Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Теория разделения властей является краеугольным камнем современной демократии и правового государства. Её актуальность обусловлена стремлением к обеспечению политической свободы, предотвращению злоупотреблений властью и созданию эффективного механизма сдержек и противовесов в системе государственного управления. В условиях динамично развивающегося мира, характеризующегося усложнением социальных отношений, возрастанием роли государства и расширением его функций, вопрос о грамотном распределении полномочий между различными ветвями власти становится ключевым фактором стабильного и устойчивого развития общества.
Значимость изучения данной темы для юридической науки и практики трудно переоценить. Теория разделения властей является основой для конституционного строительства, формирования системы органов государственной власти, определения их компетенции и установления механизмов взаимодействия. От того, насколько корректно и последовательно реализованы принципы разделения властей, зависит эффективность функционирования государственного аппарата, защита прав и свобод граждан, обеспечение правопорядка и законности.
В современных условиях, когда наблюдаются тенденции к усилению исполнительной власти, размыванию границ компетенции между ветвями власти, возрастает необходимость в глубоком и всестороннем анализе теории разделения властей, выявлении её проблемных аспектов и разработке практических рекомендаций по совершенствованию её реализации в государственном аппарате.
Проблема разделения властей имеет богатую историю и является предметом исследования многих выдающихся мыслителей и юристов. Основы теории были заложены в трудах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, И. Канта, которые обосновали необходимость разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную для обеспечения свободы и предотвращения тирании.
В российской юридической науке теория разделения властей также получила широкое распространение и развитие. Значительный вклад внесли такие ученые, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.Д. Зорькин, И.А. Ильин, В.Т. Кабышев, Д.А. Керимов, Н.М. Коркунов, О.Е. Кутафин, В.С. Нерсесянц, В.Е. Чиркин, Б.Н. Чичерин и др.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной теме, проблема разделения властей остается актуальной и требует дальнейшего исследования в связи с изменениями в политической и социально-экономической сферах, развитием информационных технологий и новыми вызовами, стоящими перед государственным аппаратом.
Объектом исследования является теория разделения властей как принцип организации и функционирования государственного аппарата.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие разделение властей в Российской Федерации, практика их реализации в деятельности органов государственной власти.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ теории разделения властей и ее влияния на функционирование государственного аппарата.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историко-правовой аспект разделения властей в России;
- рассмотреть сущность принципа разделения властей;
- исследовать государственный механизм Российской Федерации;
- рассмотреть формы взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти;
- исследовать органы судебной власти в Российской Федерации.
В процессе исследования будут использованы следующие методы: сравнение, обобщение, сравнительно-правовые, историко-правовой методы.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составляют: материалы судебной практики, публикации в средствах массовой информации, а также научные исследования по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе теории разделения властей и ее реализации в современном российском государстве с учетом новых социально-экономических и политических реалий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для: совершенствования конституционного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов государственной власти; повышения эффективности государственного управления и обеспечения защиты прав и свобод граждан.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав поделенные на параграфы, заключения и библиографического списка в количестве ______источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Историко-правовой аспект разделения властей в России
Идея разделения властей зародилась уже в античной политико-правовой мысли. Например, Платон выделял такие формы государственной деятельности как законодательную, государственного управления и правосудия. Все они принадлежат к одной ветви власти, но отличаются друг от друга по функционалу. Аристотель также различал три элемента в политическом устройстве античного полиса. В частности, он писал, что государство – это сложное целое, которое состоит из специфически различных друг от друга органов: законосовещательный, управленческий и судебный органы. Среди этой триады главным в государстве, по мнению Аристотеля, должен быть законосовещательный орган. Античный ученый Полибий предлагал разграничить государственную власть в Риме между народным собранием, римским сенатом и консулом, которые поддерживали бы друг друга и одновременно контролировали бы деятельность друг друга[ Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К. Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1 URL: https://mgimo.ru/files/33210/33210.pdf (дата обращения 06.03.2025)].
Представители средневекового просвещения Джон Локк, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и многие другие также имели свой взгляд на систему разделения властей, излагая свои мысли и идеи в научных трудах.
В России идеи разделения властей возникли в позднее средневековье и в период империи. Более подробно остановимся на теории М.М. Сперанского, которая в 1809 г. была изложена в его работе «Введение к уложению государственных законов». Он верно предполагал, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его»[ План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. – М., 1905. URL:https://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3948894/ (дата обращения: 06.03.2025)]. Необходимо эту державную власть разделить на три составляющие части. Государственная Дума, как высший законодательный орган принимает законы. Российские министерства, относятся к исполнительной власти, поэтому они применяют (исполняют законы). Сенат как высший судебный орган Российской империи охраняет составленные законы. Таким образом одни «установления» действовали бы в процессе составления закона, а другие — при их исполнении. Государственный совет как совещательный орган при императоре, наделен полномочиями утверждать либо отклонять представленный на рассмотрение законопроект, даже после принятие его Государственной Думой, что в Плане государственного преобразования России предусматривалось следующее: разделение властей, суждения законодательной власти отражают чаяния народа и абсолютно свободны, исполнительная власть отвечает за свою деятельность перед законодательной властью, а судебная власть независима от исполнительной. Во времена Александра I власть только манкировала общими рассуждениями о свободе, законе и либеральными обещаниями, но на практике не желала проводить демократические преобразования в государстве. Поэтому данные идеи о разделении государственной власти на три самостоятельные ветви были достаточно радикальными.
Благодаря реформаторской деятельности М.М. Сперанского в январе 1810 г. создается Государственный совет, а он возглавил государственную канцелярию в должности Государственного секретаря. Все документы, которые проходили через данный государственный орган находились в его ведении. В работе Государственного совета принимал участие император, он председательствовал на общем собрании Совета и утверждал мнение большинства общего собрания. Граф Н.П. Румянцев стал первым председателем Государственного совета[ Сперанский М. Идея разделения властей // [Электронный ресурс] URL https://studbooks.net/568870/istoriya/speranskiy (дата обращения 06.03.2025).].
Конституционный проект Н.М. Муравьева также содержит идеи разделения властей в Российской империи. По мнению автора проекта наилучшей формой правления являлась конституционная монархия, которая выступала гарантией взаимного контроля в государстве между различными ветвями государственной власти. Высшим законодательным органом выступает Народное вече, которое состоит из двух палат: верхней (Верховной думы) и нижней (Палаты представителей). Нижняя палата состоит из 450 членов, избранных на два года представителей граждан. Она имеет право принимать законы, предавать суду сановников империи и т.д. Верховная дума избирается сроком на шесть лет и каждые два года она обновляется на треть своего состава. Она состоит из 42 представителей держав (по три от каждой, двух – от Московской и одного от Донской области). Члены верхней палаты должны быть старше 30 лет и обладать недвижимым или движимым имуществом. Думе принадлежат право суда над министрами, верховными судьями и сановниками империи, обвиненными народными представителями.
Монарх как глава государства возглавляет исполнительную власть. Его власть наследственная. Он назначает министров, чиновников, послов, имеет право отлагательного вето, право верховного военачальника, наблюдает за исполнением законов и др. Однако, деятельность императора и других чиновников подконтрольны Народному вече, сам император должен присягнуть Вече. Исполнительная власть держав, поручается правителям, избранным высшим законодательным органом по представлению «правительствующих собраний держав» и утвержденных императором. Высшим судебным государственным органом выступает Верховное судилище, которое состоит из судей, избранных пожизненно Народным вече. Судопроизводство различного уровня в России предполагалось гласным и осуществлялось бы избранными несменяемыми судьями до 70-летнего возраста.
Свой взгляд на систему разделения властей имел Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». По мнению Коркунова сущность идеи разделения государственной власти заключается «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования»[ Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов— Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 352 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07620-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562265 (дата обращения: 06.03.2025).]. Разделение государственной власти он рассматривал как распределение всевозможных функций между различными государственными органами; каждый орган власти реализует определенные функции, но в разном порядке для разных категорий дел; реализацию конкретной функции несколькими независимыми друг от друга государственными органами. Описывая устройство российского государства в будущем, он полагал, что Россия должна быть «правомерной, но самодержавной монархией», где «государь сосредотачивает в свих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно»[ Социологический позитивизм, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов. // МойДокс.ру. [Электронный ресурс] URL; https://mydocx.ru/6-119066.html (дата обращения 06.03.2025)]. Актуальность и аргументированность взглядов Н.М. Коркунова внесли свой вклад в развитие идеи разделения властей, а позднее нашли свое отражение в практике государственного устройства современных государств. Например, в Основных положениях судопроизводства Российской империи (1862 г.) был впервые на законодательном уровне закреплен принцип разделения властей.
В Советском союзе идея разделения властей считалась буржуазной и подлежала критике. Многие советские ученые изучали идею разделения властей с позиции разделения только функций государственных органов. Отрицание самой идеи обусловлено научным марксистско-ленинским подходом к истории. В модели советского государства вся власть принадлежит Советам (позднее народу), которые выражают чаяния передового пролетариата, социалистического крестьянства и советских солдат. Таким образом, СССР успешно осуществляет непримиримую борьбу со всеми внутренними и внешними врагами, ради построения коммунистического общества, в котором полновластие трудящихся основывается на единстве государственной власти при руководящей и направляющей роли КПСС[ Разделение властей в советском государстве // Студент проф. [Электронный ресурс] URL: https://studentprof.ru/razdelenie-vlastej-v-sovetskomgosudarstve/ (дата обращения 06.03.2025).].
Перейдем к рассмотрению реализации идеи разделения властей на практике. Разделение властей в сегодняшней России конституционно закреплено в ст. 10 и применяется при создании и функционировании всех органов государства.
На практике идея разделения властей, к сожалению, реализуется не в полном объеме. Сегодня мы наблюдаем значительное усиление исполнительной власти и занижение роли законодательной власти. Фактически реальная власть находится в руках государственных служащих (чиновников), которые имеют принудительные механизмы, финансовые и иные материальные ресурсы для управления обществом. Федеральное собрание как высший законодательный орган в России не наделен полномочиями полноценного контроля за деятельностью исполнительной власти. Более того реализация самих законов также зависит от исполнительных органов власти, которые в своих инструкциях и разъяснениях разрабатывают механизм их применения. Сегодня мы становимся свидетелями отчуждения привилегированной части чиновников от общества, от народа, который формально является единственным источником власти в российском государстве.
На основе вышеизложенного сформулируем вывод о том, что в России слабо отлажен процесс взаимодействия различных ветвей государственной власти, т.к. не разработана пока качественная концепция развития государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования российского государства и общества.
1.2 Сущность принципа разделения властей
Такое явление, как разделение властей, трактуется неоднозначно. Например, принцип разделения власти на три ветви – это важнейшая черта конституционализма, это черта, характеризующая конституции президентского типа правления, он выступает в качестве нормативного принципа, применяемого всеми создателями и исполнителями конституций. Сохраняя единство суверенитета страны, разделение властей является, во-первых, сложной процедурой распределения реальной власти в государстве, во-вторых, это особые структурные правоотношения, в которых каждая власть в отдельности остается в определенной мере подвластной, ограничена в своих правах и функциях другими субъектами власти.
Самым главным субъектом власти являются граждане, народ. Им принадлежит право определять стратегию и политику страны, формируя всю систему высших государственных органов управления. Вышеназванные органы ограничены срочностью предоставляемых им полномочий, властные функции распределяются равномерно. К таким функциям можно отнести разработку законов, реализацию законов и надзор за законностью. Граждане – это субъекты власти. Народ властвует над собой. Эта сложная, противоречивая система властеотношений и является ядром правового государства. Противоречия и неустойчивость такой системы разрешаются, главным образом, правовой культурой общества, а не распределением силы.
Институт, при котором власть реализуется на основании разделения на несколько ветвей, была предложена в Спарте Ликургом[ Бекмурадов К.А. Значение конституционных согласительных процедур в системе разделения властей Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2017;(9):94-100. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.82.9.094-100 (дата обращения 06.03.2025)].
Проблема власти – наиболее острая для любого современного государства - затрагивает фундаментальные основы жизнедеятельности общества[ Пьянкова В.М. Принцип разделения властей в контексте российской правовой действительности // Вопросы российской юстиции. 2020. № 5. С. 303–318. URL: htt ps://injust-journal.ru/wp-content/uploads/2020/04/Пьянкова.pdf (дата обращения: 06.03.2025)]. Можно сказать, что вопрос о власти не только имеет актуальность в современном мире, данный вопрос был востребован в прошлом и будет также в центре внимания в будущем.
Конституционный принцип разделения властей в РФ юридически закреплен и действует в ходе организации и деятельности государственных органов, а образование механизма сдержек и противовесов можно представить как своеобразный краеугольный камень, который является фундаментом демократического правового государства[ Лакеева, А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления / А. В. Лакеева, Д. С. Ивакина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62523/ (дата обращения: 06.03.2025).].
Фрагмент для ознакомления
3
нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: локальный; по договору
2.Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 08.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации»
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021)
специальная и научная литература
4.Дудко, И. А. Конституционные основы судебной власти: курс лекций и практикум / И. А. Дудко, Н. А. Марокко, Ю. К. Макеева. - Москва: ИОП РГУП, 2023. - 288 с. - ISBN 978-5-00209-066-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2151318 (дата обращения: 07.03.2025). – Режим доступа: по подписке.
5.Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права/ Н.М. Коркунов— Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 352 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07620-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562265 (дата обращения: 06.03.2025).
6.Скорев, В. А.Судебная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / В. А. Скорев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20546-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558372 (дата обращения: 07.03.2025
7.Чепурнова Н.М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. М., 2019. № 2. С. 92.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37751227 (дата обращения 06.03.2025)
8.Чиркин, В. Е. Законодательная власть монография / В.Е. Чиркин. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 336 с. - ISBN 978-5-91768-693-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1216474 (дата обращения: 07.03.2025). – Режим доступа: по подписке.
публикации в периодических и продолжающихся изданиях:
9.Азизова В.Т., Байсултанов А.Р. К вопросу о месте судебной власти в системе разделения властей // Юридический вестник ДГУ. - 2019. - №2. - С.156 – 160.
10.Бекмурадов К.А. Значение конституционных согласительных процедур в системе разделения властей Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2017;(9):94-100. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.82.9.094-100 (дата обращения 06.03.2025)
11.Викторский С. И. Русский уголовный процесс: учебное пособие. - М., 1997. - С.86 URL: https://www.litres.ru/book/s-viktorskiy/russkiy-ugolovnyy-process-481935/ (дата обращения 06.03.2025)
12.Галуева В. О., Цомаев А. Д. Особенности механизма государственного управления в современной России // Вопросы развития современной науки и техники. 2021. №2. –с. 132-138. –Текст: непосредственный
13.Козельская И. Н., Козельский А. В. Развитие механизма государственного управления в современной России // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2019. №5 (79).). no. 5 (79), 2019, pp. – с. 51-53. –Текст: непосредственный.
14.Колмакова И.Д. Особенности реализации региональной политики в Российской Федерации /И.Д. Колмакова, Е.М. Колмакова, А.С. Микрюкова. Управление, экономика и общество – 2020: проблемы и пути развития. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2020. – С. 63–66
15.Колмакова И.Д. Парламентский контроль в Российской Федерации / А.С. Злобина, И.Д. Колмакова // Общество, экономика, управление. – 2021. – Т. 6. – № 2. – С. 5–9.
16.Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К. Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1 URL: https://mgimo.ru/files/33210/33210.pdf (дата обращения 06.03.2025)
17.Лакеева, А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления / А. В. Лакеева, Д. С. Ивакина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62523/ (дата обращения: 06.03.2025).
18.План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. – М., 1905. URL:https://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3948894/ (дата обращения: 06.03.2025)
19.Пьянкова В.М. Принцип разделения властей в контексте российской правовой действительности // Вопросы российской юстиции. 2020. № 5. С. 303–318. URL: https://injust-journal.ru/wp-content/uploads/2020/04/Пьянкова.pdf (дата обращения: 06.03.2025)
20.Разделение властей в советском государстве // Студент проф. [Электронный ресурс] URL: https://studentprof.ru/razdelenie-vlastej-v-sovetskomgosudarstve/ (дата обращения 06.03.2025).
21.Социологический позитивизм, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов. // МойДокс.ру. [Электронный ресурс] URL; https://mydocx.ru/6-119066.html (дата обращения 06.03.2025)
22.Сперанский М. Идея разделения властей // [Электронный ресурс] URL https://studbooks.net/568870/istoriya/speranskiy (дата обращения 06.03.2025).
23.Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 1996. - Т. 1. - С.8 URL: https://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/kurs_ugolovnogo_sudoproizvodstva_tom_i/ (дата обращения 06.03.2025)
24.Molochkov A.A. Problematic aspects of regulation and implementation of the principle of separation of powers in modern Russia // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3. P. 31. (дата обращения 06.03.2025)