Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного курсового исследования на тему: «Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации» обоснована тем, что это – единственный институт государственной власти, просуществовавший более 300 лет и продолжающий развиваться как одно из самых важных государственных учреждений. Его образование и деятельность позволяют понять, в чем заключается важность централизации управления в системе государственных органов и как прокурорский надзор позволяет сдерживать преступность и способствует эволюции правового общества и государства.
До формирования прокуратуры как надзорного органа длительное время происходил поиск способов и вариантов контроля за деятельностью государственного аппарата, пресечения нарушений закона чиновниками, а также казнокрадства и взяточничества. При создании этого органа в XVIII в. главная идея его функционирования заключалась в стремлении обеспечить справедливость и законность в государстве. В настоящее время это так же является приоритетом в функционировании современных органов прокуратуры. Однако, кроме прокурорского надзора и участия в рассмотрении судом дел различных категорий, сейчас прокуратура получила много новых функций, способствующих укреплению законности и правопорядка, например, к ним относятся координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
В процессе осуществления надзора за исполнением законов органами власти, прокуроры получают важнейшую информацию от каждого из них и получают самое детальное описание ситуации в стране относительно состояния законности и правопорядка в государстве, структуре и динамике преступности в его субъектах, городах и районах.
В настоящее время как в научной литературе, так и в законодательстве существует немалое число проблем, касающихся обеспечения, охраны, защиты и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем деятельность прокуратуры приобретает особую актуальность. Ведь направления деятельности и полномочия российской прокуратуры в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина направлены на то, чтобы эти права и свободы реализовались в обществе и каждый мог чувствовать себя спокойно и защищенно.
Степень изученности темы «Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации» недостаточно обширная и большая часть материалов для исследования находится в нормативно-правовой базе, среди которой главными источниками выступили Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации», Постановление Конституционного суда РФ № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации», Указ Президента РФ № 1362 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи» и Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 24 «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур».
Разъяснения по положениям указанных законодательных актов по изучению деятельности прокуратуры были изучены в учебных пособиях и комментариях к законодательству авторов Н. А. Агешкина, А.Ю. Винокуров, Н. В. Григорьева, М. В. Ласкина, М. Ф. Максютов, А. А. Новиков.
Так же были изучены материалы современной периодической печати: «Вестник магистратуры», «Журнал российского права», «Молодой ученый», «Пробелы в российском законодательстве», «Российское правосудие», где размещены публикации с обоснованными точками зрения таких правоведов, как Д. П. Ковылин, М. С. Колядка, А. Ф. Смирнов.
Объект исследования: правовые основы, на которых базируется прокурорский надзор в Российской Федерации.
Предмет исследования: органы прокуратуры и их компетенции, способствующие защите прав и свобод человека и гражданина и осуществления законной деятельности каждого института государственной власти или общественной организации.
Цель исследования: изучить необходимость возникновения, историческую эволюцию и значимость, а также функции и структуру органов прокуратуры, действующей в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были автором данного курсового исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать стадии развития прокуратуры;
- охарактеризовать термин «прокуратура» и определить ее правовые основы и задачи;
- выявить структуру органов прокуратуры на территории Российской Федерации и дать им характеристику.
В ходе данного курсового исследования автор применял следующие методы: общенаучный диалектический метод и частные научные методы (системно-структурный, социологический, конкретно-исторический, метод относительного правоведения).
Данное курсовое исследование включает в себя введение, 2 главы, разбитых на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Историко-правовые основы возникновения и развития
органов прокуратуры России
1.1. Возникновение и основные стадии развития прокуратуры
Возникновение, формирование и развитие института прокуратуры в России на протяжении всего времени ее существования связана с потребностями государства и реформами внутри страны: приоритетной целью этого института власти ставились не карательные меры, а обеспечение справедливости и законности по каждому спорному делу.
В науке прокурорского надзора выделяется 3 стадии эволюции прокуратуры в России:
1. Российский (так называемый «царский») период: 1722 - 1917;
2. Советский период (от создания СССР до его распада): 1922–1991;
3. Современный период: с 1991 г. и по настоящее время .
Согласно Именному Высочайшему Указу Петра I для Правительствующего Сената 12 января 1722 г. была сформирована Российская прокуратура. В документе отмечалось: «…надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору…» . А главной задачей функционирования нового органа Петр I обозначил необходимость «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первый Генерал-прокурор Сената - граф Павел Иванович Ягужинский, представляя которого перед всеми, Петр I сказал: «…Вот око мое, коим я буду все видеть…» .
Прокуратура была наделена надзорными функциями за законностью в работе органов государства, за защитой государственной казны, контролем по делам арестованных и за местами содержания осужденных. Также прокурор имел право протестовать против неправовых решений государственных органов, вносить предложения по выявлению нарушений в законах и в целом весь институт прокуратуры выступал как единый надзорный государственный орган.
В правление Екатерины II к функциям прокуратуры прибавились полномочия надзора за деятельностью мест заключения и судов. Так, постоянно развиваясь, к 1802 г. прокуратура стал главной составляющей нового института государственной власти - Министерства юстиции, в котором Министр юстиции одновременно получил и должность Генерал-прокурора.
В состав судебной реформы 1864 г. вошли «Основные начала судебных преобразований», где отмечалось, что «…при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей…, тем более что власть обвинительная отделяется от судебной…» .
После октябрьской революции 1917 г. новый высший орган власти - Совет Народных Комиссаров - принял Декрет о суде № 1, упразднивший все органы государственной власти: судебно-следственные институты, суды, и органы прокурорского надзора, адвокатскую деятельность. Их полномочия передал народным судам, революционным трибуналам и особым следственным комиссиям.
В 1922 г. вышло «Положение о прокурорском надзоре», которым и было положено начало существования и деятельности Государственной Прокуратуры в составе Народного комиссариата юстиции. Ее наделили следующими полномочиями:
- контроль за деятельностью в рамках закона всех органов власти, учреждений, организаций и физических лиц с правом возбудить уголовное преследование против виновных и выражения протеста против любых нормативно-правовых актов, влекущих за собой нарушение закона;
- непрерывное наблюдение за тем, насколько законно и правомерно осуществляют свою работу следственные органы дознания относительно расследования преступлений;
- выступление в суде по линии обвинения;
- анализ содержания заключенных под стражей .
Спустя год появилась Прокуратура Верховного суда СССР уже с более расширенными функциями от права выступать с предложениями о введении новых законов в государстве и права голоса на совещательных заседаниях высших органов власти до права приостановить любое решение или приговор коллегий Верховного суда СССР.
А в 1933 г. в рамках «Положения о Прокуратуре Союза ССР» был окончательно установлен и законодательно закреплен статус Прокуратуры СССР в качестве отдельного и самостоятельного органа государственной власти (а Прокуратуру Верховного Суда СССР упразднили). Прокурора СССР стал назначать назначался ЦИК СССР и отчитывался только перед ним, Президиумом СССР и СНК СССР. Так власть закрепила независимость Прокурора СССР от любых государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурор Союза ССР - Иван Алексеевич Акулов и его главной задачей являлся контроль за процессом укрепления единства и централизации всех существующих органов прокурорского надзора.
Чуть позже, в 1936 г., когда вступила в силу новая Конституция СССР, впервые в истории конституционного законодательства в ней прозвучал термин «высший надзор за точным исполнением законов».
В годы Великой Отечественной войны прокуратура, как и всех прочие государственные органы, стремилась к выполнению только одной цели: ускорить победу советского народа над немецким фашизмом. Поэтому, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», прокуратура стала работать на решение военных задач.
Следовательно, можно говорить, что работа и функционирование системы органов прокуратуры с самого начала ее основания имеет как значение и государственного, и политического уровня, так как способствует росту престижа, авторитета и влияния органов власти на обеспечение законности и порядка в стране. Для укрепления этого авторитета в 1946 г. Верховный Совет СССР выпустил закон «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». И первым из них стал Константин Петрович Горшенин.
После принятия новой Конституции СССР 1977 г. было внесено немало изменений в деятельность органов прокуратуры, и лишь в 1992 г., после распада СССР, разработали и приняли новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры .
С 2010 г. к прокурорам растут требования со стороны государственной власти, так как в стране постоянно происходят и крупные реформы, и разработка новых национальных проектов, что требует роста качества со стороны прокурорского надзора с целью дальнейшего становления демократического правового государства. В связи с этим одна из первостепенных задач в деятельности органов прокуратуры - защита прав и интересов граждан, борьба с преступностью и коррупцией, а также формирование единого правового пространства в Российской Федерации.
В 2007-2011 гг. была проведена организационно-правовая реформа органов прокуратуры, закрепленная Федеральным законом №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в рамках которой были разделены функции следствия и прокурорского надзора.
Согласно нововведениям, следственные подразделения вывели из системы прокуратуры, сделали их самостоятельными и так образовался новый федеральный государственный органа - Следственный комитет Российской Федерации, а прокуратуре остались функции надзора, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов и ряд других. Такое разделение было вызвано тем, что, согласно общепринятым на международном уровне нормам, одно ведомство не вправе и следствие вести, и осуществлять надзор за ним. Так же в ноябре 2011 г. у прокуратуры появилось новое право - возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административные расследования.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что на протяжении своего становления и происходящих на этом фоне законодательных изменений прокуратура Российской Федерации сформировалась только к концу XX в., превратившись в сильный и самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» (ред. от 30 сентября 2024 г.): официальный текст // Справочная поисковая система «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/a6c3ad00600cbe743876ba8543ab2210922445ce/ (дата обращения: 12 марта 2025 г.)
2. Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 237-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года»: официальный текст // Справочная поисковая система «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72159/ (дата обращения: 11 марта 2025 г.)
3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: официальный текст // Справочная поисковая система «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 12 марта 2025 г.)
4. Постановление КС РФ от 11 апреля 2000 № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»: официальный текст // Справочная поисковая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/3957942/ (дата обращения: 14 марта 2025 г.)
5. Указ Президента РФ от 26 октября 2004 г. № 1362 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи»: официальный текст // Справочная поисковая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/12137368/ https://base.garant.ru/12137368/ (дата обращения: 09 марта 2025 г.)
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 09 апреля 1996 г. № 24 «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур»: официальный текст // Справочная поисковая система «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/5331743/
Литература
7. Агешкина Н. А., Егоров Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»: специально для системы «ГАРАНТ» / Н. А. Агешкина, Ю. В. Егоров. – М.: Академия, 2023. – 788 с.
8. Акчурин А. В. Прокурорский надзор в схемах: учеб.-справ. пособ. / А. В. Акчурин. – М.: Проспект, 2024. - 108 с.
9. Васин С. В. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации / С. В. Васин // Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – № 1. – С.79 – 86.
10. Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре» / А. Ю. Винокуров. – М.: Литрес, 2025. – 1090 с.
11. Винокуров А. Ю., Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: учеб. пособ. / А. Ю. Винокуров, А. Я. Сухарев. – М.: Норма, 2021. – 392 с.
12. Воронин О. В., Мезинов Д. А. Прокурорский надзор: учеб. пособ. / О. В. Воронин, Д. А. Мезинов. – Томск, Изд-во Томский государственный университет, 2024. – 498 с.
13. Григорьева Н. В. Прокурорский надзор: учеб. / Н. В. Григорьева. – М.: Инфра-М, 2024. 308 с.
14. Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособ. / Е. Р. Ергашев. – М.: Юрайт, 2023. - 512 с.
15. Ковылин Д. П. Правообеспечительная функция российской прокуратуры / Д. П. Ковылин // Научно-практический журнал. – 2022. - № 1. – С.37 – 40.
16. Коляка М. С. Исторические этапы развития органов прокуратуры Российской Федерации / М. С. Коляка // Вестник магистратуры. – 2021. - №10. - С.29 – 33.
17. Коробейников Б. В. О некоторых функциях прокуратуры в России / Б. В. Коробейников // Общество и право. – 2024. - № 5. – С. 109 – 112.
18. Ласкина М. В. Прокурорский надзор: учеб. / М. Ф. Ласкина. – М.: Юстицинформ, 2023. – 400 с.
19. Любушкин В. А., Зотов М. А. История становления российской прокуратуры // Журнал российского права. – 2023. - № 2. – С.78-92.
20. Максютов М. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: моногр. / М. Ф. Максютов. – М.: Юстицинформ, 2022. – 320 с.
21. Матвеев С. П. Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации: проблемы толкования норм о государственной службе в органах и организациях прокуратуры» / С. П. Матвеев // Молодой ученый. – 2024. - №9. – С.65-69.
22. Настольная книга прокурора: учеб.-справ. пособ. для ВУЗов / Под ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. – М.: Академия, 2023. – 298 с.
23. Новиков А. А. Создание прокуратуры в России / А. А. Новиков // Российское правосудие. – 2022. - № 7. – С.19-22.
24. Поляков М. П. Прокурорский надзор: учеб. / М. П. Поляков. – М.: Юрайт, 2023. - 390 с.
25. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособ. / Под ред. Ю. Е. Винокурова. – М.: Кнорус, 2023. – 400 с.
26. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации / А.Ф. Смирнов // Актуальные проблемы российского права. – 2022. - № 4. – С.39 – 44.
27. Черненко Т. Г. Квалификация преступлений в России: вопросы теории и практики: монографич. исслед. / Т. Г. Черненко. – М.: Проспект, 2024. - 264 с.
28. Ястребов В. Б., Ястребов В. В. Прокурорский наздор: учеб. пособ. / В. Б. Ястребов, В. В. Ястребов. – М.: Зерцало-М, 2024. - 512 с.