Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявлений и степени выраженности нежелательного поведения у детей с расстройствами аутического спектра 6
1.1. Содержание понятия «расстройство аутического спектра» 6
1.2. Виды расстройств аутического спектра 8
1.3. Основные компоненты нежелательного поведения 9
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Эмпирическое исследование проявлений и степени выраженности нежелательного поведения у детей с расстройствами аутического спектра 13
2.1. Цель, задачи, организация эмпирического исследования 13
2.2. Методология эмпирического исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 18
Выводы по 2 главе 28
Заключение 31
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы на сегодняшний день связана с тем, что каждый ребенок должен в обязательном порядке получать одинаковые возможности в сфере воспитания, обучения и развития, что диктуется требованиями ФГОС и образовательных программ XXI века. Однако если одни дети легко могут освоить учебную программу, взаимодействовать со сверстниками и педагогами, то другие имеют определенные отклонения психического характера, которые замедляют и существенно усложняют этот процесс, порой, делая его практически невозможным, в силу определенных особенностей психического развития ребенка.
Такая ситуация зачастую складывается в том случае, если ребенок имеет одно из расстройств аутического спектра, с которыми сложно справиться, однако образование таким детям получать нужно, а потому важно постоянно проводить различные психологические и педагогические диагностики, чтобы сформулировать основные проблемы и осуществлять разработку психолого-педагогического сопровождения для таких детей, причем как в контексте инклюзивного образования, так и в специальных образовательных учреждениях.
Разработанность в научной литературе. Вопросами, связанными с нежелательным поведением детей с РАС, занимались такие авторы как Е.Р. Баенская, Е.Д. Божкова, О.В. Баландина, А.А. Коновалов, М.О. Громова, Н.Л. Горбачевская, У.А. Мамохина, К.К. Данилина, М. Коэн, П. Герхард, А.Б. Сорокин, М.А. Зотова, Н.Ю. Коровина и многие другие.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на наличие большого количества современных детей, имеющих различные расстройства аутического спектра, до сегодняшнего дня не выработано максимально эффективных методов и инструментов их психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования – дети, имеющие расстройства аутического спектра.
Предмет исследования – проявления и степень выраженности нежелательного поведения у детей с расстройствами аутического спектра.
Цель исследования – провести психолого-педагогическое исследование проявлений и степени выраженности нежелательного поведения у детей с расстройствами аутического спектра.
Научно-исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать содержание понятия «расстройство аутического спектра».
2. Перечислить виды расстройств аутического спектра.
3. Рассмотреть основные компоненты нежелательного поведения.
4. Раскрыть цель, задачи и особенности организации эмпирического исследования.
5. Описать методологию эмпирического исследования.
6. Провести анализ результатов исследования
Гипотеза исследования: у детей, имеющих нарушения аутического спектра, наблюдаются такие формы нежелательного поведения как агрессивность, тревожность и конфликтность.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением обзора научной литературы по проблеме изучения проявлений и степени выраженности нежелательного поведения у детей с расстройствами аутического спектра.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением эмпирического исследования проявлений и степени выраженности нежелательного поведения у детей с расстройствами аутического спектра
Методы исследования:
1. Теоретические анализ научной литературы, научных статей, синтез, анализ, обобщение.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, педагогическое наблюдение, опрос.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, 30 источников литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ И СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1. Содержание понятия «расстройство аутического спектра»
Под расстройствами аутического спектра в научной литературе понимают специальную группу психических отклонений, имеющих определенные клинические признаки, которые связаны, прежде всего, с нарушением или невозможностью социальных связей, а также специфическим отношением к любому виду деятельности. Данная группа психических отклонений очень распространена во всех странах мира и не поддается эффективному лечению [10].
На рисунке 1 показаны основные признаки наличия у человека расстройства аутического спектра [14].
Рисунок 1. – Основные признаки наличия у человека расстройства аутического спектра
Обычно первые признаки наличия расстройств аутического спектра начинают проявляться в самом раннем детском возрасте, когда ребенок только начинает пытаться взаимодействовать с окружающим миром. Отклонение имеет нейропсихологический характер, а причинами его возникновения могут стать как неврологические расстройства, так и различные социальные факторы, в частности, неблагополучие социальной обстановки социализации и развития личности. Кроме того, важным этиологическим фактором в случае расстройств аутического спектра является генетический [26].
Официальные законодательные документы международного характера (например, МКБ-10) признают любое из расстройств аутического спектра психическим заболеванием, каждое из которых имеет свой патогенез и клинические проявления [25].
В самом раннем возрасте у детей, которые склонны к различным расстройствам аутического спектра, отмечаются некоторые особенности поведения. Они не стремятся контактировать с окружающим миром, постоянно замкнуты, у них сложно заметить улыбку или попытку издать важные для развития звуки. Такие дети зачастую просто лежат или сидят в кроватке, смотрят в одну точку или выполняют стереотипные действия, чаще всего направленные на неодушевленные предметы [1].
В дальнейшем, в случае активного социального воздействия на таких детей, они начинают осуществлять взаимодействие с другими людьми, однако оно чаще всего бывает не конструктивным. Они плохо учатся или вообще не могут научиться говорить, живут как бы в своем мире, не всегда понимают обращенную к ним речь и не могут донести свои желания, проблемы и потребности [2].
С такими детьми очень сложно в быту, они плохо поддаются обучению и воспитанию, а при тяжелых видах расстройств аутического спектра обучение становится для них и вовсе бесполезным занятием. Таким образом, дети с данным заболеванием не могут стать полноценной личностью, а родители вынуждены всю жизнь сосуществовать с ними как с грудными детьми, не получая никаких положительных эмоций или откликов [19].
1.2. Виды расстройств аутического спектра
Расстройство аутического спектра является очень многогранным психическим заболеванием, в котором выделяются различные уровни и виды, определение которых является довольно сложной задачей для врачей, психологов и педагогов, поскольку некоторые клинические признаки у различных видов подобных расстройств могут совпадать и по-разному проявляться в различных социальных ситуациях [16].
На рисунке 2 показаны основные существующие в современном мире виды расстройств аутического спектра [12].
Рисунок 2. – Современные виды расстройств аутического спектра
Для того, чтобы грамотно оказать помощь детям с различными видами расстройств аутического спектра, важно точно их дифференцировать, поскольку у них может быть разная природа. Несмотря на возможную схожесть некоторых клинических проявлений в различных видов расстройств аутического спектра, каждый из них имеет определенные специфические черты, которые важно вовремя отследить и осуществить попытку скорректировать [23].
1.3. Основные компоненты нежелательного поведения
Под нежелательным поведением понимается комплекс действий человека, которые носят деструктивный характер и могут нанести вред ему самому или окружающим. Большинство людей, в силу интеллектуальных возможностей развития, понимают, какими основными признаками обладает нежелательное поведение, и осуществляют его либо осознанно, либо случайно, либо вынужденно, однако есть категории лиц, которые, в силу заболевания, не чувствуют границ желаемости своего поведения, что приводит к негативным последствиям [27].
На рисунке 3 показаны некоторые, наиболее распространенные в современном мире виды нежелательного поведения [3].
Рисунок 3. – Наиболее популярные виды нежелательного поведения
Для лиц, которые страдают различными расстройствами аутического спектра, нежелательное поведение зачастую становится единственной формой взаимодействия с миром. Они стараются хоть как-то действовать, осуществляют таким образом общение, при этом не понимают асоциальности своего поведения и его опасности для себя и окружающих [30].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акбаева, Д.Ж., Боброва, В.В. Коэффициент людей с расстройствами аутистического спектра в мире и альтернативные методы его коррекции и лечения / Д.Ж. Акбаева, В.В. Боброва // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 54–58.
2. Алехина, С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – № 14 (4). – С. 10–13.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2019. – 448 с.
4. Аутизм / Под. ред. проф. Э.Г. Улумбекова. – М.: Гэотар-мед, 2002. – 260 с.
5. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.
6. Баенская, Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет / Е.Р. Баенская // Дефектология. – 1995. – № 5. – С. 76–83.
7. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М.: Медицина, 1999. – 288 с.
8. Бебех, М.В. Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников [Электронный ресурс] / М.В. Бебех // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. –URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/12/04/paket-metodik-diagnostiki-agressivnogo-povedeniya-mladshih (дата обращения: 08.03.2025).
9. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. – Донецк, 1999. – 390 с.
10. Божкова, Е.Д., Баландина, О.В., Коновалов, А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы / Е.Д. Божкова, О.В. Баландина, А.А. Коновалов // Современные технологии в медицине. – 2020. – № 12 (2). – С. 111–120.
11. Громова, М.О., Горбачевская, Н.Л., Мамохина, У.А., Данилина, К.К. Связь сенсорного профиля с поведенческими проблемами и психофизиологическими маркерами у детей младшего школьного возраста с РАС / М.О. Громова, Н.Л. Горбачевская, У.А. Мамохина, К.К. Данилина // Аутизм и нарушения развития. Научно-практический журнал. – 2021. – Т. 19. № 4 (73). – С. 5–15.
12. Докукина, Т.В., Марчук, С.А. Клинико-эпидемиологические характеристики расстройств аутистического спектра в Республике Беларусь / Т.В. Докукина, С.А. Марчук // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2016. – № 3(2). – С. 51–55.
13. Заяц, М.В. Внедрение жетонной системы поощрений в процесс формирования навыков при проведении занятий в дистанционном формате с ребенком с РАС / М.В. Заяц // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19. № 2. – С. 59–68.
14. Иванов, М.В., Симашкова, Н.В., Козловская, Г.В., Тяпкова, Н.А. Клинико-психологические подходы к профилактике психических расстройств раннего детского возраста / М.В. Иванов, Н.В. Симашкова, Г.В. Козловская, Н.А. Тяпкова // Психиатрия. – 2015. – № 3(67). – С. 22–27.
15. Коэн, М., Герхардт, П. Визуальная поддержка: система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / М. Коэн, П. Герхард. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. – 280 с.
16. Макашева, В.А. Распространенность расстройств аутистического спектра: скрининг, региональный регистр. Роль медицинского психолога в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе / В.А. Макашева // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; 2017. – С. 75–84.
17. Макдональд, Р., Лангер, С. Различаем и сопоставляем: Обучение детей с РАС базовым навыкам дискриминации на основе прикладного анализа поведения / Р. Макдональд, С. Лангер. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. – 248 с.
18. Морозов, С.А., Морозова, С.С., Морозова, Т.И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих детей с аутизмом / С.А. Морозов, С.С. Морозова, Т.И. Морозова // Аутизм и нарушения развития. Научно-практический журнал. – 2021. – Т. 19. № 4 (73). – С. 32–40.
19. Никольская, О.С. Аутизм лечится общением / О.С. Никольская // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – № 14 (4). – С. 35–38.
20. Переверзева, Д.С., Тюшкевич, С.А., Брагинец, Е.И. Адаптация инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра / Д.С. Переверзева, С.А. Тюшкевич, Е.И. Брагинец // Аутизм и нарушения развития. Научно-практический журнал. – 2021. – Т. 19. № 4 (73). – С. 15–22.
21. Подольская, О.А., Яковлева, И.В. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. – 83 с. – Текст электронный // Электронная библиотечная система «Лань». – URL: https://e.lanbook.com/book/331928?ysclid=m827q8jso7837500989 (дата обращения: 09.03.2025). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
22. Прихожан, А.М. Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS) [Электронный ресурс] / А.М. Прихожан // KidZ. – 2022. – URL: https://kidz.vtf.ru/upload/iblock/2ad/c07bvosb00ng4vg98kbdf38181b8yxj3.pdf (дата обращения: 08.03.2025).
23. Рожкова, А.В., Дувалина, О.Н. Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы [Электронный ресурс] / А.В. Рожкова, О.Н. Дувалина // Colloquium-journal. Psychological sciences. – 2020. – № 12 (64). – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/teoreticheskie-osnovy-detskogo-autizma-faktory-proyavleniya-problemy.pdf (дата обращения: 08.03.2025).
24. Садуакасова, К.З., Святова, Г.С., Касенова, Г.Т., Кондыбаева, А.М. Аутизм и аутистикоподобные расстройства – некоторые аспекты дифференциальной диагностики аутизма / К.З. Садуакасова, Г.С. Святова, Г.Т. Касенова, А.М. Кондыбаева // Фармация Казахстана. – 2023. – № 5. – С. 191–198. – Текст электронный. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55049904 (дата обращения: 09.03.2025). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
25. Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта / Под. ред. С.В. Алехиной. – М: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 198 с.
26. Сорокин, А.Б., Зотова, М.А., Коровина, Н.Ю. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами / А.Б. Сорокин, М.А. Зотова, Н.Ю. Коровина // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 21 (3). – С. 7–15.
27. Тихомирова, Ю.В. Исследование причин и функций нежелательного поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормотипичным развитием / Ю.В. Тихомирова // Молодой ученый. – 2020. – № 23 (313). – С. 562–564.
28. Уиндер, С. На «ты» с аутизмом / С. Уиндер. – М.: Теревинф 2013, 510 с.
29. Чернов, А.Н. Патофизиологические механизмы развития аутизма у детей / А.Н. Чернов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2020. – № 120 (3). – С. 97 108.
30. Шептунова, Т.В. Коррекция нежелательного поведения у четырех учащихся с РАС в формате групповой работы с помощью индивидуализированной системы поощрений / Т.В. Шептунова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20. № 3. – С. 53–64.