Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учитель математики играет ключевую роль в формировании интереса к предмету у учащихся. Используя эффективные методики преподавания, учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик был активно вовлечен и увлечен работой на уроке. Это станет отправной точкой для развития любознательности и познавательного интереса, особенно важного в подростковом возрасте. Задача учителя - раскрыть привлекательность математики и сформировать у подростков устойчивый интерес к предмету.
Дидактические игры играют важную роль в обучении математике, представляя собой современный и эффективный метод, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, реализуемыми в комплексе. Современная дидактика признает в игровых формах обучения значительный потенциал для организации взаимодействия между педагогом и учащимися, создавая продуктивную среду общения, характеризующуюся элементами соревнования, непосредственности и живым интересом.
Дидактические игры и игровые моменты, включенные в урок, превращают обучение в увлекательное занятие, создавая положительный настрой и облегчая усвоение сложных тем. Разнообразие игровых действий способствует поддержанию интереса к предмету и стимулирует умственное развитие. Рассматривая игру как мощный инструмент развития, необходимо помнить, что она является не самоцелью, а средством обучения и воспитания, органично интегрированным в учебный процесс.
Цель исследования: Подбор и анализ дидактических игр для развития познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогической литературы по теме.
- Разработать, провести и проанализировать конспектов уроков математики с использованием дидактических игр.
- Проанализировать результатов опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: Игровая деятельность в процессе обучения математике.
Предмет исследования: Процесс развития познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики.
Гипотеза исследования: Применение дидактических игр на уроках математики способствует развитию познавательного интереса у учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ
1.1 Дидактические игры: понятие, типы.
В процессе обучения дидактическая игра выступает как организованная деятельность, направленная на развитие познавательного интереса. Достигается это благодаря эмоциональной окраске игровых действий, основанных на моделировании изучаемых явлений и процессов. Участие в дидактической игре способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для их творческого применения.
Четкость и однозначность понятийного аппарата являются ключевыми критериями полноты решения научной проблемы, что в полной мере относится и к термину “дидактическая игра”. Разнообразие терминологии, используемой для обозначения явлений, имеющих сходную сущность и назначение, не способствует углублению понимания игровой деятельности и, вероятно, обусловлено отсутствием общепринятой педагогически обоснованной классификации. В связи с этим, необходим анализ существующих классификаций игр с целью уточнения используемой терминологии. Следует отметить, что в дидактике на сегодняшний день отсутствует единая, общепринятая классификация дидактических игр, и большинство исследователей предлагают собственные систематизации. В общем виде выделяют два типа игр: естественные (возникающие без участия человека, например, игры животных и детей на ранних этапах развития) и искусственные (созданные человеком для достижения различных целей) [2]. Теория естественных игр служит фундаментом для разработки теории искусственных игр. Однако, при дальнейшей систематизации исследователи используют различные подходы, опираясь на разные основания для классификации.
В научной литературе представлен ряд классификаций дидактических игр, основанных на различных критериях. В частности, некоторые классификации рассматривают место дидактических игр в структуре учебного процесса, акцентируя внимание на их роли в формировании определенных умений и навыков. Другие классификации в качестве основания используют мотив деятельности, а третьи - функции, которые дидактические игры выполняют при изучении конкретных учебных дисциплин [5].
Подходы к классификации дидактических игр в педагогической науке существенно различаются. Например, Л.И. Смагина и В.В. Трускавец классифицируют игры в зависимости от времени их использования на уроке, выделяя игры-минутки, игры-эпизоды и игры-уроки. Другие исследователи, такие как А.А. Баранов, Г.А. Ляпина и М.В. Сторонин, в качестве критерия классификации используют функциональную роль игр в учебном процессе. В частности, Г.А. Ляпина выделяет дидактические и сюжетные игры, а М.В. Сторонин разделяет дидактические игры на подготовительные и творческие.
Важным фактором в учебном процессе, использующем игровые методы, является характер деятельности, обусловленный спецификой игры. Е.Э. Селецкая предложила классификацию, в которой основанием выступает характер познавательной деятельности учащихся, определяемый дидактическими задачами. По мере усложнения учебных задач происходит усложнение правил игры, что, в свою очередь, приводит к усложнению структуры познавательной деятельности. Это требует от школьников более сложных логических операций и анализа расширенного объема информации из различных источников.
Представленная выше классификация (Селецкой Е.Э.) включает следующие категории дидактических игр:
- Репродуктивные: игры, направленные на воспроизведение знаний с целью формирования умений и навыков. Отличительной особенностью является непродолжительность игрового процесса. Предполагается наличие образца решения дидактической задачи и его имитация в процессе работы. Познавательная деятельность учащихся ориентирована на закрепление определенного объема знаний с целью формирования необходимых умений и навыков.
- Частично-поисковые: игры, опирающиеся на имеющиеся знания, способствуя их преобразованию в умения и навыки. Содержание игр может включать элементы поиска и усложненные задачи, требующие выполнения нескольких логических операций и небольшого самостоятельного поиска. Учащиеся сталкиваются с необходимостью выбора релевантного материала и его последовательного применения.
- Поисковые
- Творческие без элементов ролевых
- Творческие с элементами ролевых [4].
Отличительной чертой поисковых дидактических игр является дальнейшее усложнение учебных задач и вовлечение учащихся в деятельность, содержащую элементы исследования. Более сложные учебные задачи ставят ученика в условия, требующие самостоятельной организации процесса познания. Данный тип деятельности подготавливает к творческой деятельности. Творческие дидактические игры предоставляют учащимся большую степень самостоятельности, позволяя самостоятельно выявлять причинно-следственные связи и закономерности, углубляясь в содержание своей познавательной деятельности и раскрывая новые аспекты изучаемых явлений.
Часть творческих дидактических игр включают элементы импровизации и ролевого моделирования, что позволяет учащимся проявлять творческую активность. Важно подчеркнуть, что предложенная классификация носит относительный характер, поскольку дидактические игры обладают гибкостью и позволяют интегрировать различные виды учебной деятельности.
Представленная ранее классификация дидактических игр, разработанная Селецкой Е.Э., является достаточно подробной и ориентирована на организацию различных видов учебной деятельности. В свою очередь, Т.А. Шукуров предлагает альтернативную и также весьма детализированную классификацию, отличающуюся комплексным подходом к рассмотрению игры в трех аспектах: процессуальном, управленческом и социально-психологическом.
В процессуальном аспекте классификации Шукурова Т.А. выделяются следующие направления, характеризующиеся определенными особенностями:
1) Уровень познавательной самостоятельности: от репродуктивных игр, направленных на простое воспроизведение знаний, до творческих, стимулирующих генерацию новых идей.
2) Логика чередования шагов: индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному) и традуктивный (от одного знания к другому того же уровня) подходы.
3) Способ принятия решений: дискретный (с четкими интервалами), непрерывный (с постоянным взаимодействием) и комбинированный (с возможностью получения информации между этапами).
4) Длительность игры: кратковременный, длительный и «деловой» форматы включения в учебный процесс.
С точки зрения управленческого аспекта, в классификации Шукурова Т.А. выделяются следующие основания, определяющие характер управления игрой:
1) Контроль и самоконтроль: варьируется от устной формы до письменной и машинной.
2) Определение результатов: от свободной оценки результатов (учителем или экспертами) до жесткого соответствия модели игры и контурной фиксации результатов.
3) Форма проведения игры: коллективная, групповая или индивидуальная.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.
2) Акутина, С. П. Педагогические технологии : учеб.-метод. пособие / С. П. Акутина, В. А. Волгунов, Ю. В. Чудакова. — Арзамас : АГПИ, 2009. — 138 с.
3) Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.
4) Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 1988.-№4.-56с.
5) Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.
6) Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.
7) Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
8) Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
9) Дергачева, Л. М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов / Л. М. Дергачева / / Математика в школе. — 2004. — № 6. — С. 24—35.
10) Зобнина, А. О. Культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности школьников [Статья] Научный журнал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, №112. - СПб, 2009. – 302 с.
11) Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просвещение, 2011. — 190 с.
12) Кальт, Е. А. Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания / Е. А. Кальт // иЯТ: http://www.omsk.edu.
13) Колосова, В. А. Игровая технология в развитии математического творчества школьников / В. А. Колосова, Ю. Г. Антюшина / / Педагогические технологии математического творчества : сб. статей участников международной научно-практической конференции. — Арзамас : АГПИ, 2011. — С. 461—464.
14) Концепция развития математического образования в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 N 2506-р // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/ (дата обращения 10.03.2025).
15) Кузнецова, Е. В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5 и 6 классов в обучении математике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Кузнецова. — М., 1997. — 20 с.
16) Математика. 5–6 классы. Алгебра. 7–9 классы. Планируемые результаты. Система заданий. ФГОС / под ред. Г. С. Ковалевой и О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2018.
17) Математика. Сборник рабочих программ. 5–6 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – М. : Просвещение, 2014.
18) Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
19) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. — М. : Академия, 2002. — 272 с.
20) Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют. Психологический практикум / Н. В. Самоукина. — Дубна : Феникс, 2002. — 128 с.
21) Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/12.php (Дата последнего обращения: 06.03.2025)
22) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 161 с.