Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных приоритетных факторов, оказывающих влияние на эффективное функционирование экономики страны, является дорожно-транспортная инфраструктура и ее состояние. Динамичность и развитие инфраструктуры может способствовать развитию территорий субъектов и в целом оказывать влияние на национальную экономику, с другой стороны, из-за недостаточного уровня размещения быть сдерживающим фактором развития экономики и причиной экономического кризиса. Дорожно-транспортная инфраструктура должна гарантировать условия необходимые условия ресурсного обеспечения отраслей производства и услуг и доступ к необходимым рынкам и ресурсам. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году ожидается, что 70% мирового населения будет проживать в городской черте [7]. Это означает, что с увеличением числа городского населения возрастёт потребность в эффективном размещении растущего населения, при этом повышаются требования самих жителей к комфортному проживанию в городской среде. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры в условиях ограниченного финансирования строительства и содержания автодорог и повышением инвестиционной привлекательности городской территории в целях обеспечения целостности транспортного пространства и роста конкурентоспособности региональной экономики. Изучение теоретических и методологических вопросов, связанных с определением уровня развития дорожной инфраструктуры и механизмов влияния на социально-экономическое развитие города и качество жизни населения, имеют также практическое значение.
Теоретические основы развития дорожного хозяйства и транспортных систем получили отражение в трудах В.Ф. Бабкова, В.С.Бильчака, А. К. Бируля, В.Г. Галабурды, А.Г. Гранберга, Г.Д. Дубелира, В. В. Ивченко, И. В. Кочетова, В. Н. Лившица, И. В. Найденова, А.Д. Некипелова, Н.А.Троицкой.
Цель исследования - проанализировать состояние и пути развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Кирова.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовые и теоретические основы формирования дорожно-транспортной инфраструктуры.
2. Провести анализ роли дорожно-транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии и повышении качества жизни населения г. Кирова.
3. Рассмотреть пути совершенствования развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Кирова.
Объект исследования – дорожно-транспортная инфраструктура г. Кирова
Предмет исследования- совершенствование механизма развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Кирова для обеспечения устойчивого развития территории.
Информационная база исследования представлена законодательными и нормативно-правовыми документами Правительства РФ, Администрации города Кирова, материалами Госкомстата РФ, Управления дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова и информационными ресурсами сети Интернет.
В работе использовались методы: системного подхода, экономико-математического, статистического, графического, сравнительного и логико-структурного анализа.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Понятие и классификация дорожно-транспортной инфраструктуры
Дорожно-транспортная инфраструктура состоит из трёх взаимосвязанных элементов. Дорога представляет собой поверхность искусственно созданных сооружений или обустроенную полосу земли, предназначенную для передвижения транспортных средств и людей. Дорога это не только проезжая часть, но и разделительные полосы, трамвайные пути, тротуары и обочины. Транспорт - это механизм, используемый для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, которое непосредственно установленной на нем. Дорожное движение объединяет понятия дорога и транспорт в виде совокупности общественных отношений, которые возникают в момент перемещения грузов и людей при помощи транспорта или без него в пределах дорог [1].
Дорожно-транспортная инфраструктура города является многофункциональным комплексом, реализующим совокупность потребностей населения. Инфраструктура связана с движением и связями на социально-территориальном пространстве транспорта, водителей и пешеходов.
Современные условия развития дорожно-транспортной инфраструктуры характеризуются диспропорцией между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства и увеличение рисков на дороге, вызванных увеличение мощности транспортных средств в ограниченных скоростных возможностях городского пространства.
Темпы технического развития, автомобилизация и внедрение инновационных технологий ставят человека как основного субъекта дорожно-транспортной инфраструктуры, качество которой должно обеспечивать безопасность дорожно-транспортной системы в целом.
Градостроительные концепции в истории предполагали развитие дорожных коммуникаций и решение вопросов перенаселённости городов, функционирования транспорта и улично-дорожных сетей.
Дорожно-транспортная инфраструктура (ДТИ) – важнейшая составляющая градостроительства на всех территориальных уровнях. Разработка дорожно-транспортной инфраструктуры на уровне территориального планирования означает построение и развитие дорожной сети и логистики, связывающих системы расселения.
Разработка дорожно-транспортной инфраструктуры – это закрепление планировочной схемы города и связей между его функциональными зонами, установление иерархии улиц и дорог, расчёт их пропускной способности и необходимых видов разнообразного транспорта. Разработки в области дорожно-транспортной инфраструктуры города являются основанием для градостроительной деятельности на уровне планировки территорий.
Основные требования к дорожно-транспортной инфраструктуре:
обеспечение устойчивых и дифференцированных связей между различными зонами города;
сочетание достаточной средневзвешенной скорости перемещения и безопасности движения;
равномерное и дифференцированное распределение объёмов транспорта в города;
способность к беспрепятственному территориальному развитию;
обеспечение возможности для формирования разветвлённых пешеходных путей сообщения, в том числе, озеленённых;
обеспечение эстетически выразительных видовых точек и улучшения ориентации в урбанизированном пространстве
Классификация дорожно-транспортной инфраструктуры может быть проведена по следующим признакам:
1. По доступности пользователям: инфраструктура общего и необщего пользования [2].
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
2. По значению: государственная (федеральная), региональная (территориальная), муниципальная и частная (физических и юридических лиц).
Согласно статье 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги делятся на следующие виды:
дороги федерального значения;
дороги регионального или межмуниципального значения;
дороги местного значения;
частные автомобильные дороги.
3. По видам транспорта.
Есть подразделение по видам транспорта на:
железнодорожный;
морской;
внутренний водный (речной);
автомобильный;
воздушный;
трубопроводный.
4. Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры подразделяются в зависимости от собственника:
государственные организации (объекты находятся в собственности органа исполнительной власти);
региональные и муниципальные (объекты дорожно-транспортной инфраструктуры находятся под управлением уполномоченных на то органов исполнительной власти определённого уровня);
частные объекты транспортной инфраструктуры общего пользования относят те объекты, которые принадлежат физическим или юридическим лицам. Объектами управляют их собственники или же уполномоченные на то собственниками лица.
Объекты промышленности, коммунально-складское хозяйство, узлы внешнего транспорта и выезды за территорию города требуют функционирования и развития скоростных дорог нерегулируемого движения и соответствующих транспортных развязок. Система общественного городского центра должна формироваться с учетом многообразия транспортных развязок, регулирования движения, пешеходными путями и узлами.
Жилые зоны требует одновременной изоляции дорожно-транспортной инфраструктуры и ее доступности для создания более комфортных условий проживания населения и возможности без ограничений проезда до мест работы, получения услуг, рекреации. Рекреационные зоны и образовательные учреждения должны обеспечиваться безопасностью и изоляцией от мощных фрагментов городской дорожно-транспортной инфраструктуры.
Таким образом, градостроительное проектирование дорожно-транспортной инфраструктуры должно учитывать сложившуюся планировочную структуру, застройку, инженерные сети и поддерживать эстетически благоприятные и информативные видовые точки для ориентации в пространстве населения и обеспечения бесперебойного пассажирского и грузового потока на территории города.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент.–М.: ФГУП «»Типография» Россельхозакадемии 2021. – 191 с.
2. Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика : учебное пособие для бакалавров. - М. : Проспект, 2021. - 408 с.
3. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учеб. М.: Проспект, 2019. 432 c.
4. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2020. – 352 с.
5. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
6. Бродецкий, Г.Л Экономико-математические методы и модели в логистике. Потоки событий и системы обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Логистика и управление цепями поставок"/ Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2020. - 272 с.
7. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев.. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
8. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2020. – 724 с.
9. Волгин, В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2021. – 457 с.
10. Воронков, А.Н. Логистика: основы операционной деятельности: учебное пособие / А.Н. Воронков; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2020. – 168 с.
11. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для бакалавров / А. М. Гаджинский. — 21-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 420 с.
12. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2020. - 484 с.
13. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений/ А.М. Гаджинский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2020. - 375 с.
14. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления: Учебник. - М.: РАГС, 2020. – 560с.
15. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 304 с.
16. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2021. – 557 с.
17. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.
18. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2021. – 659 с.
19. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2021. – 320 с.
20. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2020. – 268 с.
21. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2020. – 220 с.
22. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2019. – 522 с.
23. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2019. – 442 с.
24. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 359 с.