Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современный период развития и становления общества и функционирования правового государства, необходимость в особой значимости государственного управления постоянно растет и интерес общества к его организации становится центром внимания.
Данная характеристика и важность определена тем, что в настоящий момент именно государство является основным инициатором и регулятором, обеспечивающее развитие общества во всех сферах, а также предоставляет определенный вид прав, обеспечение предусмотренных гарантий, а также осуществляет защиту и охрану своих граждан.
Система управленческого аппарата публичной власти, в общем функционировании и действии осуществляет полное обеспечение и регулирование социально - экономической, политической и правовой системы общественных отношений, используя при этом все разрешенные законодательством юридически способы, а также методы влияния на общество.
Современное общество требует активного развития, во всех сферах деятельности, при этом государство обязано обеспечить гражданам для этого условия. Для этих целей формируется определенная стратегия государственных направлений и решений, которые определяют форму стратегического государственного менеджмента, ориентированного на определенное стабильное развитие, осуществляющее государственным управлением, направленное на реализацию конкретных сфер.
Стратегия представляет собой нормативный по шаговый системный и утвержденный план высшим руководством, в целях его реализации на определенную сферу деятельности.
Актуальность темы работы, обусловлена тем, что стратегическое планирование способствует возможности достичь желаемых действий, предусматривая для этого комплекс определенных решений, позволяющих осуществить с помощью мер оптимизации и трансформации, в целях дойти до уровня конечной точки стратегии, путем использования предлагаемых возможностей и реализовать их на практике.
Стратегия обеспечивает более четкий и спланированный путь достижения желаемого, состоящая из конкретных решений и действий. Стратегическое планирование в последнее время часто использует государственное управления, создавая нормативно правовое обеспечение реализации различных проектов и программ, направленных на обеспечения благоприятного функционирования всех сфер общества государства.
Объектом данной работы является стратегическое планирование в Костромской области
Предметом данной работы является организационно – правовые аспекты реализации стратегического планирования.
Цель курсовой работы является процесс разработки мероприятий, направленных на совершенствование стратегии социально-экономического развития Костромской области»
В необходимости достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативную базу стратегического планирования в субъектах РФ.
- рассмотреть опыт разработки и реализации региональных стратегий в РФ и за рубежом
- определить направления развития регионального стратегического планирования, представленные в научной литературе
- определить характеристику системы органов управления Костромской области, участвующих в стратегическом планировании
- провести проверку значений показателей, представленных в стратегии региона
- сравнить стратегии Костромской и соседних областей
- определить внесение изменений в текущие значения показателей, представленных в стратегии
- разработать основные направления повышения эффективности стратегического планирования в Костромской области
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Нормативная база стратегического планирования в субъектах РФ
Социально – экономическому развитию государства способствует создание благоприятного функционирования всех сфер общества. Для достижения таких целей государство и органы государственной власти создают определенные программы и проекты с помощью стратегического планирования, использование и реализация которой осуществляется на основе разработанной нормативной базы на всех уровнях и регионах государства.
Основным законом, регулирующим базовые принципы функционирования государства, а также содержащая основные положения, направленные на выражение стратегических целей и приоритеты, служащие определенным ориентиром для всех субъектов конституционных правоотношений является Конституция РФ.
ФЗ «О стратегическом планировании в РФ является основным правовым документом, регулирующим вопрос государственного стратегического управления, а также распределяет полномочия органов государственной власти на всех уровнях и обеспечения взаимодействия с различными структурами и организациями по вопросам стратегического управления.
Данный закон определяет реализацию стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровне на основании которого возникают определенные отношения между участниками, направленные на процесс целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально – экономического развития всей территории РФ, отраслей экономической системы, а также достижению обеспечения национальной безопасности, с осуществлением необходимого контроля за формированием и реализацией документов стратегического планирования.
ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» содержит основные положения, определяющие процесс функционирования стратегического планирования в РФ, а именно:
1. Определяет полномочия органов государственной власти на различных уровнях.
2. 2. Закрепляет систему стратегического планирования в которую входит: принципы, задачи, участники и их полномочия, перечень основных документов и процесс их регистрации с учетом признания общественного мнения при их разработке, наличие информационного обеспечения по стратегическому планированию.
3. Устанавливает документы, которые разрабатывают в рамках реализации целей на федеральном уровне.
4. Разработка документов по стратегическому планированию в отношении отраслевого и территориального функционирования.
5. Перечень документов, отражающих прогноз стратегического планирования на федеральном уровне, а также те в которых содержится само планирование и программирование.
6. Наличие документов, разрабатываемых в целях обеспечения стратегического планирования в субъектах РФ, включающие прогнозирование, планирование и программирование, а также схему взаимодействия нескольких субъектов.
7. Документы, содержащие стратегическое планирование на уровне муниципального образования.
8. Процесс ведения мониторинга и наличия контроля за реализацией документов стратегического планирования с наделением ответственности органов государственной власти, уполномоченных обеспечить реализацию стратегического планирования.
В отношении развития стратегического планирования в российском государстве, на сегодняшний день функционирует Прогноз долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2030 г. Данный вид планирования, направлен на реализацию поставленных целей, в достижении необходимого социально - экономического развития, в перспективе через определенное количество времени, достичь желаемого результата. Прогноз направлен не только на развитие социально - экономических показателей всего государства, но также и субъектов РФ.
Такой длительный прогноз, в развитии предусмотренной сферы, направлен на реализацию с помощью единой комплексной стратегии, обеспечивая выполнение утвержденных государственных программ, а также иных планов, которые документально должны быть подтверждены в своем выполнении. Так или иначе, несмотря на возможные риски, отсутствие четко предусмотренных непредсказуемых ситуаций, данный Прогноз и все элементы его использования, все же позволяют подвести итог, в положительных результатах успешного завершения в выполнении государственного стратегического управления.
Указ президента РФ от 07.05.2024 года № 312 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определяет цели экономического и социального развития РФ, которые включают в себя:
- обеспечение сохранения населения, укрепление его здоровья, достижение повышения уровня благополучия граждан, а также обеспечить необходимую поддержку семей,
- создание максимально комфортной и безопасной среды для жизнедеятельности граждан,
- обеспечение экономической безопасности,
- достижение показателей, обеспечивающих устойчивую и динамичную экономику,
- развитие технологий и обеспечение лидерства государства в разработке некоторых видов техники,
- развитие цифровой сферы государственного управления, а также экономической и социальной инфраструктуры.
Нормативным документом, определяющим порядок государственной регистрации документов стратегического планирования и формирования реестра по учету таких документов, является Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 г. № 631.
Регулирование Положений о содержании состава, порядке и процесса разработки и внесение изменений и поправок в стратегию социально – экономического развития утвердило Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 года № 822.
В отношении правового регулирования субъектов РФ в вопросах стратегического планирования регионов существует множество распоряжений губернаторов в которых утверждаются законы субъектов, регламентирующих вопросы стратегического планирования регионов одним из таких следует отметить Закон Ставропольского края от 27.12.2019 г. № 110-кз «О стратегии социально – экономического развития Ставропольского края до 2035 года».
Одним из законов субъектов можно также определить Распоряжение администрации Костромской области от 12.07.2021 г. № 165-ра, регламентирующий вопросы стратегического планирования данного региона.
Также в Иркутской области было принято и действует в настоящий момент нормативно – правовой акт, регламентирующий вопросы стратегического планирования, а именно Постановление Правительства Иркутской области от 30.06.2022 г. № 509-пп «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития Иркутской области.
При этом создание нормативно – правовых актов субъектов РФ в отношении вопросов стратегического планирования регионов разрабатываются на основе федеральных нормативно – правовых актов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.
Помимо региональных законов по вопросам стратегического планирования существуют и действуют решения Государственной Думы муниципальных образований, например таких как Решение Думы города Иркутска от 15.11.2023 года № 007-20-056745/3 «Об утверждении стратегии социально – экономического развития города Иркутска на период до 2036 года.
В качестве одного из примеров муниципального образования, которое разработало нормативно – правовой акт по стратегическому планированию является Постановление администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 г. № 375, который утверждает процесс разработки стратегии социально – экономического развития муниципального образования.
Таким образом следует определить, что стратегического планирование регламентируется многими законодательными актами на всех уровнях: федерльном, региональном и муниципальным.
1.2. Опыт разработки и реализации региональных стратегий в РФ и за рубежом
Любая политика региона направлена на решение определенных задач в различных сферах специально уполномоченными органами с использованием элементов налоговой, бюджетной, ценовой, социальной и инвестиционной политики, обеспечивая при этом эффективное и рациональное их использование.
При этом рассматривая зарубежный опыт стратегического планирования необходимо отметить, что Европейский Союз устроен так, что применение и реализацию государственной политики обеспечивают все государства, входящие в данный союз. Иные государства, являющиеся более отстающими стратегическое планирование и его реализацию обеспечивают за счет благоприятного сотрудничества с соседними государствами.
Рассматривая региональное стратегическое планирование в США следует определить, что его реализация осуществляется из основы особенностей законодательства, которое разрабатывается самостоятельно и внедряется во все штаты.
Стратегическое управление в последнее время, достаточно часто используется государствами, которое представляет возможность ориентироваться на будущее развитие.
Структура стратегического управления, настолько специфически сформирована и устроена, что может применяться и в обычных организациях и в органах государственной власти. Характеристика стратегического управления в государстве, позволяет достичь с помощью различных инструментов желаемого развития.
Органы государственной власти имеют в своей структуре функциональные особенности, а также особое построение взаимодействия между собой и населением, обеспечивая функции, которые направлены в первую очередь на исполнение и распоряжение.
Государственное управление, структура которой формирует определенные государственные органы, направлены на единую итоговую цель и методы развития ее идентичны. В процессе исполнения утвержденной стратегии, также в период реализации могут корректироваться решения некоторых задач и изменятся функции, а также проводится учет всех составляющих социальных сфер и их особенностей. В результате установления достигаемых целей, способом стратегического управления, формируется определенно организационная структура системы органов управления. В состав сформированных структурных подразделений, входят организаторы, в зависимости от наделенных полномочий и функций органами управления.
Рассматривая государственное управление, следует определить, что оно является органом, выполняющим исполнительскую деятельность. Субъектами при этом, являются сами органы государственной власти, которые направлены на осуществление деятельности в государственном управлении. Особенностью государственного управления, является осуществление деятельности государственными служащими, возложенных на них полномочий, в отношении издания законодательных актов, и их реализация, а также контроль за их исполнением.
Структура административного аппарата в органах государственной власти, формируется в зависимости от потребности общества и сферы деятельности, которую он регулирует и все предусмотренные действия в отношении взаимодействия с международными организациями, а также осуществления активного развития собственного государства.
Стратегическое планирование, активно развивается и применяется на всех уровнях государственной власти, в особенности региональном, при котором в государственной власти важное значение в приоритете государства, является развитие регионов. Важным элементом стратегического менеджмента в регионах, определяет функционирование деятельности органов исполнительной власти, направляющих стратегическое планирование, в отношении тех сфер социального общества, которые являются особенностью данной территории, направление которых на целено, либо на развитие слабых сфер, путем улучшения ее деятельности, либо активное развитие уже имеющихся отраслей.
Весь процесс стратегического управления в определенной территории, является осуществлением особого вида деятельности, которая осуществляет контроль, фиксирует и отмечает все происходящие изменения и реализует на достижение конкретных стратегических целей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ
3. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №312 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2022 г. № 249 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации
7. Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования"
8. Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 N 822 (ред. от 13.09.2019) "Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов"
9. Устав Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 300-4-ЗКО
10. Закон Ставропольского края от 27.12.2019 N 110-кз "О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года" (принят Думой Ставропольского края 20.12.2019)
11. Распоряжение Администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года»
12. Постановление администрации Костромской области от 14 декабря 2020 г. N 559-а «О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года»
13. Постановление Правительства Иркутской области от 30 июня 2022 года N 509-пп «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Иркутской области»
14. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 27.02.2019 N 375 "О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования "город Екатеринбург"
15. Решение Думы г. Иркутска от 15.11.2023 N 007-20-056745/3 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года"
Учебная и научная литература
16. Агибалова, В. Г. Механизм управления и самоуправления сельскими территориями / В. Г. Агибалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 265-267.
17. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161.
18. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
19. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с
20. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
21. Григорьев, А. Д. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в современных условиях / А. Д. Григорьев, К. А. Лапин, А. В. Лукьянов-Степанов, Н. В. Поминов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 90-94.
22. Зерчанинова, Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов / Т.Е. Зерчанинова. - М.: Логос, 2021. - 304 c.
23. Исследование социально-экономических и политических процессов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2022. - 228 c.
24. Корабельникова, А. В. Правовые механизмы обеспечения устойчивого развития на региональном уровне / А. В. Корабельникова, О. А. Пугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 123-125.
25. Корабельникова, А. В. Правовые механизмы обеспечения устойчивого развития на региональном уровне / А. В. Корабельникова, О. А. Пугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66120/ (дата обращения: 11.03.2025).
26. Каменских, Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития : учебное пособие / Н.А. Каменских. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 127 с.
27. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
28. Лукьянцева, Ю. В. Методы выработки стратегических решений / Ю. В. Лукьянцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 110-112..
29. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.
30. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года, 2020. – С. 17-22.
31. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
32. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
33. Платов, В. Я. Технология стратегического планирования и управления / В.Я. Платов, С.Е. Золотарева, О.В. Платова. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2024. - 376 c.
34. Рой, О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой, А.М. Киселева. - М.: Питер, 2020. - 240 c.
35. Чекомасова, А. И. К вопросу о территориальном планировании в РФ: актуальные проблемы и пути их решения / А. И. Чекомасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 265-268.