Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция РФ возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная роль принадлежит государственной управленческой деятельности.
Необходимым условием для успешной деятельности в области управления является знание и эффективное применение научных основ административного права.
В настоящее время в России постоянно развивается система органов власти и управления, увеличиваются объемы финансирования государственных органов, принимаются нормативные правовые акты, требующие контроля за их исполнением.
Необходимость совершенствования административно-правовых основ в области управления и организации как важнейшего фактора улучшения работы, а, следовательно, обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств , обуславливает актуальность темы исследования.
Научные основы административного права исследованы в научных трудах таких правоведов как: Д.Н. Бахрах, П.И. Кононов, Ю.И. Мигачев, А.Ф. Ноздрачев, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов и некоторых других.
Цель исследования – определить понятие и особенности административного права, его соотношение с другими отраслями права.
Задачами исследования являются следующие:
1) Определить понятие административного права;
2) Выяснить основные принципы, источники административного права;
3) Изучить систему, институты, нормы административного права;
4) Установить соотношение административного и уголовного права;
5) Установить соотношение административного и гражданского права.
Объект исследования – общественные отношения, урегулированные административным правом.
Предмет исследования − правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области государственного управления.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы Н.Ю. Давыдовой, О.М. Дорошенко, С.Н. Керамовой, П.И. Кононова, С.И. Саенко, А.П. Слепова, В.Ю. Ухова и некоторых других авторов.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – ФЗ № 414-ФЗ), некоторые другие федеральные законы, подзаконные акты.
При проведении исследования использованы общенаучные методы (системно-структурный, логический), а также частно-научные методы (формально-юридический, метод правового моделирования).
Структура исследования представлена введением, тремя главами, состоящими из пяти параграфов, заключением, списком литературы.
ГЛАВА 1. Понятие административного права и его особенности
1.1. Понятие административного права
Административное право представляет собой совокупность административно-правовых норм, является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая отличается от других отраслей права, прежде всего, предметом и методом правового регулирования.
Предметом административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления, связанные с реализацией государственных управленческих полномочий.
Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления.
Государственное управление в широком понимании представляет собой регулирующую деятельность государства в целом (например, деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов).
Государственное управление в узком понимании является административной (исполнительно-распорядительной) деятельностью, то есть деятельностью исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов .
Согласно ст. 10 Конституции РФ исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти в РФ в системе разделения властей. Государственная исполнительная власть осуществляет реализацию государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера в сфере развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и в других сферах.
Государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера реализуются государственной исполнительной властью через государственные органы исполнительной власти. Исполнительная власть представляет собой совокупность государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями по исполнению законов и их реализации методами, предусмотренными законодательством.
Органом исполнительной власти является имеющее свою внутреннюю структуру подразделение (элемент) государственного аппарата, действующее от имени государства на профессиональной кадровой и необходимой материально-технической основе, предназначенное для реализации законов, подзаконных и иных правовых актов в рамках своей компетенции и наделенное, в силу этого, необходимыми полномочиями по осуществлению определенных функций государства .
Органы исполнительной власти в РФ включают: Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 77, ч. 1 ст. 110 Конституции РФ). Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ входят в единую систему публичной власти в РФ (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ).
Правительство РФ является высшим федеральным исполнительным органом государственной власти (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ). В систему федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства различаются по сферам деятельности (например, финансы, сельское хозяйство, юстиция), организационно-правовым формам и содержанию выполняемых функций (например, правовое регулирование, надзор (контроль), управление государственным имуществом) .
В систему исполнительных органов субъекта РФ согласно ч. 1 ст. 31 ФЗ № 414-ФЗ входят высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган субъекта РФ, иные исполнительные органы субъекта РФ.
Помимо управленческих отношений в деятельности органов исполнительной власти, административное право регулирует управленческие отношения в деятельности:
а) Органов государственной власти, не относящихся к государственным органам исполнительной власти (законодательных, судебных), при выполнении ими государственно-управленческих функций (например, общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, деятельностью председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями, деятельностью судов общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях);
б) Органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) (при делегировании им государством государственно-властных полномочий) .
Так, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (например, по охране общественного порядка, по взиманию налогов, формированию местного бюджета), подконтрольными государству в связи с передачей необходимых для их осуществления переданных полномочий материальных и финансовых средств .
Таким образом, административное право регулирует следующие виды управленческих отношений, связанных с осуществлением государственно-властных полномочий:
– В сфере реализации исполнительной власти;
– В сфере деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры (внутриорганизационные управленческие отношения);
– В сфере осуществления административного судопроизводства;
– В сфере деятельности органов местного самоуправления;
– В сфере деятельности общественных объединений (организаций) .
Метод правового регулирования административного права – императивный. Императивный метод правового регулирования предполагает властные отношения, исключающие юридическое равенство их участников, которыми являются: субъект, наделенный государственно-властными полномочиями, и исполнитель его властных волеизъявлений.
Несмотря на то, что у субъекта исполнительной власти налицо значительный круг данных ему государством прав, имеются у него и определенные обязанности, которые по отношению к стороне-исполнителю превращаются в ее юридические гарантии, то есть наделенные властью субъекты обязаны действовать исключительно в рамках своей компетенции, в строгом соответствии с действующим законодательством, не нарушая и не игнорируя права стороны-исполнителя. Так, установлен законодательный запрет вмешательства государственных органов исполнительной власти в оперативную деятельность предприятий и учреждений, а также деятельность общественных организаций и фондов .
Итак, можно сделать следующие выводы:
1) Административное право является совокупностью административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, связанные с реализацией государственных управленческих полномочий, посредством императивного метода правового регулирования.
2) Административное право регулирует управленческие отношения в деятельности государственных органов исполнительной власти; органов государственной власти, не относящихся к государственным органам исполнительной власти (законодательных, судебных), при выполнении ими государственно-управленческих функций; органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) (при делегировании им государством государственно-властных полномочий).
3) Административное право регулирует общественные отношения методом власти-подчинения (императивным).
1.2. Основные принципы и источники административного права
Принципами административного права являются основополагающие идеи, находящиеся в основе регулирования административно-правовыми нормами общественных отношений.
Основными принципами административного права являются:
1) Принцип законности – означает, что все правовые акты, применяемые на территории России, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
4. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 13.12.2024) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
6. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
10. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 52 (часть I). – Ст. 8973.
11. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
12. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.
13. Постановление Губернатора Тюменской области от 18.04.2005 № 35 (ред. от 15.02.2018) «О структуре исполнительных органов государственной власти Тюменской области» // Правовая система «КонсультантПлюс»: региональное законодательство.
Книги, научные статьи
14. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / А.П. Слепов. – Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2020. – 44 с.
15. Административное право: учебное пособие / В.Ю. Ухов, О.В. Прохорова, О.А. Дрозд и др. − Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2021. − 264 с.
16. Административное право: учебное пособие / Н.Ю. Давыдова, М.Г. Чепрасов, И.С. Черепова, Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 223 с.
17. Дорошенко О.М. Административное право: учебник. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 168 с.
18. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник. – Москва: КНОРУС, 2023. – 314 с.
19. Керамова С.Н. Проблемы разграничения административной и уголовной ответственности // Закон и право. – 2019. – № 1. – С. 166-169.
20. Косян М.С., Емельянов Д.Д., Перегудов С.Г. Проблемы разграничения уголовной и административной ответственности // PEDAGOGICAL SCIENCES. – 2020. – № 35(87). – С. 27-29.
21. Редкоус В.М. К вопросу о взаимодействии административного и уголовного законодательства Российской Федерации в современных условиях // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика: Материалы X Международной научно-практической конференции, Тамбов, 16–17 апреля 2021 года / Редколлегия: Э.Ю. Кузьменко, М.И. Кольцов, Е.А. Попова. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. – С. 19-31.
22. Саенко С.И. Норма административного права России: перспективы понятийной модификации // Административное право и процесс. – 2018. – № 5. – С. 9-13.