Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Традиции нравственного воспитания в системе образования 6
1.1. Основные аспекты нравственного воспитания 6
1.2.Влияние народного творчества на нравственное/духовное развитие детей 9
1.3. Традиции нравственного воспитания в дореволюционной России 10
1.4. Традиции нравственного воспитания в советской школе 12
Глава 2. Методические рекомендации по организации нравственного воспитания в системе современного общего образования 15
2.1. Документы, регламентирующие организацию нравственного воспитания в системе современного общего образования 15
2.2. Нравственное воспитание в программах по изобразительному искусству 17
2.3. Проблемы нравственного воспитания в современных условиях обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе 19
2.4. Методические рекомендации, повышающие эффективность нравственного воспитания при обучении изобразительному искусству 22
Заключение 34
Список использованных источников 35
Приложение 40
Фрагмент для ознакомления
2
Нравственное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, способствуя развитию таких качеств, как доброта, честность, ответственность и уважение к другим людям. Изобразительное искусство, как один из компонентов образовательной программы, представляет собой мощный инструмент для осуществления этой задачи. Оно позволяет детям выразить свои мысли и чувства, раскрыть внутренний мир и научиться воспринимать красоту окружающего мира.
Эффективное нравственное воспитание посредством изобразительного искусства требует от педагогов особого подхода и тщательной разработки методических рекомендаций. Проанализировав литературу по теме исследования можно выделить основные методические рекомендации, повышающие эффективность нравственного воспитания при обучении изобразительному искусству для педагогов.
Подбор тематик для уроков изобразительного искусства, способствующих нравственному воспитанию, является важным элементом образовательного процесса. Темы, связанные с природой, семьёй, дружбой, трудом и культурой, помогают детям развить понимание красоты, заботы и уважения к окружающему миру.
«Мой дом». Эта тема позволяет детям выразить свою привязанность к дому и семье. Они могут нарисовать внешний вид дома, интерьер комнаты или семейный ужин.
«Семейные традиции». Традиции объединяют семью и создают тёплую атмосферу. Дети могут изобразить праздники, семейные обеды или совместные прогулки.
«Доброе дело». Темы добра и помощи другим важны для формирования нравственности. Дети могут нарисовать сцены помощи друг другу, заботы о слабых или спасения животных.
«Красота природы». Природа вдохновляет и учит ценить красоту мира. Дети могут рисовать пейзажи, цветы, деревья или животных.
«Дружба». Дружба — важная составляющая жизни каждого человека. Дети могут нарисовать своих друзей, совместные игры или помощь друг другу.
«Труд и творчество». Тематика труда и творчества помогает детям понять важность усилий и достижений. Они могут нарисовать рабочие профессии, сцены труда на ферме или в мастерской.
Подбирая тематики, педагоги помогают детям развивать важные нравственные качества: заботу, уважение, доброту и любовь к окружающему миру. Через рисование дети учатся выражать свои чувства и мысли, что делает процесс обучения не только познавательным, но и эмоционально насыщенным.
Интерактивные методы обучения играют важную роль в образовательном процессе, особенно когда речь идет о нравственном воспитании. Одним из наиболее эффективных подходов является групповая работа и совместное творчество, поскольку они способствуют развитию таких важных качеств, как взаимопомощь, ответственность и уважение к мнению других участников.
Совместное творчество развивает сотрудничество. Когда дети работают вместе над одним проектом, они учатся согласовывать свои действия, прислушиваться к мнениям друг друга и находить компромиссные решения. Это важный навык, который пригодится им в дальнейшей жизни.
Формируются лидерские качества. В группе часто выделяются лидеры, которые берут на себя инициативу и направляют остальных участников. Однако важно, чтобы все члены группы чувствовали свою значимость и вносили равнозначимый вклад в общее дело.
Укрепляется командный дух. Работая в команде, дети учатся доверять друг другу, поддерживать и помогать в сложных ситуациях. Это создает благоприятную атмосферу, где каждый чувствует себя частью единого целого.
Расширяется кругозор. Совместная работа позволяет обмениваться идеями и опытом, что обогащает всех участников проекта новыми знаниями и умениями.
Примеры коллективных проектов
Коллективное панно. Педагог предлагает классу создать большое панно на определенную тему, например, "Наш город", "Весна пришла" или "Семья". Каждый ребенок получает небольшой участок холста, на котором он рисует свою часть общей картины. После завершения работы все фрагменты собираются в единое целое, создавая впечатляющую композицию. Пример: Класс создает панно "Наши мечты". Каждый ученик рисует то, о чем он мечтает: кто-то изображает космос, кто-то — путешествие, кто-то — счастливую семью. В итоге получается яркая и разнообразная картина, отражающая разнообразие детских мечт и желаний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (ред. от 18 июля, 8 ноября 2022 г., 27 декабря 2023 г., 22 января 2024 г.)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
3. Алиева Л. В. Пионерские традиции - ресурс развития детского движения как субъекта общественного воспитания // Педагогическое искусство. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pionerskie-traditsii-resurs-razvitiya-detskogo-dvizheniya-kak-subekta-obschestvennogo-vospitaniya (дата обращения: 20.03.2025).
4. Байметов Б. Б., Собиров С. Т., Исматов У. Ш. Проблемы профессионально - педагогической подготовки учителей изобразительного искусства // Вестник науки. 2019. №7 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalno-pedagogicheskoy-podgotovki-uchiteley-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 21.03.2025).
5. Бенин В. Л., Василина Д. С. Организационные и методические проблемы введения курса «Мировая художественная культура» в средней школе // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-i-metodicheskie-problemy-vvedeniya-kursa-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-sredney-shkole (дата обращения: 21.03.2025).
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : ПИТЕР, 2009 400 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 101 с.
8. Голуб Л. И. Этические беседы с учащимися начальной школы: учеб. пособие. М.: Изд-во Просвещение, 2008 179 с.
9. Гребенев И. В., Сомова Д. В. Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-v-sovetskoy-shkole-paradoksy-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 20.03.2025).
10. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009 – 24с
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / М.:Просвещение, 2011
12. Дмитриев Д. В. Исторические аспекты изучения нравственности // Вестник науки и образования. 2019. №21-1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-izucheniya-nravstvennosti (дата обращения: 20.03.2025).
13. Еремина Н. Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // СНВ. 2013. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennosti-rebyonka-v-usloviya-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 20.03.2025).
14. Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 5, 6, 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-208с.:ил.
15. Калинина Л. В. Формирование нравственно-ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание // Сибирский педагогический журнал. 2020 No1. С. 61–64.
16. Канунникова Т. А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства // Наука и школа. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-prepodavanii-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 21.03.2025).
17. Козлов В. А. Некоторые вопросы формирования морально-нравственных ориентиров воинов русской армии в дореволюционный, советский периоды и на современном этапе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. №85-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-formirovaniya-moralno-nravstvennyh-orientirov-voinov-russkoy-armii-v-dorevolyutsionnyy-sovetskiy-periody-i-na (дата обращения: 20.03.2025).
18. Кокуева В.А. Духовно – нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа - М.: Аркти, 2011.
19. Костькин Д.А. Теория нравственного воспитания в отечественной педагогике советского периода (1920 1950-е годы) как объект историкопедагогического исследования // Вестник евразийской науки. 2014. №3 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-nravstvennogo-vospitaniya-v-otechestvennoy-pedagogike-sovetskogo-perioda-1920-1950-e-gody-kak-obekt-istorikopedagogicheskogo (дата обращения: 20.03.2025).
20. Лушников Д. П. Нравственность и религия (к вопросу об объективных началах нравственности) // Христианское чтение. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennost-i-religiya-k-voprosu-ob-obektivnyh-nachalah-nravstvennosti (дата обращения: 20.03.2025).
21. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // Начальная школа. 2017 №7. С.21-29
22. Ноздрина Н.А., Корченов В.А. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021 Том 10
23. Петрова Ю. А., Авдюхина Н. А. Проблема трудового воспитания // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-trudovogo-vospitaniya (дата обращения: 20.03.2025).
24. Савенкова Е.А., Ермолинская Т.В., Селиванова Н.Л., Программа курса «Изобразительное искусство». 5–8 классы / авт.-сост. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов. – М.: ООО «Русское слово –учебник», 2016 – с.
25. Сажин Д. П. Атеизм в теории и практике советской школы 1950–1960-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2013. №47 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ateizm-v-teorii-i-praktike-sovetskoy-shkoly-1950-1960-h-gg-na-primere-gorkovskoy-oblasti (дата обращения: 20.03.2025).
26. Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Эмоционально-ценностный подход к духовно-нравственному воспитанию ребенка в дореволюционной отечественной педагогике начала ХХ В. (1900-1917 гг. ) // Вестник ВятГУ. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-tsennostnyy-podhod-k-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-rebenka-v-dorevolyutsionnoy-otechestvennoy-pedagogike-nachala-hh-v (дата обращения: 20.03.2025).
27. Селиванова Д. И. Современная массовая культура и её влияние на человека // Вопросы науки и образования. 2020. №1 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-massovaya-kultura-i-eyo-vliyanie-na-cheloveka (дата обращения: 21.03.2025).
28. Слотин В. Е., Слотина Н. Н. Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ вв. (на материалах Вятской губернии) // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-podrastayuschego-pokoleniya-v-nachale-hh-vv-na-materialah-vyatskoy (дата обращения: 20.03.2025).
29. Соколова Е. Н. Пути формирования мотивации школьников к художественно-творческой деятельности // Инновационная наука. 2016. №3-2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-motivatsii-shkolnikov-k-hudozhestvenno-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.03.2025).
30. Трифонова Ж. Н. Коллективизм в советской идеологии и в педагогической системе А. С. Макаренко: сравнительно-сопоставительный дискурс // Социальная педагогика. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivizm-v-sovetskoy-ideologii-i-v-pedagogicheskoy-sisteme-a-s-makarenko-sravnitelno-sopostavitelnyy-diskurs (дата обращения: 20.03.2025).