Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Среди детей, имеющие различные ограничения здоровья, задержка психического развития является лидером и составляет около 40% от всего объема отклонений. Это говорит о том, что необходимо разрабатывать новые методы и формы работы с такими детьми, применять инновационные технологии для развития их познавательной сферы, конструктивного поведения, социально адаптивного характера и, конечно же, речевой деятельности, поскольку детям с ЗПР нужно правильно социализироваться и вступать во взрослый возраст уже максимально развитыми, способными на самостоятельную жизнь.
Цель исследования – провести анализ эффективности нейропсихологических игр и упражнений для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – нейропсихологические игры и упражнения.
Предмет исследования – эффективность нейропсихологических игр и упражнений для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Составить психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с ЗПР.
2. Охарактеризовать виды речевых нарушений.
3. Изучить коммуникативные возможности у старших дошкольников с ЗПР.
4. Рассмотреть понятие и виды нейропсихологических игр и упражнений.
5. Провести первичную диагностику состояния речи у детей с ЗПР.
6. Разработать и апробировать программу коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР, основанную на комплексе нейропсихологических игр и упражнений.
7. Осуществить контрольную диагностику состояния речи у детей с ЗПР.
8. Оценить эффективность применения программы, основанной на комплексе нейропсихологических игр и упражнений, для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР.
База исследования: ДОУ компенсирующего типа № 763 (г. Москва).
Гипотеза исследования: разработанная программа, основанная на комплексе нейропсихологических игр и упражнений, будет эффективна для коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, контент-анализ, тестирование, эксперимент, проектирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования основана на проведении анализа научной литературы, посвященной теоретическим аспекты изучения использования нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР, основанной на комплексе нейропсихологических игр и упражнений, и оценкой ее эффективности.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения использования нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития», составлена психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ЗПР, охарактеризованы виды речевых нарушений, изучены коммуникативные возможности у старших дошкольников с ЗПР, а также рассмотрены понятие и виды нейропсихологических игр и упражнений.
Во второй главе, «Организация и результаты экспериментального исследования эффективности программы коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР на основе комплекс нейропсихологических игр и упражнений», описана организация исследования и приведена характеристика испытуемых, представлены методики исследования, проведена первичная диагностика состояния речи у детей с ЗПР, разработана и апробирована программа коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР, основанная на комплексе нейропсихологических игр и упражнений, осуществлена контрольная диагностика состояния речи у детей с ЗПР, а также оценена эффективность применения программы, основанной на комплексе нейропсихологических игр и упражнений, для коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ЗПР
Под задержкой психического развития в научной литературе понимается отсутствие нормальной скорости развития психических процессов и психологической зрелости личности ребенка, которое может быть связано с различными факторами. Однако задержка психического развития на данном этапе развития науки не считается заболеванием или психическим отклонением, поскольку она достаточно легко корректируется с использованием различных методов и технологий психолого-педагогической, логопедической и дефектологической работы[ Рахманова, Е.В. Характерные особенности детей с задержкой психического развития / Е.В. Рахманова // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2023. – № 6 (63). Т. 3.– С. 667.].
Как уже было сказано ранее, возникновение у ребенка задержки психического развития может быть связано с рядом причин, часть из которых носят органический характер (неправильное внутриутробное развитие, тяжелые заболевания в раннем возрасте), а другая часть – социально-педагогический (деструктивная социализация, отсутствие воспитания и обучения в соответствии с возрастной нормой, вынужденная социальная изоляция)[ Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Педагогика, 2003. – С. 73.].
На рисунке 1.1 показаны аспекты психолого-педагогической характеристики старших дошкольников с ЗПР[ Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б., Исмайлова, А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – (ч 2). – С. 256.].
Рисунок 1.1. – Аспекты психолого-педагогической характеристики старших дошкольников с ЗПР
Каждый ребенок с ЗПР нуждается в специально составленной, в соответствии с проблемами развития, программой коррекции, которая должна реализовываться еще на этапе его нахождения в ДОУ. Надо отметить, что достаточно часто дошкольников с ЗПР помещают в инклюзивную среду, что считается очень эффективным, поскольку общение со сверстниками помогает быстрее развивать познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферы, соответственно, конструктивно социализироваться[ Емелина, Д.А., Макаров, И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2018. – № 1.– С. 7.].
1.2. Виды речевых нарушений
Речевое нарушение – это сложный дефект, который отражается на коммуникативных возможностях человека, практически всегда заметен окружающим и должен подвергаться существенной коррекции. Наличие у человека речевых дефектов не позволяет ему нормально строить коммуникацию, причем речевое нарушение может наблюдаться на разных уровнях и снижать качество жизни – как ребенку, так и взрослому[ Макаров, И.В., Емелина, Д.А. Нарушения речевого развития у детей / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрияю. – 2017. – Т. 27. № 4. – С. 101.].
Некоторые исследователи называют речевым нарушением невозможность верной и точной обработки информации лингвистического характера, которая выражается либо в непонимании того, какими средствами нужно выражать свои мысли, либо технической невозможностью их выражать вследствие каких-либо органических причин, в частности, нарушений деятельности головного мозга, которые могут быть и врожденными, и приобретенными[ Степаненко, Д.Г., Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушения речи в детском возрасте / Д.Г. Степаненко, Э.Ш. Сагутдинова // Клиническая медицина. – 2010. – № 2. – С. 32.].
На рисунке 1.2 показаны основные виды речевых нарушений, которые встречаются у старших дошкольников с ЗПР[ Кондракова, Э.В. Распространенность ограничений слуха и речи у детей: динамика и региональные особенности / Э.В. Кондракова// Справочник врача общей практики. – 2005. – № 9. – С. 19.].
Рисунок 1.2. – Варианты речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР
Важно понимать, что речевые нарушения у старших дошкольников с ЗПР напрямую связаны с дефектами их познавательного и личностного развития. Эта взаимосвязь объясняется, например, тем, что речь тесно связана с таким психическим процессом как мышление, а потому нарушение последнего автоматически приводит к невозможности старшего дошкольника демонстрировать правильную и качественную речь. Это определяет выбор методов коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ЗПР, которые должны быть комплексными и предназначаться для всех видов познавательного развития[ Чутко, Л.С., Ливинская, А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие / Л.С. Чутко, А.М. Ливинская. – СПб, 2006. – С. 25.].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьева, М.Е. Особенности развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / М.Е. Ананьева // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 6 (60). – С. 455–458.
2.Бабикова, А.В. Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей. Шпаргалка современной мамы. Сборник методических материалов / А.В. Бабикова. – Тюмень, 2022. – 44 с.
3.Виноградов-Савченко, В.В. Реабилитация детей с задержкой психического развития. Методическое пособие / В.В. Виноградов-Савченко. – Омск: БУ РЦДП, 2015. – 45 с.
4.Голощапов, А.В. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции Х. Бломберга и нейрофизиологической интеграции неонатальных рефлексов С. Г. Блайт / А.В. Голощапов // MOSI. – 2022. – URL: http:// mosi.ru/ru/conf/articles/zarubezhnye-metodyprofilaktiki-i-korrekciizaderzhek-psihicheskogorazvitiya-u-detey (дата обращения: 10.03.2025).
5.Голубева, А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов / А.В. Голубева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 55–63.
6.Емелина, Д.А., Макаров, И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2018. – № 1.– С. 4–12.
7.Зотов, А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / А.Г. Зотов // Русский медицинский журнал. – 2010. – № 20. – С. 1257.
8.Календжян, А.М., Синельникова, В.В. Нейропсихологические игры для дошкольников / А.М. Календжян, В.В. Синельникова // Достижения науки и образования. – 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov?ysclid=m86xsezjnh192406371 (дата обращения: 10.03.2025).
9.Коваленко, О.Ю. Картотека нейропсихологических игр / О.Ю. Коваленко // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/06/13/kartoteka-neyropsihologicheskih-igr (дата обращения: 10.03.2025).
10.Колганова, В., Пивоварова, Е., Колганов, С., Фирдрих, И. Нейропсихологические занятия с детьми / В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2018. – 144 с.
11.Кондракова, Э.В. Распространенность ограничений слуха и речи у детей: динамика и региональные особенности / Э.В. Кондракова// Справочник врача общей практики. – 2005. – № 9. – С. 19–26.
12.Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для ВУЗов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 380 с.
13.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Педагогика, 2003. – 144 с.
14.Логинова, Е.А., Киргинцева, М.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование.– 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-razvitiya-rechi-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=m8708wqtne980912257 (дата обращения: 10.03.2025).
15.Макаров, И.В., Емелина, Д.А. Нарушения речевого развития у детей / И.В. Макаров, Д.А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрияю. – 2017. – Т. 27. № 4. – С. 101–105.
16.Парцалис, Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей / Е.М. Парцалис // Новые исследования. – 2013. – № 2. – С. 4–22.
17.Петрова, И.В. Консультация «Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника» / И.В. Петрова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2023. – URL: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2023/09/18/18-09-2023g-konsultatsiya-neyropsihologicheskie-igry-kak-sredstvo (дата обращения: 10.03.2025).
18.Печуева, О.В., Яковлева, И.Т., Титова, Н.А., Свитальская, О.В. Картотека «Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения» / О.В. Печуева, И.Т. Яковлева, Н.А. Титова, О.В. Свитальская . – Сланцы, 2022. – URL: https://pedsov.ru/files/metod-bibl/18/3515.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
19.Праведникова, И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И. Праведникова. – М.: АЙРИСпресс, 2018. – 112 с.
20.Рахманова, Е.В. Характерные особенности детей с задержкой психического развития / Е.В. Рахманова // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2023. – № 6 (63). Т. 3.– С. 667–673.
21.Рочева, Н.М. Нейропсихологические игры: что это и чем полезны для ребенка / Н.М. Рочева // Детский сад «Добрянка». Официальный сайт. – 2022. – URL: https://ds16.dobryanka-edu.ru/upload/pages/22752/dat_1708010118273.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
22.Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011. – 432 с.
23.Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
24.Степаненко, Д.Г., Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушения речи в детском возрасте / Д.Г. Степаненко, Э.Ш. Сагутдинова // Клиническая медицина. – 2010. – № 2. – С. 32-43.
25.Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б., Исмайлова, А.С. Современный взгляд на задержку психического развития / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, А.С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – (ч 2). – С. 256–262.
26.Чутко, Л.С., Ливинская, А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие / Л.С. Чутко, А.М. Ливинская. – СПб, 2006. – 48 с.