Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В современном образовании вопрос активизации и развития восприятия у дошкольников стоит особенно остро. Актуальность развития восприятия обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где рекомендовано развитие восприятия осуществлять в разнообразных видах деятельности: в процессе освоения окружающего мира, игровой, музыкальной, изобразительной, конструирования из разных материалов и др.
В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в психическом развитии – у него формируются такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие, он способен запоминать определенный учебный материал, выполнять мыслительные операции (анализировать, сравнивать, сопоставлять и др.). Восприятие становится ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, который согласованно участвует с другими процессами в познании окружающего мира и является основой дальнейшего развития функций познания, необходимых для полноценного развития и успешной учебы.
Проблеме развития художественного восприятия дошкольников посвящены труды таких исследователей, как А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.
Художественное восприятие помогает ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире, оценивать и анализировать события, то есть думать, мыслить и обобщать увиденное.
В дошкольном возрасте закладываются основы восприятия художественных произведений, архитектурных сооружений, что формирует эстетические ценности и установки.
Знакомство с произведениями искусства способствует обогащению содержательной стороны детских рисунков, помогает детям понять, каким образом может быть отражено собственное отношение к действительности.
Объект исследования: художественного восприятия детей.
Предмет исследования: психологию художественного восприятия у детей.
Цель исследования: изучить психологию художественного восприятия у детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «художественное восприятие» в психолого – педагогической литературе.
2. Изучить возрастные особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста
3. Проанализировать процесс развитие художественного восприятия дошкольников.
4. Провести диагностику уровня развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать цикл занятий по развитию художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна исследования Проанализирован процесс восприятия и понимания живописных произведений у детей в традиционной и специально организованной образовательной среде. Получены научные данные о специфике эмоционально-оценочного восприятия живописи у дошкольников. Определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию у детей способности к осмыслению стилей произведений живописи в связи с исторической действительностью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, а также разработанная программа могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития художественного восприятия.
Теоретическая значимость исследования: Анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых позволил уточнить психологическую сущность понятия «художественное восприятие», показать специфику его проявления у детей в условиях специально организованной среды.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
экспериментальные: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития художественного восприятия детей
1.1. Психологические основы художественного восприятия
Художественное восприятие является объектом изучения различных наук. Этот феномен находится в поле зрения психологов (например, Л. Г. Жабицкой, Н. И. Никифоровой и П. М. Якобсона), литературоведов (таких как Г. А. Гуковский, Б. С. Мейлах, В. Е. Хализев, М. Б. Храпченко и Л. В. Чернец), а также специалистов в области эстетики (Ю. Б. Борев, Е. В. Волкова, О. А. Кривцун и др.).
В современной науке изучение художественного восприятия связано с формированием методологической базы, уточнением понятий, исследованием природы восприятия, его закономерностей, механизмов, определяющих факторов и этапов развития. В философских текстах восприятие определяется как чувственное отражение внешних характеристик объектов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств. Ощущения, формирующие непрерывный комплекс, служат основой восприятия. Восприятие – это начальный этап познания, определяемый связями между различными свойствами предметов и явлений. Восприятие базируется на прошлых знаниях связи, поэтому процесс познания становится осмысленным [5].
В педагогическом словаре восприятие характеризуется иначе. «Восприятие определяется как психический процесс, возникающий в результате влияния физических стимулов на рецепторы анализаторов, и представляющий собой отражение объектов и явлений реальности во всем многообразии их характеристик и свойств» [2, с.124].
В психологии данное понятие рассматривается с различных точек зрения. С. Л. Рубинштейн видит в нем чувственное отражение объекта или явления, воздействующего на органы чувств [17].
Дж. Гибсон подчеркивают активную роль в извлечении информации об окружающей среде, включая исследовательские действия по изучению воспринимаемого [6].
А. Н. Леонтьев акцентируют внимание на деятельности с перцептивной целью, задачами, операциями и познавательными мотивами, результатом которой является образ [12].
Также восприятие по словам В. А. Ганзен трактуется как чувственно-образное отражение объектов в единстве их свойств. или как высказывался Б. Г. Мещерякова - формирование субъективного образа целостного объекта при непосредственном воздействии на анализаторы [5].
В работах П.М. Якобсона [22] восприятие рассматривается двояко: как непосредственное отражение информации, поступающей от органов чувств, и как сложный процесс, включающий мыслительную деятельность. Во втором случае, длительное взаимодействие с объектом предполагает анализ его характеристик, выявление взаимосвязей и структуры. Научные исследования посвящены различным аспектам восприятия, таким как восприятие времени и пространства (Д. Креч, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе), слуховое и зрительное восприятие (Дж. Брунер, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец). Изучались также константность восприятия, соотношение фигуры и фона (Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн), восприятие формы (В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн), глубины и движения (Д.Э. Майерс).
К. Далленбах исследовал факторы, влияющие на восприятие, такие как установка, инструкция, прошлый опыт и свойства воспринимаемого материала [2].
Д. Фримен выделил этапы формирования восприятия: от общего образа объекта к его конкретным характеристикам и, наконец, к пониманию его значения [21].
В трудах таких ученых, как Н. А. Ветлугина, В. Вундт, И. Гербарт, И. Кант и Е. А. Флерина, утверждается, что восприятие – это когнитивный процесс, обладающий рядом отличительных черт[3]:
- Предметность характеризуется тем, что реальные объекты и явления отражаются в сознании в виде отдельных предметов, а не как совокупность разрозненных ощущений.
- Целостность проявляется в формировании полного образа объекта путем выделения ключевых признаков и игнорирования второстепенных деталей.
- Структурность предполагает способность человеческого восприятия к объединению стимулов в простые и упорядоченные структуры.
- Константность обеспечивает стабильность восприятия, позволяя видеть объекты относительно неизменными по размеру, форме и цвету.
- Осмысленность заключается в присвоении объекту или явлению определенного значения, обозначении его словом и отнесении к конкретной категории.
- Избирательность определяет предпочтение одних объектов, свойств или признаков перед другими.
- Апперцепция обусловлена влиянием опыта, навыков, знаний, интересов и мировоззрения человека на процесс восприятия.
Согласно точке зрения А.Р. Лурии, восприятие представляет собой комплексный процесс, базирующийся на сенсомоторных и речевых функциях. Человеческое восприятие формируется благодаря согласованной работе различных анализаторных систем, тесно переплетенных с процессами наглядного мышления.
В работе В.Д. Глезера подчеркивается неразрывная связь между восприятием, ощущениями и зрительными оценками, определяя восприятие как начальный этап мыслительной деятельности. Зрительное восприятие – это комплекс процессов, формирующих зрительный образ окружающей действительности. Восприятие пространственных характеристик, местоположения объекта, его очертаний, размеров, рельефа, движения, состояния покоя и их отображения на плоскости осуществляется при активном движении глаз. Мышечные ощущения в сочетании со зрительными ощущениями играют важную роль в функционировании глаз. Благодаря этому глаз, подобно руке, способен "ощупывать" объект [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2023. 672 с.
3. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина – М.: Просвещение, 2023. ‒ 207 с
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2020. 224 с
5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии // Л., 1984, С. 126-142 (см. так же С.60-72: Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб. Издательство «Питер», 2021, - 512с.
6. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. -- М.: Прогресс, 2020. -- 464 с.
7. Глезер, В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер, ин-т физиологии им. И.П. Павлова. – 2-е изд.,испр. и доп. – СПб. : Наука, 2023. – 283 с
8. Запорожец А.В., Луков Г.Д. О развитии мышления у ребенка младшего возраста. - Ученая запись Харьковского Государственного Педагогического Института, - 2021. – 276 с.
9. Зубарева Н.М. Отношение детей к картине/ Н.М. Зубарева // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 5. - С.16-18.
10. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 134 с.
11. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Каменский; под ред., с биогр. очерком и примеч. А. А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 2019. – 651 с.
12. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,2021. – 386 с.
13. Луриа А. Р. Современная психология. - М.: Издательство МГУ, 2022. - 256 c.
14. Мезенцева, С. И. Общая характеристика восприятия. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте / С. И. Мезенцева. –М: - 2022 – 145 с.
15. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы художественного развития. / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, Н. Ф Чубук. М: Знание – 2020 – 234 с.
16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 319 c.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2022. –705с.
18. Рушечникова, О. А. Изобразительная деятельность как средство развития восприятия/ О. А. Рушечникова. –М: 2019. – 167 с.
19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2015. - 215с.
20. Фребель Ф. Избранные сочинения Фр. Фребеля. Москва. 2016, т.1. – 283 с.
21. Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фримен – СПб. Питер, 2001. – 384 с.:
22. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. – М.: Знание, 2021. – 48 с