Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) и Федеральной образовательной программой начального общего образования (далее ФОП НОО), формирование патриотического сознания у детей является одним из основных аспектов образовательного процесса [1].
ФГОС НОО прямо указывает на формирование у выпускников начальной школы любви и уважения к Родине: «Стандарт направлен на становление личностных характеристик выпускника: любящего свой народ, свой край и свою Родину». Кроме того, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «формирование чувства гордости за свою Родину».
ФОП НОО формулирует более конкретно эти предписания, подчёркивая значимость формирования «ценностного отношения к своей Родине, малой родине» [2]. В условиях повышающегося влияния глобализации и виртуальной среды, которые способствуют снижению интереса к национальной культуре и истории, особую роль приобретает применение эффективных методов формирования патриотических чувств у младших школьников.
Литературное чтение в начальной школе ориентировано на культурное развитие детей и формирование у них любви к Родине.
Произведения Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, в частности, их пейзажная лирика, являются важным инструментом трансляции ценностей и культурного наследия, вырабатывая у детей глубокую связь с Родиной. Размышления поэтов о природе и человеческих чувствах обогащают эстетический опыт и воспитывают уважение к истории и культуре [19].
Формирование ценностей, патриотизма и гордости за свою Родину у подрастающего поколения является основополагающим для государства в любой стране. Особенно остро эта проблема стоит в современных условиях, которые характеризуются массовым пересмотром традиционных ценностей и формированием новых идеалов и духовно-нравственных ориентиров. В условиях информационной перегрузки и инокультурного влияния детям бывает сложно сформировать четкие и прочные связи с Родиной. Они могут не в полной мере оценить богатство и разнообразие российской культуры и истории, не почувствовать себя полноценной частью целого народа.
Следовательно, актуальность нашего исследования определяется важностью формирования высококультурных и сознательных будущих граждан России, глубоко любящих свою Родину, а также нормативными документами, определяющими цели и содержание начального образования.
В современной педагогике начального образования проблему формирования ценностного отношения к Родине у младших школьников рассматривали многие ученые, среди которых Ш.А. Амонашвили, отмечает значительную роль гуманной педагогики и позитивной атмосферы для воспитания у детей любви к Родине [4]; А.В. Мудрик, в свою очередь, считает важным формирование у детей чувства причастности к обществу, развития гражданской позиции и ответственности за будущее страны при помощи различных форм воспитательной работы, в том числе изучения литературы [24]; Т.А. Померанцева, которая подчеркивает надобность воспитания у младших школьников ответственности, нравственности и осмысления своего места в обществе [27].
Проблема: каким образом можно формировать ценностное отношение младшего школьника к своей Родине посредством изучения пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева на уроках литературного чтения?
Цель исследования – рассмотреть методы и приёмы формирования ценностного отношения младшего школьника к своей Родине посредством изучения пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Объект исследования – процесс формирования ценностного отношения младшего школьника к своей Родине на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – изучение пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Задачи исследования:
– раскрыть понятие «ценностное отношение к своей Родине» в контексте младшего школьного возраста в современной психолого––педагогической литературе,
– рассмотреть педагогические особенности формирования ценностного отношения человека к своей Родине и культуре на уроках литературного чтения;
– раскрыть особенности проявления темы Родины в пейзажной лирике Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, вошедшей в курс литературного чтения в начальной школе,
– рассмотреть методы и приёмы формирования ценностного отношения младших школьников к своей Родине через изучение пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева на уроках литературного чтения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно–теоретические подходы:
– учёных и педагогов в области методики формирования ценностных ориентаций у младших школьников: Л.С. Выготский [10], А.А. Выдренкова [11], М.А. Дьячкова [16], А.С. Макаренко [23].
– учёных и педагогов в области детской психологии: Ш.А. Амонашвили [4], А.В. Мудрик [24], В.А. Сухомлинский [28].
Методы исследования:
– анализ научно-методической литературы,
– синтез научных знаний в выводах,
– обобщение полученной информации.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников из «» наименования и «» приложений.
Первый раздел посвящен теоретическим аспектам проблемы формирования ценностного отношения младших школьников к своей Родине посредством изучения пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева на уроках литературного чтения в начальных классах.
Во втором разделе раскрываются методические аспекты формирования ценностного отношения младших школьников к своей Родине посредством изучения пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева на уроках литературного чтения в начальных классах.
Приложение содержит конспект урока литературного чтения на тему: ««Всё весны дыханием согрето». «Поэтические странички»»
1. Теоретические основы формирования ценностного отношения младших школьников к своей Родине посредством изучения пейзажной лирики Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева на уроках литературного чтения в начальных классах
1.1. Понятие «ценностное отношение к своей Родине» в контексте младшего школьного возраста в современной психолого––педагогической литературе
Перед тем как рассмотреть суть понятия «ценностное отношение к своей Родине», целесообразно раскрыть сущность понятий «ценность» и «ценностное отношение».
В кратком педагогическом словаре Г.А. Андреевой сообщается, что «За ценность считается все то, что обладает для людей особой важностью, которая выделяется на привычном фоне их обыденной жизни, и потому предпочитается ими в их чувствах, мыслях и желаниях» [6, с. 98].
И. М. Дуранов под ценностями понимал духовные идеалы личности, как гражданина и патриота, который выступает как образец, цель и результат воспитания [15, с. 95].
С.И. Маслов к ценностям причисляет такие ценности, как добро, справедливость, свобода, милосердие, мир, честность, верность, долг, благодарность, любовь к Родине, почитание родителей [7, с. 2].
В педагогике «ценности» определяются как предметы, явления и их свойства, необходимые человеку как средство удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов для достижения общественных целей [9, с. 3].
Следует отметить, что особой категорией ценностей, определяющих нравственные отношения личности, являются социальные ценности, связанные с Родиной. Ценностное отношение к родине определяет поведение и деятельность человека как в ближайшем окружении, так и за пределами государственных границ.
Ценностные установки - это отражение в сознании учащихся средней школы конкретных ценностей, на основе которых строятся их культурные ориентиры, образ жизни и отношение к окружающим людям, себе и обществу в целом. Через ценности можно реализовать важные социокультурные функции, развивать национальные традиции, воплощать единство сознания в мотивах, убеждениях, эмоциях и сферах деятельности. [17].
Ценностные отношения развиваются на протяжении всей жизни человека, однако многие авторы (Г. М. Андреева, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский и др.) отмечали, что ценностные отношения личности закладываются в период младшего школьного возраста [16, с. 4].
Любовь к Родине - ценность, которая отражает устойчивую и избирательную связь среднего школьника с Родиной, которая проявляется в виде определенных личностных смыслов, связанных с историей Отечества и его малой родины для своей жизни и жизни близких людей. Д.С. Лихачев отмечает: «Ценности к Родине являются социальными ценностями общества и является интегральным качеством личности, связанным с формированием социально-ценностных навыков, которые направлены на мастерство, уважение и привязанность к Отечеству, его традициям и нормам, выражение патриотических чувств, стремление к высокодуховным поступкам» [21, с.78]. [21, с.78].
Большое число авторов (Ю.К. Ефремов, В.А. Ивановский, В.Н. Калуцков, Н.Б.Крылова) подчеркивали, что ценностное отношение к своей Родине, являет собой особый стержень, который во многом обуславливает и мотивационную сферу, ввиду того, что человек дает оценку своим поступкам и событиям вокруг касательно близких ему по духу и «расстоянию» ценностей [8, с. 37].
Ю.К. Ефремов, В.А. Ивановский, К.Д. Ушинский, полагали, что начинать воспитывать у детей уважение и любовь к родному краю нужно как можно раньше [7, с. 57].
Д.С. Лихачев подчеркивал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа роста духовной культуры всего общества». Каждый человек обязан знать, в какой красоте и нравственных ценностях он живет. Мы не должны быть настолько самоуверенными и самонадеянными, чтобы огульно отвергать прошлые культуры, не «осуждая» их. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры» [21, с.45]. В ребенке развивается чувство любви к родине, благочестивое отношение к семье, то есть к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это те корни, которые связывают ребенка с местом рождения и ближайшим окружением.
М.Ю. Новицкая подчеркнула, что ценности Родины - это прежде всего воспитательное взаимодействие взрослых и детей в рамках единого культурного и смыслового пространства, способствующее формированию эмоционально-положительного отношения к природе Родины, привязанности к окружающим, семье и дому, причастности к историко-культурному наследию страны. В результате такого взаимодействия у детей формируются общечеловеческие нравственно-патриотические установки и личностные качества. В будущем они проявятся в виде любви и гордости за свою Родину, стремления нести ответственность за ее настоящее и будущее.
Таким образом, можно сказать, что на протяжении всей своей жизни человек, воспринимая мир, действуя в нем и взаимодействуя с другими людьми, руководствуется багажом ценностных отношений, которые присущи ему, связаны с его родиной. Ценности культуры и истории окружают всех учащихся средней школы. А местная культура - это самый первый шаг к тому, чтобы помочь учащимся не только понять общечеловеческие ценности мировых культур, но и развить теплые чувства к своей родине.
В начальные годы обучения дети наиболее чувствительны к окружающему миру. Задача учителя - сохранить эмоциональную отзывчивость ребенка, постепенно приобщая его к миру взрослых, приобщая к культурным ценностям семьи, родного края, страны и города. Младшие
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: Утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. – Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Федеральная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/
3. Федеральная рабочая программа воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogoobshchego/iii/170/
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М. : Амрита, 2012.
5. Андрюнина А.С. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства // Science Time. 2015. №5 (17).
6. Андреева Г.А. Краткий педагогический словарь. М.: В. Секачев, 2012. 181 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. СПб.: Питер, 2013.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2005. 159 с.
9. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. М.: Владос, 2016. - 512 c.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - Москва: АСТ [и др.], 2005. - 670
11. Выдренкова А.А. Формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2014. — № 4. — С. 28-30.
12. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика, 2005, № 6, с. 59-63.
13. Детская литература : учебник для среднего профессионального образования / В. К. Сигов [и др.] ; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 532 с.
14. Детская литература : учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — 9-e изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с. — (Сер. Бакалавриат).
15. Дуранов М.Е., Швачко, Е.В. Теория и методология социокультурного образования: [монография]. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2019.
16. Дьячкова М.А. Понятия «ценность» и «духовно-нравственные ценности» в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2020, № 12. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-tsennost-i-duhovno-nravstvennyetsennosti-v-pedagogike, (дата обращения 08.12.2024)
17. Ефимова Н.С. Социальная психология. М.: Академический проект, 2012. 202 с.
18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1982. 251 с
19. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Зайцева С. А., Маясова Т. В., Кочетова Е. В. Исследование ценностного отношения к родине у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2021. №2 4 (52). C. 280-296
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 352 с.
21. Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3 т. Л.: Худож. лит, 1987.
22. Лоскутова И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 447-448.
23. Макаренко А.С. Педагогическая поэма/ - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 557
24. Мудрик А.В. М893 Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с
25. Меркулова Т.К. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2018. № 4. С. 24-28.
26. Некрасов, Н. А. Стихотворения и поэмы / Н. А. Некрасов : Школьная программа, 2022 — 176 c.
27. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3, 8-18.
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – 5-е изд. – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.
29. Тютчев, Ф. И. Стихи детям // Эксмо, 2015 — 64 c.
30. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения // Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 358 с.
31. Фет, А. А. Стихи детям // Эксмодетство, 2016 — 128 c.
32. «Ф.И. Тютчев. Стихи о природе. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Конспект урока представлен на сайте Российской электронной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6032/conspect/38442/ (Дата обращения: 10.03.2025)