Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешность публичных выступлений является актуальной и значимой темой в социально-психологическом исследовании. В современном обществе, где коммуникация и общественные выступления занимают важную роль, умение эффективно выступать в публичности становится все более востребованным и необходимым навыком.
Публичные выступления часто становятся средством достижения успеха во многих областях. Политики, бизнесмены, ученые, актеры и многие другие профессионалы должны уметь эффективно выступать перед аудиторией, чтобы достичь своих целей. Успешность публичного выступления может существенно влиять на имидж, мнение окружающих, общественное восприятие и, как следствие, на успешность в профессиональной деятельности.
Таким образом, определена проблема исследования: отсутствие навыков и уверенности для успешной публичной речи среди студентов.
Цель исследования: изучение социально-психологических аспектов, влияющих на успешность публичных выступлений, а именно: социального контекста, статуса, авторитета, самоуверенности, эмоциональной и интеллектуальной составляющей, а также влияние социальных норм и ценностей на восприятие выступающего.
Объект исследования: успешность публичных выступлений.
Предмет исследования: социально-психологические аспекты, влияющие на эту успешность.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задачи исследования:
1) провести теоретическое исследование социально-психологических аспектов успешности публичных выступлений;
2) в процессе эмпирического исследования изучить особенности использования социально-психологических аспектов успешности публичных выступлений;
3) разработать практические рекомендации для успешных публичных выступлений для студентов.
Гипотеза исследования: предположение о том, что успешность публичных выступлений значительно зависит от психологической подготовки и навыков коммуникации у выступающего. Гипотеза состоит в том, что люди, обладающие высоким уровнем самоуверенности, адекватной оценкой своих навыков и эмоциональной стабильностью, имеют больше шансов на успешное выступление перед публичностью.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование социально-психологических аспектов успешности публичных выступлений
1.1. Коммуникационные аспекты публичных выступлений
Влиять на способность собеседника с помощью слов, убеждать других в своей правоте, доносить до них свои мысли логично, четко и последовательно, а также обладать достаточным уровнем эмоциональности, что очень важно для человека во все времена. Наука об изучении влияния речи на собеседника в процессе устного общения зародилась в Древней Греции и Риме и называется «риторика». Самым важным навыком считается ведение дискуссии таким образом, чтобы одержать победу над оппонентами. Кроме того, в Средние века важность риторики возросла. почти исчезла, и наука возродилась только в 20 веке как новая целостная наука, важнейшее место в которой принадлежит теории речевого воздействия.
С конца XX века интерес экспертов и неспециалистов к эффективности речевого воздействия возрос, что обусловлено различными факторами: социально-политическими, экономическими, психологическими, коммуникативными и т.д. Возрождение риторики связано с Д. Карнеги. Он внес свой вклад в формирование современного языка, влияющего на науку. Ученые пришли к выводу, что он показал, что правила и законы применимы к человеческому общению, и соблюдение некоторых из этих правил повышает эффективность общения. Карнеги также подтвердил принцип толерантности в общении и доказал, что взрослый человек может повысить эффективность последнего в процессе обучения и рефлексии над собственным общением 2.
Сегодня влияние выступлений на аудиторию становится все более важным, включая появление представителей в новых сферах деятельности, таких как блогеры, спикеры, ведущие, эксперты по связям с общественностью и другие сотрудники в области маркетинга влияния, потому что они могут красиво и ярко выражать свои идеи в выступайте перед аудиторией, влияйте на свою аудиторию, они востребованы на рынке труда. Говорящий оказывает влияние и выполняет свои речевые задачи, «надеясь произвести определенный эффект, который приведет к пониманию собеседника и соответствующим действиям» 6.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, мыслями и эмоциями между людьми. Это играет важную роль в публичных выступлениях, поскольку позволяет вам донести свои идеи, установить контакт с аудиторией и достичь своих целей.
Основная цель коммуникации в публичных выступлениях - убедить, мотивировать или проинформировать аудиторию. Хорошая коммуникация позволяет вам донести свое сообщение до аудитории, делая его легким для понимания и запоминающимся. Способность эффективно общаться во время публичных выступлений позволяет ораторам устанавливать контакт с аудиторией, вызывать у нее интерес и принимать участие 1.
Одним из ключевых аспектов общения в публичных выступлениях является невербальная коммуникация, которая включает в себя жесты, мимику, позу, голос и интонацию. Мимика и жесты могут помочь подчеркнуть важные моменты речи и преобразовать абстрактные идеи в конкретные образы, делая речь интуитивной и понятной для аудитории. Голос и интонация могут помочь передать эмоции и создать нужную атмосферу в помещении.
Хорошая коммуникация также включает в себя умение слушать и находить общий язык с аудиторией. Общение на слух позволяет оратору понять реакцию аудитории, скорректировать свою речь и ответить на поставленные вопросы. Умение находить общий язык с аудиторией включает в себя учет ее интересов, потребностей и ожиданий, что помогает сделать презентацию более целенаправленной и эффективной 12.
Таким образом, коммуникация играет важную роль в публичных выступлениях, обеспечивая связь между оратором и аудиторией. Это помогает передавать идеи и эмоции, устанавливать контакт с аудиторией и достигать поставленных целей. Способность эффективно общаться во время публичных выступлений требует навыков невербального общения, умения слушать и умения находить общий язык с аудиторией.
Способность эффективно передавать информацию и убеждать аудиторию - это ключевой навык, которым обладает успешный коммуникатор. Важно уметь излагать свои идеи и мнения таким образом, чтобы заинтересовать и привлечь внимание аудитории, а также убедить ее в правильности ваших аргументов.
Эффективная передача информации требует хорошей подготовки, понимания аудитории, четкой информационной структуры и использования различных коммуникационных стратегий. Важно делать четкие и конкретизированные заявления, использовать доступный язык и избегать ненужных подробностей или сложности.
Кроме того, способность эффективно передавать информацию также зависит от использования инструментов визуализации, таких как графики, диаграммы или презентации, для улучшения понимания передаваемой информации и ее визуальной памяти. Также важно использовать различные стили общения, чтобы привлечь внимание разных типов людей в аудитории, например, с помощью историй, аналогий или эмоциональных аспектов 15.
Также важны навыки убеждения аудитории в своих идеях и мнениях. В то же время важно уметь приводить реальные доказательства или факты в поддержку своего утверждения, а также использовать логическое мышление и аргументацию для создания убедительных аргументов. Умение слушать вопросы или возражения аудитории и отвечать на них также является важным аспектом убеждения, поскольку позволяет учитывать их мнения и потребности.
Таким образом, способность эффективно передавать информацию и убеждать аудиторию требует сочетания навыков, включая хорошую подготовку, понимание аудитории, ясность изложения, использование визуальных средств, различные стили общения, предоставление доказательств и аргументации, а также умение слушать. Эти навыки можно развить и усовершенствовать с помощью опыта и практики.
В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые представлены в таблице 1:
Таблица 1 – Этапы публичного выступления 22.
Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный
Определение темы и цели выступления Установление контакта с аудиторией Анализ собственной речи
Оценка аудитории и обстановки Произнесение речи Выявление сильных сторон выступления
Подбор материала Ответы на вопросы Выявление слабых сторон выступления
Создание текста Ведение полемики Обдумывание критики
Репетиция Подведение итогов дискуссии Определение стратегий саморазвития в коммуникативной сфере
Подготовка любого публичного монолога начинается с определения его предмета и цели. Тема определяется самим автором или лицом, пригласившим его выступить. Тема выступления должна быть ясной, лаконичной и как можно более сжатой. Она должна отражать содержание выступления и привлекать внимание аудитории. При составлении повестки дня совещания особое внимание следует уделить формулированию тем докладов и сообщений. Тема должна побуждать людей участвовать в обсуждении конкретных вопросов.
Чтобы произнести эффективную речь, деловому человеку недостаточно выбрать тему, но и продумать цель выступления. Если человек выступает, затем встает и начинает говорить, не имея четкого представления о том, о чем он говорит и что он на самом деле хочет сказать, то для такой речи, несомненно, недостаточно оснований, что недопустимо,
Публичные выступления и красноречие - это два понятия, связанные с навыками и умением выражать свои мысли и произносить убедительные речи перед аудиторией. Однако у них есть некоторые отличия.
Красноречие - это искусство эффективного и убедительного общения. Оно основано на умении использовать различные риторические приемы и строить свои высказывания таким образом, чтобы они были понятны, логичны и привлекательны. Слушание красноречия включает в себя использование различных приемов воздействия на аудиторию, таких как использование эмоциональных аргументов, использование метафор и аналогий, ритма, умение подбирать эффектные слова и фразы, а также умение контролировать свой голос и жесты 3.
Публичные выступления - это более широкое понятие, которое включает в себя не только красноречие, но и более глубокое и всестороннее понимание процесса выступления перед аудиторией. Публичные выступления включают в себя развитие и структуру речи, умение правильно выражать свои идеи и аргументы, умение адаптировать свою речь к конкретной аудитории или слушателям, а также умение эффективно использовать вербальные и невербальные методы общения.
Хотя красноречие обычно считается частью публичных выступлений, оно в основном фокусируется на выражении коммуникации, в то время как публичные выступления также включают логику, представление информации и управление аудиторией.
Обе эти концепции важны для тех, кто стремится стать успешными ораторами или публичными выступлениями на публике. Они позволяют вам развить необходимые навыки и умозаключения для эффективного общения и убеждения аудитории.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова, Н. А. Риторика : учебное пособие для бакалавров / Н. А. Абрамова, С. И. Володина, И. А. Никулина ; отв. ред. С. И. Володина. – Москва : Проспект, 2024. – 279 с.
2.Виноградова С. М., Силин И. С. Риторика. М: Юрайт, 2024. – 317 с.
3.Головина Н. М., Абрамова Н. А., Марчева П. Е. Риторика для юристов. Билингвальный курс. Учебное пособие. М: Проспект, 2023. – 376 с.
4.Гольдин, В. Е. Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова // Гольдин, В. Е. Русский язык и культура речи : учебник для студентов-нефилологов : учебное пособие / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова ; под ред. О. Б. Сиротининой. – изд. стер. – Москва : ЛКИ, 2016. – С. 118-124.
5.Готовцева А. Г. Публицистика, риторика, коммуникация Античности. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М: Директмедиа Паблишинг, 2023. – 180 с.
6.Гринько Е. Н. Академическая риторика. Учебное пособие. М: Флинта, 2022. – 212 с.
7.Зверев С. Э., Ефремов О. Ю., Шаповалова А. Е. Риторика. М: Юрайт, 2024. – 304 с.
8.Корнилова, Е.Е. Искусство публичных выступлений : Путь к успеху : монография / Е.Е. Корнилова. - М. : ИКЦ МарТ, 2011. - 144 с.
9.Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 278 с.
10.Корягина, Н. А. Эффективные коммуникации. Социальная компетентность личности : учебное пособие для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 144 с.
11.Лешутина, И. Риторика. Искусство публичного выступления : монография / И. Лешутина. - М. : Проспект, 2009. - 302 с.
12.Методические рекомендации «Практические аспекты подготовки учащихся к публичным выступлениям»/ Л.В. Цаплина, С.В. Рудометкина; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей. – Тамбов, 2020. – 77с.
13.Михальская, А. К. Определение современной риторики / А. К. Михальская // Филология и коммуникативные науки : учебное пособие / ред.-сост.: А. А. Чувакин [и др.] ; под общ. ред. А. А. Чувакина. – Москва : ФЛИНТА : Наука, 2015. – С. 86-90.
14.Мурашов, А.А. Риторика. Теория и практика : учеб. пособие / А.А. Мурашов. - М. : Издательство Московского психолого-социологического института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 528 с.
15.Муштук, О.З. Основы общей риторики : учебно-методич. комплекс / О.З. Муштук. - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 256 с.
16.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. - Режим доступа : www.slovari.ru. публичное выступление речь
17.Рожков, М. И. Социальная педагогика : учебник для вузов / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 187 с.
18.Савинков, С. Н. Психологическая служба в образовании : учебное пособие для вузов / С. Н. Савинков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 69 с.
19.Сопер, П. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать : монография / П. Сопер; перев. с англ. С.Д. Чижовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 448 с.
20.Турик, Л. А. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования. Педагогическая технология «Дебаты» : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 84 с.
21.Филиппов, А.В. Публичная речь в понятиях и упражнениях : учеб. пособие / А.В. Филиппов, Н.Н. Романов. - М. : Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
22.Халин, С.М. Методика публичного выступления : учеб. пособие / С.М. Халин. - Тюмень : Тюменский гос. ун-т, 2010. - 70 с.
23.Хухлаева, О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 153 с.