Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ И ОБЕЗДОЛЕННОСТИ 5
1.1. Понятие депривации и ее виды 5
1.2. Теоретические подходы и модели изучения депривации и обездоленности 7
1.3. Влияние депривации и обездоленности на личность 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 11
2. ДЕПРИВАЦИЯ И ОБЕЗДОЛЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 12
2.1. Социально-экономические причины депривации и обездоленности в современном обществе 12
2.2. Последствия депривации и обездоленности для личности и общества 13
2.3. Пути преодоления депривации и обездоленности в современном обществе 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Фрагмент для ознакомления
2
Депривация и обездоленность оказывают глубокое и многогранное влияние не только на отдельную личность, но и на общество в целом . Отсутствие доступа к базовым жизненным ресурсам приводит к серьезным изменениям в психоэмоциональном состоянии человека, формируя устойчивые модели поведения и восприятия мира .
На уровне личности одним из ключевых последствий депривации становится снижение самооценки, потеря уверенности в собственных силах и формирование чувства социальной несправедливости . Люди, находящиеся в состоянии постоянной нехватки ресурсов, зачастую ощущают себя ненужными обществу, не видят перспектив личностного и профессионального роста. Это приводит к развитию апатии, депрессивных состояний, а в ряде случаев – к формированию устойчивого чувства социальной отчужденности.
Длительная депривация ограничивает возможности человека реализовать свой потенциал, ухудшает когнитивные способности и снижает мотивацию к обучению и труду . Особенно разрушительное воздействие это оказывает на детей и подростков, для которых отсутствие стабильной среды и поддержки становится фактором риска в дальнейшем развитии. Невозможность получить качественное образование или полноценную медицинскую помощь лишает их шансов на достойную жизнь, что формирует замкнутый круг бедности и социального неравенства.
На социальном уровне депривация способствует росту девиантного и криминального поведения . Люди, ощущающие безысходность и лишенные социальных лифтов, чаще прибегают к асоциальным формам поведения, включая участие в преступных группах, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Это увеличивает нагрузку на правоохранительные и социальные институты, усугубляя проблемы социальной стабильности.
Общество в условиях высокой степени депривации сталкивается с ростом социальной напряженности и снижением уровня доверия между различными группами населения . Усиление разрыва между богатыми и бедными ведет к маргинализации целых социальных слоев, способствует росту протестных настроений и снижает эффективность социальной политики государства.
Кроме того, хроническая депривация и обездоленность приводят к межпоколенческой передаче бедности и социальной уязвимости. Дети, выросшие в лишениях, часто повторяют судьбу своих родителей, сталкиваясь с теми же проблемами ограниченных возможностей и низкого социального статуса. Это формирует так называемые «социальные ловушки», выбраться из которых крайне сложно без целенаправленных усилий со стороны государства и общества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич, Н. С. Статус типологического метода в эмпирических исследованиях социального неравенства / Н. С. Бабич // Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – №9. – С. 1-13.
2. Балабанов, А. С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации / А. С. Балабанов, Е. С. Балабанова // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 34-43.
3. Бережнова, Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 2000. – 435 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-preduprezhdeniya-deprivatsii-v-obrazovatelnom-protsesse. – Дата доступа: 20.04.2025.
4. Исаева, В. Б. Теория депривации как инструмент изучения нетрадиционной религиозности / В. Б. Исаева // Социологические исследования. – 2019. – № 9. – С. – 39-50.
5. Ишмухаметов Р. Р. Депривация потребности в самореализации как фактор миграционной готовности личности. На примере молодежи Забайкальского края / Р. Р. Ишмухаметов. – М.: Либроком, 2009. – 216 с.
6. Котляров, С. Е. Проблемы классификации и интерпретации социальной депривации в современной социологической теории / С. Е. Котляров // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2006. – № 46. – С. 29-34.
7. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек / пер. с чеш. Г. А. Овсянникова. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.
8. Мохнаткина, К. В. Экономическая и эмоциональная депривации россиян: корреляционный анализ / К. В. Мохнаткина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Социология. Политология». – 2018. – Т. 18, вып. 2. – С. 169-174.
9. Москвин, Л. Б. Проблема выравнивания неравенства в современном обществе / Л. Б. Москвин // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 3. – С. 27-45.
10. Муздыбаев, К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации / К. Муздыбаев // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 5-31.
11. Найденова, Л. И. Методология исследования депривации малообеспеченных слоев регионального социума / Л. И. Найденова, С. А. Барсукова, Ш. Г. Сеидов Ш. Г. // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – №4 (52). – С. 118-126.
12. Смольянов, Г. И. Социальная депривация как фактор политического неравенства / Г. И. Смольянов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2015. – №4. – С. 1-4.
13. Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 402 с.
14. Шпиц, Р. А. Первый год жизни: психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений / Р. А. Шпиц, У. Годфри Коблинер. – Москва: Академический проект, 2006. – 352 с.
15. Ярошенко, С. С. Синдром бедности / С. С. Ярошенко // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 43-50.
16. Ярошенко, С. С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) / С. С. Ярошенко // Социологические исследования. – 2006. – №7. – С. 71-83.
17. Ярославцева, И. В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития / И. В. Ярославцева // Социальная психология и жизнь. – 2013. – № 47. – С. 33-40.
18. Ярославцева, И. В. Специфика иррегулярного развития депривированного подростка / И. В. Ярославцева // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 138-141.
19. Ярославцева, И. В. К вопросу о психологическом механизме депривированного развития / И. В. Ярославцева // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – Т. 1, № 1. – С. 93-100.
20. Sen, A. Development as Freedom / A. Sen. – New York: Alfred A. Knopf, 1999. – 384 p.