Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.
Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.
Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при наступлении гражданско-правовой ответственности по договорам перевозки груза и пассажира.
Предмет исследования – нормы гражданского законодательства РФ, транспортных кодексов и уставов РФ, затрагивающие отдельные аспекты гражданско-правовой ответственности по договорам перевозки груза и пассажира.
Цель исследования – проанализировать ответственность перевозчика в обязательствах перевозки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и условия возникновения ответственности перевозчика;
-описать виды ответственности перевозчика;
-разобрать ответственность перевозчика в зависимости от вида транспорта;
-выявить обстоятельства, исключающие или ограничивающие ответственность перевозчика;
-определить правовые способы ограничения ответственности перевозчика;
-разобрать проблемы применения и совершенствования норм об ограничении ответственности перевозчика.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, метод контент-анализа публикаций по проблематике исследования, а также специальные частноправовые методы: формально-юридический метод, методы историко-правового и сравнительно-юридического анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
1.1. Понятие и условия возникновения ответственности перевозчика
Ответственность перевозчика в рамках гражданского права при транспортировке грузов возникает при наличии определенных оснований и соблюдении ряда условий. В юридической литературе нередко наблюдается размытость границ между основаниями и условиями наступления ответственности, в том числе, когда речь идёт о договорных обязательствах при перевозке грузов. Однако, представляется важным подчеркнуть, что эти категории не являются тождественными и обладают содержанием и признаками.
В юриспруденции гражданско-правовая ответственность классифицируется на договорную и внедоговорную, в зависимости от оснований её возникновения. Основанием для договорной ответственности перевозчика является нарушение обязательств, зафиксированных в условиях договора, заключенного сторонами. Внедоговорная ответственность (деликтная) возникает из нарушений, не связанных с договорными обязательствами, например, при причинении вреда личности или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица (ст. 1064 ГК РФ), вследствие неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ) и в других случаях.
Даже если деликтные обязательства возникают в контексте договора, основанием для ответственности остаётся сам факт причинения вреда, а не нарушение договорных условий.
В дальнейшем анализе основное внимание будет уделено договорной ответственности, но необходимо учитывать возможность возникновения деликтной ответственности при перевозке грузов, в том числе и в рассматриваемых примерах.
Основания для возникновения ответственности перевозчика при транспортировке грузов можно условно разделить на две группы, исходя из характера нарушения.
Первая группа включает нарушения, выраженные в противоправных действиях или бездействии перевозчика, связанных с подачей транспорта для загрузки, повлекшие неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Эти нарушения могут проявляться в следующих формах:
А) Непредставление транспортных средств для погрузки (срыв погрузки). Обязательство перевозчика считается исполненным только при строгом соответствии количества предоставленного транспорта параметрам, указанным в заявке или договоре. Таким образом, это основание возникает, когда, несмотря на своевременную заявку заказчика и её принятие перевозчиком, транспортные средства не были предоставлены в согласованные сроки или были предоставлены в меньшем количестве, чем указано в заявке (договоре).
Б) Предоставление неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов (включая несоответствие условиям договора/заявки). Формально это можно квалифицировать как ненадлежащее исполнение обязательств. Однако, по своим последствиям это равнозначно неисполнению: грузоотправитель лишается возможности осуществить погрузку, что приводит к срыву перевозки, если перевозчик не устранит нарушение в пределах срока, отведённого на подачу транспорта. Пригодность транспортных средств в коммерческом отношении определяется грузоотправителем, исходя из его потребностей в перевозке конкретного груза. При предоставлении непригодного транспорта, неисправного или не соответствующего условиям договора, перевозчик сохраняет обязанность предоставить подходящие транспортные средства для выполнения перевозки.
В) Несвоевременное предоставление транспортных средств. Ответственность перевозчика возникает в случае несоблюдения конкретного срока подачи транспорта, указанного в заявке (договоре). В международном законодательстве (КДПГ) ответственность за несвоевременную подачу транспорта не предусмотрена, так как приоритетное значение имеет срок доставки груза. В российском законодательстве ответственность за несвоевременную подачу, в виде неустойки, установлена п. 3 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Вторая группа оснований связана непосредственно с процессом перевозки груза:
А) Несохранность груза. Обеспечение сохранности груза – прямое обязательство перевозчика, вытекающее из закона и договора. Его неисполнение влечет ответственность виновной стороны. Согласно российскому и международному законодательству, перевозчик несёт ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза, если не докажет, что это произошло по вине правомочного лица по договору или вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить (ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 17 КДПГ).
Б) Просрочка доставки груза. Надлежащее исполнение договора грузовой перевозки предполагает своевременную доставку груза в пункт назначения, в срок, согласованный сторонами, или, при отсутствии соглашения, в разумный срок. Сроки доставки влияют на выполнение обязательств не только перевозчиками, но и грузоотправителями и грузополучателями. От времени, затраченного на транспортировку, зависят эффективность работы транспорта, оборачиваемость средств и сохранность грузов. Своевременная доставка является условием надлежащего исполнения договора и одной из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несёт имущественную ответственность. При просрочке доставки по международной перевозке, получатель (чаще всего заявитель требования) или заказчик должен доказать, что просрочка нанесла ему ущерб (п. 5 ст. 23 КДПГ). В этом случае перевозчик обязан возместить ущерб, не превышающий размер провозных платежей.
Договором может быть предусмотрен штраф за просрочку, установленный в качестве исключительной неустойки, исключающей возможность требования возмещения иного ущерба. При внутрироссийской перевозке, согласно ч. 11 ст. 34 Устава, перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от возмещения убытков. В обоих случаях сумма возмещения или штрафа не может превышать размер провозной платы.
Из описания нарушений видно, что одно нарушение может трансформироваться в другое, а определенные формы нарушений могут не являться таковыми в конкретных правоотношениях, в зависимости от условий договора, или являться нарушениями по закону, независимо от согласия сторон.
Однако, для установления ответственности перевозчика недостаточно только наличия основания, необходимо также соблюдение условий гражданско-правовой ответственности.
Юридическое сообщество придерживается мнения, что условия юридической ответственности, в том числе при перевозке грузов автомобильным транспортом, включают четыре элемента:
1) Противоправность деяния. Отсутствие нарушения договорных обязательств исключает ответственность субъектов.
2) Наличие отрицательных последствий. В контексте перевозок грузов, отрицательные последствия – это убытки, чаще всего в форме реального ущерба. Фиксация убытков и неправомерного поведения перевозчика, как правило, осуществляется путем составления акта, соответствующего законодательству РФ.
3) Причинная связь между противоправным деянием и отрицательными последствиями. Перевозчик несёт ответственность за ущерб, вызванный только его противоправными действиями, а не иными причинами. Должна прослеживаться связь между действиями перевозчика и причинёнными убытками.
Определение факта нарушения условий транспортировки обычно не представляет сложности, если стороны детально зафиксировали порядок и условия перевозки в договоре или заявке. Любое отклонение действий перевозчика или состояния транспорта от зафиксированных положений расценивается как неисполнение обязательств, а причинно-следственная связь очевидна.
Однако, это применимо в основном к случаям возмещения ущерба. При взыскании неустойки ситуация иная: установление причинной связи часто не требуется или невозможно, так как вред может отсутствовать.
Вина причинителя вреда - условие, почти неприменимое к перевозчикам, поскольку их ответственность наступает независимо от вины. Судебная практика подтверждает презумпцию вины перевозчика при утрате груза. Другие основания ответственности также требуют лишь факта нарушения договорных обязательств. Опровержение законности привлечения к ответственности возлагается на перевозчика.
Таким образом, анализ оснований ответственности показывает, что наиболее сложным является не выбор оснований, а процесс доказывания нарушений обязательств, установленных договором или законом. Этот процесс может быть затруднительным как для перевозчика, так и для заказчика.
1.2. Виды ответственности перевозчика
Перевозчик несет несколько видов ответственности в процессе выполнения своих обязательств по транспортировке грузов. Во-первых, это ответственность за сохранность груза. Перевозчик обязан обеспечить безопасность и целостность товара на протяжении всего пути следования. В случае утраты или повреждения груза он может быть привлечен к ответственности, если не сможет доказать, что это произошло по причинам, не зависящим от него, например, в результате форс-мажорных обстоятельств.
Во-вторых, перевозчик отвечает за соблюдение сроков доставки. Он должен доставить груз в согласованные сроки, и если он не выполнит это обязательство, грузоотправитель имеет право требовать компенсацию за убытки, возникшие в результате задержки. Однако, как и в случае с сохранностью груза, перевозчик может избежать ответственности, если задержка произошла по причинам, не зависящим от него.
Третьим важным аспектом является ответственность за правильность оформления документов. Перевозчик должен следить за тем, чтобы все необходимые документы, такие как накладные и сертификаты, были правильно оформлены. Ошибки в документах могут привести к юридическим последствиям и финансовым потерям для всех сторон.
Кроме того, перевозчик может нести ответственность за действия своих подчиненных и третьих лиц, привлеченных к выполнению перевозки. Если работник или подрядчик перевозчика допустит ошибку, это может повлечь за собой ответственность самого перевозчика
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020)
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 13.07.2020)
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
4. Беспалов, Ю. Ф. Договорное право. - М.: Юнити-Дана,, 2021. - 552 c.
5. Брагинский, М. И. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М.: Статут, 2020. - 914 c.
6. Брагинский, М. И. Договорное право. Книга 5 (комплект из 2 книг). - М.: Статут, 2022. - 894 c
7.Витрянский В.В. Реформа гражданского законодательства: промежуточные итоги. - М.: Статут, 2020. - 528 с.
12. Выгодянский А.В. Понятие и виды договора воздушной перевозки пассажиров и грузов // Транспортное право. - 2023. - № 3. - С. 7-10.
8.Гальвас, Е. А. Понятие и условия гражданско-правовой ответственности перевозчика // Молодой ученый. - 2023. - № 42. - С. 187-189.
9.Демченко, М. В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении. — М.: Изд-во СГУ, 2021. -236 с.
10. Дудченко А.В. Особенности гражданско-правовой ответственности по договору перевозки грузов и пассажиров // Общество и право. - 2022. - № 3. - С. 335-337.
11. Евсеева, А. А. Международные перевозки. - М.: Феникс, 2021. - 416 c.
12. Егиазаров В.А. Транспортное право. - М.: Юстицинформ, 2021. - 608 с.
13.Камышанский В.П., Дудченко А.В. Меры гражданско-правовой ответственности по договору перевозки грузов и пассажиров // Закон и право. - 2022. - № 11. - С. 80-82.
14. Карнушин В.Е. Проблемы правового регулирования договора перевозки железнодорожным транспортом в условиях современного развития общества // Транспортное право. – 2024 – №1. – С. 10–12.
15.Королев, Д. А. Особенности гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 275-277.
16.Слюсарь, А. А. Понятие и общая характеристика ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (285). — С. 385-387.
17.Смагина И.В. Ответственность перевозчика в договоре международной воздушной перевозки в положениях Варшавской и Монреальской конвенций и нормах Воздушного кодекса Российской Федерации. // Право и современные государства – 2021 - № 5 - С. 27.
18.Толстой Ю.К. Гражданское право: Учеб:. – М.: Наука, 2021 - 928 с.
19.Трофимов С.В. Нормативное регулирование ответственности грузоперевозчиков в гражданском и транспортном законодательстве // Адвокат. – 2024 – №2. – С. 43–47.
20.Фижбан, И. А. Особенности ответственности перевозчика за нарушение обязательств по железнодорожной перевозке грузов // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 319-322.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"