Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Таможенные органы выполняют ключевую роль в регулировании внешней торговли и обеспечении финансовых поступлений в государственный бюджет. В условиях глобализации и роста международной торговли возрастает значимость эффективного функционирования системы таможенного администрирования. Исторически, оценка деятельности таможенных органов основывалась на простых методах, таких как сопоставление фактических данных о поступлении таможенных платежей с плановыми показателями. С развитием системы контроля и увеличением объема внешней торговли, оценка результатов работы таможенных органов приобрела более комплексный характер. Введение системы контрольных показателей деятельности в 2005 году стало значительным шагом к систематической оценке ключевых направлений работы таможенных органов. Современные методы оценки управленческой деятельности позволяют объективно отслеживать динамику результатов работы таможенных органов и выявлять области для улучшения. Текущая система оценки управленческой деятельности в таможенных органах, несмотря на свою многогранность и детализированность, имеет ряд недостатков. Оценка остаётся преимущественно внутриведомственной, не отражая полноценную картину потребительских оценок и результатов всей системы в целом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процессов, направленных на повышение качества и эффективности работы этой государственной структуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ современных методов оценки управленческой деятельности в таможенных органах.
Задачи исследования:
описать исторический контекст развития таможенного права в РФ;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов;
обозначить специфику управленческой деятельности в таможенных органах;
представить алгоритм оценки управленческой деятельности таможенных органов.
Объект исследования – управленческая деятельность таможенных органов.
Предмет исследования – основные методы анализа управленческой деятельности в таможенных орган.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный.
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Глава 1 Основы развития таможенного права и деятельности таможенных органов
1.1 Исторический контекст развития таможенного права в РФ
С начала 1991 года и вплоть до 2001 года проходил период формирования и прогрессирования таможенной службы в Российской Федерации. После выхода указа Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 октября 1991 года о создании Государственного таможенного комитета РСФСР в рамках Государственного таможенного комитета СССР, начали формироваться таможенные границы между независимыми государствами. Произошло создание новой организационной структуры для таможенных органов, а также изменение принципов размещения таможенной инфраструктуры. Вновь заработали внутренние таможенные посты, а также возросла роль региональных таможенных управлений .
Таможенные органы России претерпели преобразования, превратившись в федеральные исполнительные органы и органы регулирования внешнеэкономической деятельности. Одной из новых функций таможенных органов стало осуществление правоохранительных функций, что было закреплено в Таможенном кодексе РФ и Законе РФ «О таможенном тарифе». 25 октября 1991 года была учреждена таможенная служба России, и с этого момента началась новая фаза эволюции таможенных органов России - двенадцатый этап.
Вступивший в силу 28 мая 2003 года Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) был нацелен на определение юридических, экономических и организационных основ таможенной деятельности. Его основная цель заключалась в защите экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, стимулировании взаимодействия российской экономики с мировым рынком, обеспечении защиты прав субъектов хозяйствования и граждан, а также обеспечении их соблюдения обязательств в области таможенного дела.
Параллельно с этим начал развиваться процесс электронного декларирования. Электронное таможенное декларирование в России представляло собой возможность подачи таможенных деклараций в электронном формате и проведения удаленной процедуры таможенного декларирования товаров. Этот процесс был внедрен в начале 2000-х годов и был связан с принятием в 2002 году закона «Об электронной цифровой подписи» .
В ноябре 2002 года на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни Центрально-таможенная управление оформила первую электронную декларацию в России. В июле 2004 года автоматизированная система электронного декларирования была внедрена на Чертановском таможенном посту в Москве. После этого технология начала распространяться по всей территории Российской Федерации в течение нескольких лет, хотя у нее не было множества пользователей из-за высокой стоимости необходимых программных продуктов.
Массовое внедрение электронного декларирования в России началось после выхода приказа Федеральной таможенной службы в 2008 году, который разрешил использование интернета для передачи данных в ведомственную сеть таможни и установил требования к подключению к этой сети.
6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный Кодекс Таможенного Союза (ТК ТС), что представляет собой следующий этап развития таможенного дела. С момента введения в действие ТК ТС, Таможенный союз, объединяющий Россию, Беларусь и Казахстан, стал единой таможенной зоной. В рамках этой зоны действует унифицированный таможенный тариф, исключая таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением определенных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Введение ТК ТС представляет собой сложный процесс, охватывающий различные аспекты деятельности государств-участников. Однако этот шаг был необходим для укрепления экономического положения стран-участников Таможенного Союза. Создание Таможенного союза способствовало улучшению инвестиционного климата во всех трех странах, так как каждая из них получила значительно расширенный рынок сбыта, что привело к ускорению процесса перемещения товаров.
Таможенный союз представляет собой новый вид международной экономической интеграции, сформированный на территориях трех государств. На смену Таможенному кодексу Таможенного Союза пришел Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (ТК ЕАЭС) . ТК ЕАЭС является правовым документом, который регулирует процедуры перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, включая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Россию. Кодекс ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 года.
Этот процесс развития таможенного дела не прекращается, а продолжает активно совершенствоваться. В настоящее время Федеральной Таможенной Службой разработана Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года .
Изменения, необходимые для разработки Стратегии, начались в октябре 2018 года. Были созданы и запущены в работу электронные таможни, центры электронного декларирования, а также таможни и посты фактического контроля. В настоящее время возможно заполнение и подача деклараций на товары из Личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России, а также отслеживание движения денежных средств в электронном сервисе «Единые лицевые счета». Изменения сделали процесс декларирования более доступным и прозрачным. Они направлены на создание единообразных подходов к таможенному администрированию и помогают сократить риски коррупции.
Хартия добросовестных участников ВЭД, созданная в 2017 году, продолжает набирать популярность, подтверждая свою необходимость и актуальность. Основная цель Общественного совета при Федеральной таможенной службе России и Хартии добросовестных участников ВЭД - обеспечение конструктивного диалога между таможней и бизнесом, а также эффективное решение системных проблем. За два с лишним года деятельности Хартии достигнуты значимые результаты, такие как поддержка крупнейших бизнес-структур в России и привлечение иностранных инвесторов через Консультативный совет по иностранным инвестициям.
Добровольное участие в Хартии приносит значительные преимущества. Одно из них - возможность вступить в состав Экспертно-консультативного совета, формируемого Федеральной таможенной службой. Привилегии и преференции будут доступны исключительно участникам ВЭД, которые являются членами Хартии. «Присоединиться к Хартии могут любые российские и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также общероссийские, региональные, отраслевые и профессиональные объединения, разделяющие и придерживающиеся ее принципов и правил», - сообщается в тексте Хартии .
Информационные технологии играют ключевую роль в реализации таможенной политики в настоящее время. Их использование способствует улучшению качества таможенных услуг, значительному упрощению и ускорению таможенных процедур, а также созданию комфортных условий для участников ВЭД. Без внедрения новых информационных технологий таможенное администрирование не сможет быть эффективным, качественным и прозрачным, соответствующим современным требованиям. Федеральной таможенной службе стоит перед амбициозной задачей по цифровой трансформации технологий таможенного контроля.
Основная суть Концепции развития Федеральной таможенной службы заключается в том, что ее деятельность должна быть выстроена на современном и передовом уровне, соответствующем международным стандартам. Основная цель стратегии ФТС до 2030 года заключается в формировании инновационной, гибкой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, интеллектуальной таможенной службы, которая была бы незаметной для законопослушного бизнеса и эффективной для государства.
Началась масштабная реформа таможенной системы в рамках утвержденной Комплексной программы развития ФТС России, которая значительно изменяет устоявшуюся структуру таможенного администрирования. Возможны недопонимания различного масштаба между представителями бизнеса и таможней в процессе таможенного администрирования. Однако уже сегодня очевидно, что системные проблемы наиболее эффективно решаются через конструктивный диалог между бизнес-сообществом и ФТС России .
Задача Общественного совета при Федеральной таможенной службе России заключается в обеспечении продуктивного, результативного и эффективного взаимодействия. По результатам реализации Стратегии до 2030 года ожидается следующее: сочетание концепций «Умная таможня», «Искусственный интеллект» и «Законопослушный бизнес» имеет взаимосвязь с показателями «Безопасность», «Скорость» и «Доверие». Достижение целей, определенных в Стратегии, существенно улучшит деловую атмосферу в стране.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019). – URL: https://base.garant.ru/71652992/ (дата обращения: 13.03.2025)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 13.03.2025)
3. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008), документ не применяется. – URL: https://base.garant.ru/5758424/ (дата обращения: 13.03.2025)
4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (последняя редакция). – URL: https://base.garant.ru/10101366/ (дата обращения: 13.03.2025)
5. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://base.garant.ru/12184522/ (дата обращения: 13.03.2025)
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023). – URL: https://base.garant.ru/74178959/ (дата обращения: 13.03.2025)
7. Приказ ФТС от 6 мая 2008 г. N 534 "О совершенствовании организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России". – URL: https://base.garant.ru/784050/ (дата обращения: 13.03.2025)
8. Андрусяк, В. А. Эволюция таможенного дела в России и перспективы дальнейшего развития на период до 2030 года / В. А. Андрусяк, Е. В. Щипцова // Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования. – 2020. – С. 19-28.
9. Ахтарьянова, Э. А. Таможенное право в правовой системе РФ / Э. А. Ахтарьянова // Материалы XV Всероссийской молодежной научной конференции. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2021. – С. 109-112.
10. Бабаева, А. А. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах / А. А. Бабаева // Сборник тезисов 58-й международной научной студенческой конференции, Великие Луки, 11–14 апреля 2022 года. – Великие Луки: Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, 2022. – С. 96-99.
11. Гольтяпина, И. Ю. Перспективы развития таможенного законодательства / И. Ю. Гольтяпина, Н. В. Волкова // ВЭД, логистика, таможня: достижения, проблемы и новые решения. – 2021. – С. 29-35.
12. Городнянская, А. Ю. О развитии управления в системе таможенных органов РФ / А. Ю. Городнянская // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 10. – С. 345-348.
13. Горшкова, И. Ю. проблемы управления в таможенных органах / И. Ю. Горшкова // Сборник материалов XX Ежегодной научной конференции студентов Технологического университета. – Москва: ООО "Научный консультант", 2020. – С. 370-377.
14. Гупанова, Ю. Е. Управленческий анализ и оценка деятельности таможенных органов / Ю. Е. Гупанова, Г. И. Горемыкина // Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – Т. 19, № 11(506). – С. 2068-2092.
15. Донских, Р. В. Особенности системы управления в таможенных органах / Р. В. Донских, П. Д. Ерина // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2021. – С. 94-97.
16. Непарко, М. В. Методология оценки деятельности таможенных органов и ее совершенствование / М. В. Непарко, В. М. Долбин // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 35(6). – С. 216-221.
17. Николаева, Д. В. Место и роль таможенного права в системе российского права / Д. В. Николаева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 9(25). – С. 651-654.
18. Парфенов, А. В. Эволюция таможенного дела в России: от таможенного администрирования к таможенной логистике / А. В. Парфенов, И. М. Шаповалова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. – 161 с.
19. Полянский, А. А. Специфика управленческой деятельности в таможенных органах / А. А. Полянский, С. В. Гриб, О. А. Немченко // Бенефициар. – 2021. – № 93. – С. 24-26.
20. Потеха, О. С. Оценка эффективности системы управления таможенным органов на примере Дальневосточной электронной таможни / О. С. Потеха // Научные достижения и инновационные подходы. – 2022. – С. 25-36.
21. Рудых, А. Е. Совершенствование системы управления в таможенных органах РФ / А. Е. Рудых // Экономико-управленческий конгресс. – 2021. – С. 245-248.
22. Хабарова, В. А. Анализ и совершенствование системы управления таможенным органом / В. А. Хабарова, А. С. Мыльников // Сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 18–19 мая 2021 года. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2021. – С. 261-265.