Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Взаимодействие государства и гражданского общества в сегодняшнем мире представляет собой многогранную систему взаимных сдержек и противовесов. Государство, наделенное властными полномочиями, допускает гражданское общество к определенным видам деятельности, включая участие институтов гражданского общества в реализации государственных, в том числе правоохранительных, функций.
Президент РФ В.В. Путин подчеркивал, что без подлинного партнерства между государством и обществом невозможно построить сильное государство и процветающее общество.
В области обеспечения внутренней безопасности и правопорядка взаимодействие гражданского общества с правоохранительными органами способствует успешной борьбе с преступностью и защите прав граждан. МВД РФ заявило об укреплении партнерства с институтами гражданского общества. Министр внутренних дел В.А. Колокольцев отметил, что общество и полиция должны стать единым целым, подчеркивая возрастающее значение человеческого фактора и стремление государства к тому, чтобы граждане видели в полицейских защитников и союзников.
Объектом исследования избрано взаимодействие полиции и гражданского общества в правоохранительной сфере.
Предмет исследования составляют закономерности сотрудничества полиции и институтов гражданского общества в сфере реализации правоохранительной функции государства.
Цель работы – исследование порядка и особенностей оказания юридической помощи гражданам сотрудниками Следственного управления в процессе расследования уголовных дел.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и принципы оказания помощи гражданам сотрудниками следственного управления в уголовном процессе;
-описать права и законные интересы граждан, нуждающихся в помощи следственного управления:
-изучить формы и методы оказания помощи гражданам следственным управлением;
-проанализировать оказание помощи гражданам на стадии возбуждения уголовного дела;
-разобрать оказание помощи гражданам в ходе предварительного расследования;
-выявить проблемы и пути совершенствования деятельности следственного управления по оказанию помощи гражданам.
В рамках данного исследования применялся комплекс методологических подходов, включающий общелогические методы (такие как анализ, синтез, дедукция и индукция), общенаучные методы (в частности, обобщение, системный и структурно-функциональный анализ), а также специальные методы юридических исследований (формально-юридический, сравнительно-правовой, методы интерпретации нормативных актов, социологический и статистический анализ).
Теоретическим фундаментом работы послужили научные изыскания авторитетных ученых-правоведов, среди которых выделяются труды C. C. Алексеева, В. М. Баранова, П. П. Баранова, А. Г. Братко, Н. В. Витрука, Н. А. Власенко, К. С. Гаджиева, В. Г. Графского, А. А. Дорской, Б. Г. Капустина, В. Н. Карташова и других.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на четыре параграфа, и завершается заключением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
1.1 Понятие и принципы оказания помощи гражданам сотрудниками следственного управления в уголовном процессе
Концепция общественной безопасности, утвержденная Президентом РФ и служащая ключевым документом стратегического планирования, подчеркивает важность согласованности действий государственных и муниципальных органов, их сотрудничества с институтами гражданского общества, а также формирования единого подхода к профилактике правонарушений.
Федеральный закон "О полиции" от 2011 года закрепил общечеловеческие ценности в качестве принципов правоохранительной деятельности. Этот закон изменил характер взаимоотношений между органами внутренних дел и гражданами, перейдя от иерархической модели к партнерской.
Опираясь на анализ существующих форм и методов взаимодействия, система общественного взаимодействия представляется наиболее подходящей формой воздействия на объект управления, отличной от модели, сложившейся в советский период.
В современной России сотрудничество полиции и гражданского общества является ключевым направлением их взаимодействия, реализуемого в различных формах. Формы сотрудничества – это организационные проявления деятельности полиции и гражданского общества, виды совместной работы, создаваемые в определенных сферах партнерских отношений правоохранительных органов и институтов гражданского общества. Направления и формы взаимодействия являются составными частями механизма реализации партнерской модели отношений полиции и общества.
В условиях укрепления правового государства, рост преступности в России и осознание гражданами вероятности усиления криминализации общества диктуют необходимость переосмысления и разработки новой модели взаимодействия полиции и населения. В этой связи, всем участникам процесса необходимо придерживаться общих принципов, таких как: добровольная помощь граждан, строгий запрет на проведение следственных действий, недопустимость участия в опасных мероприятиях, а также принятие мер следователем или оперуполномоченным для защиты государственной или служебной тайны.
Основные направления работы полиции определены в Федеральном законе «О полиции». Согласно ст. 2, деятельность полиции направлена на защиту личности, общества и государства от противоправных действий, предупреждение и пресечение преступлений, выявление и раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам, розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, обеспечение правопорядка и безопасности дорожного движения, а также государственную защиту участников уголовного судопроизводства и должностных лиц.
Статья 10 ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция взаимодействует с другими органами, организациями и гражданами, используя их возможности в установленном порядке. Полиция оказывает содействие в защите прав и свобод, соблюдении законности и поддерживает гражданские инициативы в сфере предупреждения правонарушений. Государственные и муниципальные органы обязаны оказывать содействие полиции в выполнении ее задач.
Федеральный закон № 44-ФЗ, принятый 2 апреля 2014 года и посвященный участию граждан в обеспечении общественного порядка, регламентирует ключевые аспекты сотрудничества между гражданами и полицией в этой сфере. Статья 4 данного закона устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться граждане, оказывающие содействие полиции: добровольность, законность, приоритет защиты прав и свобод человека, право на самозащиту, взаимодействие с органами власти и недопустимость подмены их полномочий.
При этом, гражданам, участвующим в охране общественного порядка, запрещено представляться сотрудниками правоохранительных органов или осуществлять деятельность, относящуюся к их исключительной компетенции. Также не допускается участие граждан в мероприятиях, представляющих угрозу для их жизни и здоровья (ст. 5).
В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные законы, регулирующие взаимодействие населения в сфере охраны общественного порядка и предотвращения правонарушений. Примерами являются Закон Республики Башкортостан №240-з от 30.06.2015 «О народных дружинах в Республике Башкортостан» и Закон Челябинской области №148-ЗО от 31.03.2015 «О некоторых вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Челябинской области».
Значительная часть правовых норм, регулирующих данную сферу, закреплена в ведомственных инструкциях и приказах.
Например, Приказ МВД РФ № 845 от 15 октября 2013 года, содержащий Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних, предписывает этим службам проводить профилактические встречи с населением, собирать информацию по уголовным делам, выступать в учебных заведениях и привлекать общественные и религиозные организации.
Существенную помощь участковым оказывают внештатные сотрудники, порядок взаимодействия с которыми регулируется Приказом МВД России № 8 от 10 января 2012 г. Они отвечают за микроучастки, участвуют в приеме граждан, дежурствах, контроле паспортного режима, разрешении бытовых конфликтов, работе с заявлениями и профилактике правонарушений.
Приказ МВД РФ № 19 от 17 января 2006 года определяет обязанности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, включая взаимодействие с гражданами, общественными объединениями и СМИ.
При анализе нормативных документов Министерства внутренних дел Российской Федерации важно учитывать, что их основная цель – регулирование деятельности сотрудников органов внутренних дел. Данные акты не устанавливают правил для общественных объединений, ориентированных на правоохранительную деятельность.
Вместо этого, они освещают обязанности и возможные формы взаимодействия между ОВД и такими организациями. Иными словами, ведомственные акты МВД России определяют порядок работы внутри системы органов внутренних дел и лишь косвенно затрагивают вопросы сотрудничества с общественными структурами правоохранительной направленности.
1.2 Права и законные интересы граждан, нуждающихся в помощи следственного управления
Государство гарантирует соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина как в уголовном судопроизводстве, так и посредством иных, не процессуальных форм. К числу этих прав и свобод относятся следующие:
Равенство всех перед законом и судом.
Право на жизнь.
Охрана достоинства личности государством.
Запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Допустимость ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению.
Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на тайну переписки.
Запрет сбора, хранения, использования и распространения информации без согласия человека.
Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Неприкосновенность жилища.
Свобода мысли и слова.
Запрет пропаганды или агитации, возбуждающих национальную или религиозную ненависть и вражду, расовое, религиозное превосходство.
Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Охрана права частной собственности законом.
Право на труд, на вознаграждение за труд.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Гарантия судебной защиты прав и свобод.
Гарантия права на получение квалифицированной юридической помощи.
Право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника).
Презумпция невиновности обвиняемого в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана судом; отсутствие обязанности обвиняемого доказывать свою невиновность.
Недопустимость использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением закона.
Право не свидетельствовать против себя самого и родственников, круг которых определяется законом.
Охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; обеспечение государством потерпевшим доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.
Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина Следственное управление тесно взаимодействует с правительством и губернатором РФ, Законодательной Думой РФ, прокуратурой, правоохранительными и контролирующими органами, уполномоченными по защите прав человека и ребенка, общественными и другими организациями.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020)
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025)
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.02.2025)
4.Аккулев, А. Ш. Возможные пути совершенствования деятельности предварительного следствия // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2021 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2021. — С. 137-140.
5.Гуйван А. А. Оптимизация взаимодействия следователя и других участников СОГ при расследовании преступлений // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2023 - №3 (54) - С. 522-335.
6. Егоров Н. Н. Криминалистика : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2022 - 613 с.
7.Захарова, К. О. Некоторые проблемные аспекты выявления нераскрытых преступлений // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (283). — С. 97-100.
8. Корноухов В.Е. Методика расследования преступлений: теоретические основы.- М.: Норма, 2022.- 224 с.
9.Кравченко Е.В. Конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи в стадии возбуждения уголовного дела // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - №4. - С. 150-155.
10. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью.- М: Наука,2023.-366с.
11.Ляхова А. И., Павлюченко Ю. А. Особенности оказания юридической помощи потерпевшему на стадии возбуждения уголовного дела // Научные высказывания. - 2024. - №5 (52). - С. 43-46.
12.Нечушника К.А. Проблемы оказания адвокатом юридической помощи участникам проверки сообщения о преступлении // Юристъ – Правоведъ. - 2021. - № 3. - С. 87-90.
13.Машинская Н.В. Проблемы законодательного регулирования прав лиц, участвующих в проверке сообщения о преступлении // LegalConcept. - 2020. - № 3. - С. 15-20.
14. Савельева М.В. Криминалистика.- М.: Дашков и Ко , 2023.- 608 с.
15.Сорокина Л. О. Криминалистика: учебный курс. – М.: Изд-во Центра дистанц. образоват. технологий МИ ЭМП, 2020. – 294 с.
16.Торвальд Ю. Век криминалистики. – М.: Прогресс, 20211. – 336 с.
17.Туркасова, П. В. Проблемы, тенденции и перспективы применения программ поддержки расследования // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 240-242.
18. Филиппов А.Г. Криминалистика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО.- М.: Юрайт, 2022 - 466 с.
19.Шумилов А. К. Словарь оперативно-розыскной деятельности. – М.: Глобол, 2021. – 168 с.
20.Яблочников Н. П. Криминалистка Учебное пособие. - М. Юрист. 2021 - 351 с.