, неизбежным образом закрепляясь вместе с тем во многих нормах права.
Выбор темы исследования обуславливается не только актуальностью, но и всесторонней и недостаточно глубокой разработанностью этой проблематики в российской научной литературе.
Проводя анализ степени научной разработанности исследуемой темы, необходимо подчеркнуть, что сама проблема понятия и сущности права была в центре внимания российских и зарубежных ученых, мыслителей, правоведов, политических и общественных деятелей в течение всей истории человеческой цивилизации.
Социальная справедливость относится к числу социальных явлений, сопутствующих человечеству на протяжении всей его истории. Еще древние люди сталкивались с проблемой поиска компромисса между индивидуальным и коллективным интересами, вырабатывая наиболее приемлемые формы поведения посредством моральных запретов и предписаний. Все сферы совместной жизнедеятельности людей - экономическая, политико-правовая, социальная, культурная - имеют свою логику развития, тем не менее, они объединены общей центральной идеей - социальной справедливостью.
Актуальность темы работы состоит в том, что вопрос о сущности и соотношении социальной справедливости и права до настоящего время остается в эпицентре внимание политической и правовой мысли на современном этапе развития. Право вторгается в самые существенные, жизненно важные области социального регулирования, с течением времени охватывая все большую область общественных связей. Одновременно социальные нормы пронизывает почти все разнообразие правоотношений между людьми, неизбежным образом закрепляясь вместе с тем во многих нормах права.
Право и социальная справедливость – это самые важные элементы культуры человека, которые всегда выступают в тесно взаимодействии друг с другом, характер которого устанавливается определенными условиями истории и социально-классовым механизмом общества. Подобное взаимодействие объективным образом обуславливается, т.к. генезис и настоящее бытие справедливости и права устанавливаются едиными областями отношений в обществе, в которых разворачиваются сложные и зачастую противоречивые связи этих общественных регуляторов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с практической реализацией таких институтов, как «право» и «справедливость».
Предмет исследования – соотношения права и справедливости.
Цель данной работы – комплексное исследование права и справедливости: проблем соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и признаки права;
2) определить место права в системе социальных норм;
3) изучить понятие и значение справедливости;
4) рассмотреть проблемы и особенности соотношения права и социальной справедливости.
При написании курсовой работы мы использовали общенаучные (анализ, синтез, обобщение), частно-научные (формально-юридический, сравнительно правовой, системно-структурный) методы.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика права
1.1. Понятие и признаки права
«Право» как термин обладает большим количеством значений, имеет многостороннее содержание.
Во-первых, его используют в общем социальном значении (право морали и право народов), в рамках которого говорится о культурных, моральных, политических и иных возможностях в поведении субъектов. Например, моральное право осуществлять руководство коллективом, поступать по совести, изменять собственный внешний вид под влиянием моды, право участника определенной общественной организации .
Во-вторых, с помощью этого термина определяется конкретная юридическая возможность субъекта. В таком случае право называют субъективным, то есть принадлежащим личности и прямо зависящим от его воли и желания. Например, право на судебную защиту, на образование, на труд и др. .
В-третьих, право – это юридический инструмент, связанный с государством и включающий в себя большой комплекс норм, институтов, отраслей. Это называется объективным правом, куда относится конституция, нормы законодательства, юридические обычаи, нормативные договоры .
Таким образом, следует заметить, что «право» включает в себя столько же значений, сколько его содержание и правовая природа. Перед правом располагается обычай, сформированный обществом и принимающий во внимание моральные, религиозные и другие точки зрения его членов. Близко к нему находится естественное право, которое вытекает из содержания природы человека, общих принципов морали.
Право является социальным институтом, обладающим собственной правовой природой. Отличительная особенность права состоит в его признаках, заключающихся в следующем:
- право обладает волевым характером, т.к. оно является выражением человеческого сознания и воли, но главным образом, государственно выраженной воли социальных групп, классов, элит, многих членов общества;
- общеобязательность, в чем состоит самостоятельность государства, предполагает, что выше официальной, публичной власти в обществе, иной власти быть не может, а все принимаемые правовые нормы распространяются на всех субъектов;
- нормативность заключается в том, что оно главным образом включает в себя нормы, т.е. общие правила поведения, регламентирующие широкий круг общественных отношений;
- связь с государством состоит в том, что право главным образом применяется и обеспечивается государственной властью. Государство осуществляет собственную деятельность для осуществления гарантирования соблюдения исполнения норм права;
- формальная определенность права заключается в том, что нормы права обладают внешне обусловленной письменной формой, должны быть объективно выражены;
- системность заключается в том, что оно представляет из себя не только комплекс норм права, но и внутренне систематизированный механизм, где каждый компонент обладает своим местом и играет существенной ролью, где правовые предписания связаны друг с другом, располагаются в соответствующем иерархическом порядке, группируются по отраслям и институтам .
Содержание права – это многостороннее явление. Его не так просто установить, вследствие чего при рассмотрении сущности права стоит учитывать две стороны – формальную и содержательную.
С формальной позиции, по собственной природе право является регулятором и стимулятором общественных отношений.
История и общественная практика говорят о том, что право может применяться в различных целях в качестве способа первостепенного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, социальных, расовых, национальных, религиозных и других интересов.
Учитывая вышеизложенное, можно выделить и подходы к содержанию права. В рамках классового подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, характеризующую волю государства, возведенную в закон. Здесь право применяется в узких целях в качестве способа обеспечения интересов правящих слоев населения.
Наряду с этим среди основными можно выделить и иные подходы – религиозный, расовый, этнический, иные подходы к сущности права, в рамках которого отдельным интересам будет отводиться доминирующее место в законодательстве, правовых обычаях, судебной практике.
Иными словами, содержание права весьма многогранна. Оно сведено не только к общим социальным и классовым началам. В связи с этим в ней, учитывая исторические условия, на главную роль может претендовать и любое из изученных правил.
Раскрыть значение права в обществе, установить его содержание предназначена категория «ценность права», под которой понимается способность права выступать в качестве способа удовлетворения справедливых и прогрессивных интересов общества, в общем, и каждой конкретной личности, в частности.
Содержание права заключается в том, что оно является способом:
- регламентирования отношений в обществе;
- защиты действующего общественного строя;
- обновления общества, элементом его прогресса;
- установления меры свободы личности в обществе;
- установление нравственных начал в жизни общества, инструментов общественного воспитания, создания цивилизованной правовой культуры .
Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что право является комплексом исходящих от государства формально определенных, общеобязательных норм, отражающих идеи гуманизма, свободы, справедливости, морали, права человека и предназначенных регулировать поведение граждан и юридических лиц для стабильного функционирования и развития общества.
1.2.Место права в системе социальных норм
Право в системе социальных норм тесно взаимодействует с нормами морали, обычаями, религиозными и корпоративными нормами.
Право и мораль.
При всем имеющемся единстве права и морали, получившие жизнь от одного и того же источника и схожим образом признающиеся регуляторами нормативных ценностей, необходимо также заметить, что и то, и другое – это две самостоятельные, значительно отличающиеся друг от друга, независимые системы норм. Они отличаются друг от друга по некоторым основаниям.
- по форме выражения. Мораль стремится к цели, что идеалы справедливости, добра, иные моральные требования оказывают влияние на человека главным образом изнутри, с помощью его духовного мира путем общественного мнения и стимулов сознания. Право признается внешним регулятором, он призван регламентировать поступки человека с помощью возникновения формально-определенных, писаных норм, находящихся в законодательстве и иных актах, поддерживаемых властью. Если мораль находится в общественном сознании, то право можно обнаружить в специальных нормативных актах;
- по сфере действия. Сфера регулятивного влияния норм морали существенно обширнее сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, находясь во взаимодействии с жизненно важными для любого индивида и общества правоотношениями и интересами (власть, труд, правосудие, собственность), не могут регулировать все межличностные и схожие им правоотношения (товарищество, мода, вкус). Они регламентируются нормами морали, которые при проникновении все социальные области, предоставляют объективную оценку всем формам и видам отношений между людьми. Они имеют универсальный и вездесущий характер;
- по методам обеспечения. Если право формируется государством, то оно им и защищается, обеспечивается, охраняется. За правом располагается принудительный аппарат, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает всех нарушителей, т.к. нормы права имеют общеобязательный характер. В праве можно обнаружить момент принуждения, без которого оно не смогло бы эффективно регламентировать деятельность человека, не стало бы атрибутом власти.
Мораль по сравнению с правом основана на силе общественного мнения. Нарушение моральных норм не приводит к вмешательству со стороны государственных органов. По отношению к морали человек может выступать в качестве отрицательной личности, но юридической ответственности он не будет подлежать, если не совершит никаких незаконных поступков. Само общество, а также его коллективы решают вопрос, который связан с формами реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты;
- по критериям оценки. Если право будет регламентировать отношения между субъектами с позиции системы прав и обязанностей в юридическом аспекте, правомерного и противоправного, законного и противозаконного, наказуемого и ненаказуемого, то мораль основана на добре и зле, совести, долге, чести и бесчестии. В связи с этим нормы права включают в себя более или менее подробное изучение разрешенного или запрещенного действия, точно устанавливают необходимый вариант поведения, характеризуются формальной определенностью, властностью, точностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, в то время как моральные нормы не имеют такой уровень детализации и не предусматривают заранее объявленный вид наказания;