Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный механизм, который включает в себя совокупность финансовых отношений, обеспечивающих формирование и использование бюджетных средств на всех уровнях государственного и местного управления. В условиях современных экономических реалий и глобальных вызовов, таких как экономические кризисы, изменения политической обстановки и новые требования со стороны общества, значимость данной системы возрастает вдвое. Бюджетная система является не только основным инструментом финансового обеспечения государственных функций, но и важным индикатором финансовой стабильности государства и его способности к выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Актуальность исследования данной темы обусловлена множеством факторов. Во-первых, необходимо отметить, что в последние годы законодательство в области бюджетной политики претерпело значительные изменения, что создает потребность в детальном анализе новых норм и правил. Во-вторых, растущая роль местных бюджетов в условиях децентрализации финансовых полномочий требует исследования более глубоких аспектов взаимодействия различных уровней бюджета. В-третьих, глобальные вызовы, связанные с изменением экономической конъюнктуры и пандемией COVID-19, ставят новые задачи перед бюджетной системой, делая исследование ее устойчивости и адаптивности особенно актуальным.
При этом, несмотря на стабильные тенденции в развитии бюджетной системы, продолжает существовать ряд проблем, требующих особого внимания. К числу таких проблем можно отнести недостаток прозрачности и открытости бюджетной отчетности, дисбаланс между доходами и расходами различных бюджетов, а также низкий уровень финансовой грамотности как у граждан, так и у государственных служащих. Эти факторы создают вызовы для эффективного управления бюджетным процессом и могут привести к ухудшению финансового положения государственных организаций.
Целью данного исследования является анализ бюджетной системы Российской Федерации с акцентом на выявление ее основных проблем и возможностей для дальнейшего совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить понятие, роль и функции бюджета;
- рассмотреть структуру и принципы бюджетной системы;
- провести анализ формирования и развития бюджетной системы РФ;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ и рассмотреть пути их улучшения.
Объектом исследования выступает сама бюджетная система Российской Федерации.
Предметом исследования являются отношения между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации, принципы организации бюджетной системы РФ.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, поделенные на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретическая характеристика бюджетной системы
1.1 Понятие, роль и функции бюджета
Бюджет – это финансовый план, охватывающий конкретный период времени (обычно год, но возможны и другие сроки), применяемый к государству, местному самоуправлению, компании или семье. Изначально слово «бюджет» произошло от нормандского и затем французского слов, обозначавших сумку для денег, носимую на поясе. После нормандского завоевания в Средние века это слово пришло в Англию, где «бюджетом» называли сумку канцлера Казначейства, в которой содержались счета и документы, представляемые Парламенту для анализа финансового плана страны. Бюджет как экономический инструмент возник в результате развития товарно-денежных отношений и формирования государства как института, регулирующего эти отношения [19, с. 54].
История формирования бюджета в России начинается с эпохи Петра I. В то время бюджет был представлен в виде сметы доходов и расходов государства. В начале XX века бюджет стал более детальным и включал в себя не только доходы и расходы, но и финансовые результаты деятельности государства. После распада СССР в 1991 году начался переход к рыночной экономике, что привело к изменению принципов формирования бюджета. В 1992 году был принят закон "О бюджетной системе Российской Федерации", который определил основные принципы формирования бюджета в условиях рыночной экономики [15].
Бюджет – это финансовый план, который представляет собой совокупность доходов и расходов государства, региона или предприятия на определенный период времени. Структура бюджета зависит от того, кто его составляет и для каких целей. В общем случае структура бюджета включает следующие элементы:
Доходы – это денежные средства, которые поступают в бюджет. Доходы могут быть получены от налогов, сборов, штрафов, продажи товаров и услуг, аренды имущества
Расходы – это затраты, которые осуществляются из бюджета. Расходы могут быть направлены на финансирование различных сфер экономики, социальной сферы, обороны, образования, здравоохранения
Дефицит или профицит – это разница между доходами и расходами бюджета. Если доходы превышают расходы, то бюджет имеет профицит, если расходы превышают доходы - дефицит.
Источники финансирования – это источники, из которых формируются доходы бюджета. Это могут быть налоги, займы, эмиссия ценных бумаг и т.д.
Цели и задачи – это цели и задачи, которые ставит перед собой бюджет. Например, это может быть обеспечение экономического роста, повышение уровня жизни населения, развитие социальной сферы и т.д.
Механизмы контроля – это механизмы, которые позволяют контролировать исполнение бюджета. Это может быть аудит, проверка правильности расходования средств
Ответственность – это ответственность за исполнение бюджета. Это может быть ответственность правительства, министерства финансов, местных органов власти
Основными функциями бюджета России являются финансовая, распределительная, стабилизационная, регулятивная и социальная функции. Финансовая функция предполагает формирование ресурсов и обеспечение исполнения бюджета.
Распределительная функция направлена на распределение средств между различными отраслями экономики. Стабилизационная функция направлена на обеспечение макроэкономической стабильности. Регулятивная функция предусматривает вмешательство государства в экономику для достижения определенных целей. Социальная функция направлена на обеспечение социальной защиты населения.
В заключении можно отметить, что бюджет играет центральную роль в жизни государства и общества, определяя его развитие и благополучие. Важно постоянно совершенствовать бюджетную политику, учитывая изменяющиеся условия и вызовы современного мира. Только таким образом мы сможем обеспечить устойчивое и устремленное в будущее.
1.2 Понятие, структура и принципы бюджетной системы
С юридической точки зрения бюджетная система – это экономическая категория, представляющая собой совокупность бюджетов различных уровней [4, с. 256]. Данная система основана на отношения в экономической сфере, устройстве государства РФ, и регулируется законодательством РФ. Структура бюджетной системы РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура бюджетной системы РФ
1 – й уровень 1) Федеральный бюджет РФ
2) Бюджеты государственных внебюджетных фондов
2 – й уровень 1) Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
2) Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
3 – й уровень 1) Бюджеты городских округов
2) Бюджеты муниципальных районов
3) Бюджеты городских поселений
4) Бюджеты сельских поселений
5) Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
Рассмотрим более подробно элементы бюджетной системы, под которыми принято понимать бюджеты всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов. Все элементы бюджетной системы взаимосвязаны, так как с правовой точки зрения они едины, что обеспечивает государственную целостность РФ.
И так как это отражено в таблице 1, бюджетная система состоит из 3 уровней. Следует дать пояснение, что к городам федерального значения относят Москву, Санкт-Петербург и Севастополь [21, с. 86].
Для функционирования бюджетное системы крайне важно соблюдать все основополагающие принципы, которые закрепляет статья 28 БК РФ [1].
Далее рассмотрим принципы бюджетной системы РФ более подробно. Согласно действующей редакции Бюджетного Кодекса РФ выделяют следующие принципы бюджетной системы:
1. Единство бюджетной системы. Данный принцип сохранился в нормативно-правовых актах еще со времен СССР. Бюджетная система рассматривается как совокупность элементов, действующих согласованно друг с другом.
2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами. Данный принцип вытекает из предыдущего и по сути, просто более подробно раскрывает его содержимое. Если выполняется принцип единства бюджетной системы РФ, то естественно возникает необходимость проводить разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами различных уровней.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип реализуется через самостоятельность самих субъектов-участников бюджетной системы (например, права и обязанности субъектов РФ и органов местного самоуправления). Однако, по сути, упомянутая самостоятельность действует ограниченно, и только в обеспечении сбалансированности соответствующего уровня бюджета, и также последующего эффективного освоения бюджетных средств.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов всех уровней бюджетной системы. Данный принцип реализуется через формирование единых правил и требований ко всем субъектам РФ и муниципалитетам. Например, формирование доходов бюджета Ростовской области определяется такими же правилами, как и городов данного субъекта РФ.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Вероятность нарушения данного принципа, учитывая его законодательную основу, невозможно.
6. Принцип сбалансированности бюджетов РФ. К балансу бюджетов необходимо стремится, однако, на практике такого состояния бюджета может и не быть. Возможны три состояния бюджета: дефицит (доходы меньше расходов), профицит (доходы больше расходов) и баланс (доходы бюджета равны его расходам). Если бюджет дефицитный, то необходимо предусмотреть источники финансирования. Если смотреть Бюджетный Кодекс, то там понятие сбалансированности подразумевает соответствие размера доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменения остатков на счетах по учету средств бюджетов. Профицит бюджета по сути, практически не рассматривается, так он не приемлем, и является результатом неправильного формирования бюджета. Стоит отметить, что профицит бюджета наблюдался в РФ на протяжении 2001-2008 гг. [8, с. 73].
7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип является безальтернативным условием нормального функционирования как самой бюджетной системы, так и государства в целом.
8. Принцип совокупного покрытия бюджетных расходов. Это принцип вытекает из стремления государства к сбалансированности бюджета.
9. Принцип прозрачности бюджета. Показатели бюджета должны быть сопоставимы в течении отчетного, текущего и очередного финансовых годов. Этот же принцип применим к бюджетной классификации.
10. Достоверность бюджета.
11. Адресность бюджета.
12. Целевой характер бюджетного финансирования.
13. Принцип подведомственности расходов бюджетов [7, с. 70].
Последние приведенные выше четыре принципа являются обязательными требованиями функционирования бюджетной системы страны. Адресность и целевой характер предполагают использование бюджетных средств конкретными получателями и для конкретных целей, иное в принципе не представляется возможным.
Таким образом, под бюджетной системой можно понимать всю совокупность элементов и экономический категорий, направленных на формирование и функционирование бюджетов всех уровней [19, с. 45].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 15.09.2021)
2.Закон РФ «О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год» от 17.07.1992 N 3331-1 – URL: https://base.garant.ru/10104328/ (дата обращения 06.03.2025)
3.Приказ Минфина России от 11.11.2020 № 1030 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
4.Богатырева М.В., Колмаков А.Е., Колмаков М.А. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2021. 424 с.256
5.Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 383 с.
6.Васильев В.П., Холоденко Ю.А. Экономика: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 316 с.
7.Воронцова И.А. Проблемы бюджетной системы РФ в современных условиях. // NovaUm.Ru. 2020. № 25. С. 70-72.
8.Графов А.В., Золотарева А.Ю. Бюджетная система РФ на современном этапе. // В сборнике: РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Материалы V Международной научнопрактической конференции. Отв. ред. Я.Ю. Радюкова. 2019. С. 73-78
9.Гребенников П.И., Тарасевич Л.С. Экономика: учебник для вузов. 5- е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 310 с
10.Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Макроэкономика в 2-х т. Т.1: учебник и практикум для вузов. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 300 с
11.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. 4-e изд., доп. и перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. 224 с.
12.Заключение счетной палаты Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» https://ach.gov.ru/upload/iblock/278/tuxqzdc2zvaltacz8ysttz1cfe69te0u.pdf/(дата 06.03.2025)
13.Заключение счетной палаты Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/278/tuxqzdc2zvaltacz8ysttz1cfe69te0u.pdf/ (дата обращения 06.03.2025)
14.Зиновьева Е.Г., Кузнецова М.В., Шкурко Н.С. Оценка государственных расходов России // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3 (152). – С. 91–95.
15.История появления бюджета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://s-nawuka.nethouse.me/articles/ponyatie-budget
16.Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов – URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 06.03.2025).
17.Коровина М.А., Литвинова Д.С., Мараховская А.А. Проблемы бюджетной системы и возможности их решения // Инновационные преобразования в экономике: перспективные направления развития и информационное обеспечение. Материалы Международной научной конференции, молодых ученых и преподавателей вузов. Краснодар, 2022. С. 42.
18.Кузнецова М.В., Зиновьева Е.Г. Роль бюджета в регулировании экономики: монография. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2021. – 101 с.
19.Панькова А.Р. Спектр проблем, препятствующих эффективному функционированию бюджетной системы РФ. // Актуальные исследования. 2021. № 32 (59). С. 45-46.
20.Пигина О.А. Состояние и перспективы развития бюджетной системы государства // Экономический форум. сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 35.
21.Севек Р.М., Монгуш А.А. Бюджетная система РФ и ее значение для формирования доходов бюджетной системы. // Вестник современных исследований. 2019. № 3.20 (30). С. 86-88
22.Сунгатулин Ф.Р. Роль приватизации в развитии экономики России // Инновации в обществе: современные вызовы и перспективы: Мат. Всеросс. научн.-практ. студенческой конф. М., 2022. С. 173-177