Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в рамках реализации действующего Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) процесс обучения детей осуществляется посредством физического, интеллектуального, личностного, культурного развития и формирования учебной мотивации.
Сегодня требуются активные и творческие люди, способные на решение любых проблем. Этому является одной из подцелей современного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Одним из аспектов обучения в ФГОС является познавательное развитие. Большой вклад в решение этой проблемы внесли психологи и педагоги: Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие. Несмотря на то, что проблема познавательного интереса широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой.
Потребность в организации такого учебно-воспитательного процесса, который бы максимально акцентирован на развитие познавательного интереса младших школьников, заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике образования.
В ФГОС приоритет отводится развитию интереса детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной деятельности на уроках математики необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.
Актуальность исследования определяется тем, что в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Из этого можно сделать вывод, что ФГОС НОО обозначает развитие познавательной деятельности, как одну из центральных педагогических целей, от которой зависит основной результат образования.
Анализ литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления противоречия между активизацией познавательной деятельности школьников на уроках математики в учебно-воспитательном процессе и выбором эффективных методов и форм для решения данной проблемы.
Проблема исследования: каковы условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики?
Цель исследования – выявить условия активизации познавательной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики.
Объект исследования – познавательная деятельность обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности активизации познавательной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятия «познавательная деятельность», «активизация познавательной деятельности»;
2. Описать формы и методы активизации познавательной деятельности в младшем школьном возрасте;
3. Обобщить опыт учителей по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Начальное образование является основой всего общего образования. В начальной школе существует множество благоприятных условий для целенаправленного формирования личности ребенка, развития интеллектуальных способностей и, как следствие, общего успешного проектирования образовательной среды.
Учение – основная деятельность школьников, в ходе которой решаются основные задачи, поставленные перед школой. Понятно, что эффективное обучение напрямую связано с вовлеченностью учащихся в процесс. В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко пытался найти наиболее эффективные методы обучения, позволяющие активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся к содержанию обучения [19].
В ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий – это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды, который заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД [14].
Познавательная деятельность рассматривалась исследователями в разное время. В связи с этим в педагогической науке накоплен большой теоретический и практический опыт по изучению данного явления в детском возрасте.
В различных работах было выявлено, что основным источником познавательной деятельности является глубокий, концентрированный рабочий процесс, направленный на решение познавательных задач. В структуре деятельности большое значение имеет взаимосвязь между ее результатом и познавательными интересами. Хороший результат всегда вызывает интерес, а активный интерес ведет к успешному исходу. Внимательный анализ результатов деятельности учителя, активное участие учащихся развивает адекватность самооценки своих результатов, что способствует познавательному интересу и переходу на новый, более высокий уровень. В результате собственной деятельности происходит обучение ценностным ориентациям в воспитании школьников [1].
Между понятиями «познавательный интерес», «познавательная активность» и «познавательная деятельность» существует взаимосвязь, поэтому необходимо подробнее рассмотреть особенности каждого из этих понятий.
Рассматривая понятие «познавательный интерес», был проведен контент-анализ понятий, данный разными авторами (Табл. 1).
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства авторов познавательный интерес понимается как деятельность субъекта, определяемая мотивами познания.
Формирование и развитие познавательного интереса возможно только в деятельности и, прежде всего, в учении. Формирование познавательной деятельности детей в обучении может происходить по двум основным направлениям: отбор соответствующего содержания учебных предметов и собственно организация познавательной активности обучающихся. Деятельность, в свою очередь, может выступать как источник, питающий познавательные интересы в обучении. Она обеспечивает учащимся иные впечатления и психические состояния, нежели те, какие возникают под воздействием учебного материала.
Рассмотрим понятие о познавательной деятельности. М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова трактуют познавательную деятельность как разновидность или качество умственной деятельности. Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова, как естественное стремление ребенка к познанию. П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова пишут о познавательной деятельности как о состоянии готовности к познанию. Как свойство или качество личности оценивают познавательную деятельность Т.А.Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф.Чехлова, Г.И. Щукина 9.
В зарубежных исследованиях исторический аспект проблемы связан с именам таких известных зарубежных ученых прошлого века, как Д. Фрейер, Ш. Бюллер, Э. Торндайк, И.Ф. Гербарт, которые рассматривали «интерес» в структуре личности человека, состоящий из потребностей и чувств, обеспечивающих определенное притяжение к предмету, явлению, событию. До сих пор среди психологов и педагогов остается популярной книга «Исследования развития познавательной деятельности» под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П. Гринфилда (1971), в которой представлены их взгляды на проблему, приводятся данные о развитии восприятия и мышления детей, анализируются идеи интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта, представителей волюнтаристической теории интереса, анализируются причины появления интереса, его связь с эмоциями и волей [30].
Ориентируясь на приведённые ранее точки зрения, доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, исходя из научных исследований М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, был сделан вывод, что познавательная активность является прижизненно развивающимся сложным личностным новообразованием, обусловливающим качественные характеристики познавательной деятельности 6.
Отличительный признак познавательной деятельности от познавательного интереса определяется наличием мотивационного компонента. Познавательная деятельность основана на любопытстве и любознательности, что является главным свойством дошкольного возраста, познавательный же интерес центрирует заинтересованность личности в познании [6, с.26].
Три основных компонента познавательной деятельности выделены и обоснованы в работах Г.И. Щукиной:
эмоциональный – положительная направленность на объекты окружающего мира;
интеллектуальный – потребность в знаниях;
волевой – возможность приложить усилия для получения более глубоких детальных знаний 27.
Существуют несколько уровней познавательной активности:
1) Репродуктивно - подражательная активность (опыт деятельности накапливается через опыт другого);
2) Поисково - исполнительная активность - самостоятельная активность (необходимо понять задачу, а также найти пути ее решения);
3) Творческая активность - сам ребенок ставит задачу, ищет пути ее решения (полученные данные уникальны, поскольку являются продуктом творческой деятельности детей) [18].
В связи с вышесказанным отметим, что познавательная деятельность предполагает определение состояния субъекта, возникающее на основе потребностей, мотивов, интересов, которые способствуют определению цели.
Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе [18].
Активизация познавательной деятельности – это динамичный процесс, направленный на формирование познавательной активности учащихся и повышение эффективности педагогического процесса [18].
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности младших школьников, будут те, которые повысят познавательную активность на основе познавательной мотивации и будут формировать, как основы содержательно - операционного компонента [16].
Необходимо различать внешние и внутренние причины развития познавательной активности. К внешним воздействиям относятся: желание получать хорошие оценки, избегать проблем с учителями и родителями, обеспечивать свое благополучие. Среди внутренних можно обратить внимание на знакомство с изучаемым материалом, интерес к процессу обучения, стремление искать объяснения неясным явлениям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – Москва: Просвещение, 2018. – 75 с. – Текст: непосредственный.
2. Годовникова, Л.В. Формирование познавательной активности / Л.В. Годовникова // Учитель. – 2017. – 187 с. – Текст: непосредственный.
3. Гордиенко, С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гординеко. – Текст: непосредственный // Начальное образование. – 2014. – № 37. – С. 24-29.
4. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения : Учеб. пособие / А.Ю. Дейкина; М-во образование Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. – 47 с. – Текст: непосредственный.
5. Денисов, А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / А.Е. Денисов, В.М. Казанский. – Киев, «Вища школа», 2009. – 52 с. – Текст: непосредственный.
6. Железниченко, Ю.А. Технология проблемного обучения на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников / Ю.А. Железниченко, В.И. Шадрова. – Текст: электронный // Концепт. – 2017. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.03.2025).
7. Жукова, Н.В. О реализации принципов индивидуализированного и дифференцированного обучения/ Н.В. Жукова, Е.Г. Садомская. – Текст: непосредственный // Химия в школе. – 2018. – №1. – С. 34-39.
8. Ильин, В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников / В. С. Ильин, С. В. Петриченко, З. С. Яковлева; М-во просвещения РСФСР. Рост. н/Д гос. пед. ин-т. – Ростов-на-Дону : [б. и.], 2014. – 54 с. – Текст: непосредственный.
9. Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя / Н.Б. Истомина. – Москва: Просвещение. 1985. – 184 с. – Текст: непосредственный.
10. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костарева. – Москва : КАРО,2018. –118 с. – Текст: непосредственный.
11. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. – Санкт-Петербург: Знание, 2006. – 190 с. – Текст: непосредственный.
12. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт-Петербург, 2018. – 55 с. – Текст: непосредственный.
13. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 1997. – 95 с. – Текст: непосредственный.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. No 287. – Текст: электронный// Гарант : информационно-правовой портал. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ – (дата обращения: 18.02.2025).
15. Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О. В. Петунин. – Текст: непосредственный // Almamater. – 2009. – № 2. – С. 36–39.
16. Пожидаева, Л. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики / Л. В. Пожидаева. – Текст: электронный // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-1 (дата обращения: 10.03.2025).
17. Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. …д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с. – Текст: непосредственный.
18. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко, О. В. Ивасева. – Текст: непосредственный // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно-практической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Минск, 2019. – 134 с. – Текст: непосредственный.
20. Султонова, Н.М. Активизация познавательной деятельности на уроках в начальных классах / Н.М. Султонова, Н.М. Кучкарова. – Текст: электронный // Вопросы науки и образования. – 2018. – №23 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-na-urokah-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 10.03.2025).
21. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : Кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. – Москва : Просвещение, 2015. – 173 с. – Текст: непосредственный.
22. Трегубова, Н. Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики / Н. Е. Трегубова. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2014. - № 18 (77). – С. 652-655. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13258/ (дата обращения: 10.03.2025).
23. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – Москва : Педагогика, 1990. – 145 с. – Текст: непосредственный.
24. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников : дидактические очерки / И. Ф. Харламов. – Минск : Нар.асвета, 1970. – 158 с. – Текст: непосредственный.
25. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – Москва: Педагогика, 1982. – 208 с. – Текст: непосредственный.
26. Шкредова, JI. H. Проблемно-поисковые методы обучения / Л. Н. Шкредова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2006. –№12. – С.21-23.
27. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2018. – 141 с. – Текст: непосредственный.
28. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. – Москва : Знание, 2014. – 32 с. – Текст: непосредственный.
29. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 414 c. – Текст: непосредственный.
30. Gruber J. M., Fandakova Y. Curiosity in childhood and adolescence – what can we learn from the brain / J. M. Gruber, Y. Fandakova. – Текст: непосредственный // Current Opinion in Behavioral Sciences. – 2021. – V 39. – P. 178-183.