Фрагмент для ознакомления
2
Можно выделить два блока универсальных учебных действий: личностный и метапредметный (познавательные, регулятивные, коммуникативные) . Данные блоки отвечают основным целям общего образования. В нашем исследовании интерес представляют следующие коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Понятие формирование определяется нами с ориентацией на исследования В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова как одна из ключевых задач психолого-педагогического процесса, обеспечивающая конструирование оптимальных условий приобретения субъектом данного процесса определенных качеств в ходе выполнения деятельности. Категория «формирование коммуникативных универсальных учебных действий» определяется как целенаправленный процесс, предоставляющий рост межличностной коммуникации и эффективного взаимодействия во всех практических отраслях для приобретения персональных творческих компетенций, необходимых для самореализации личности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие этапы формирования исследуемых учебных действий:
1. этап планирования взаимодействия учителя с обучающимися (учебное сотрудничество), обеспечивающий постановку цели, распределение функций участников, способов их взаимодействия;
2. этап постановки вопросов, направленный на продуктивное сотрудничество участников взаимодействия в поиске и приобретении информации;
3. этап разрешения конфликтов, ориентированный на обнаружение и идентификацию проблем, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, а также формирование умения принимать решение и реализовывать его;
4. этап управления поведением партнеров, предполагающий контроль, корректировку и оценку их действии;
5. этап формирования умении выражать свои мысли, соответствующие задачам и условиям коммуникации, нацеленный на овладение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации .
Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действии определяется тем, что данный процесс осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальной социальной среде, где коммуникации принадлежит приоритетная роль.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» понятие содержание трактуется как один из компонентов учебновоспитательного процесса и понимается как система знаний и умений, обеспечивающих общее развитие и социальный опыт человечества. Нами оно определяется как конкретный объем знании и умении по тому или иному учебному предмету, нацеленный на формирование сознания и личности обучающихся. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) позволяет говорить о том, что «процессуальный аспект обучения» определяется как коллективное движение обучающих и обучаемых к целям, опосредованное развитым содержанием и методами его усвоения и осуществляемое в общественно-культурной среде. Данное определение было положено в основу нашей работы.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действии осуществлялось в условиях образовательной среды организации, смоделированной под продуктивное общение, обеспечивающее становление и развитие как умений слушать, так и слышать, а также выстраивать диалог. Работа осуществлялась последовательно, начиная с первичной диагностики обучающихся (определялся уровень сфор- мированности исследуемых действии), далее проектировалось содержание процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий четвероклассников с ориентацией на содержание программ таких учебных предметов, как «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», а затем создавалась процессуальная конструкция его эффективной реализации.
Основу исследования составило содержание учебной программы «Школа России», которая является одной из самых общеизвестных и достаточно успешно усваивается каждым ребенком. Основной целью программы является регулирование различных аспектов освоения учебных действий посредством учебно-методического комплекса «Школа России», в том числе - коммуникативных. Формирование коммуникативных универсальных учебных действии в образовательной среде реализовывается в контексте овладения различными учебными предметами .
Процессуальный аспект формирования указанных коммуникативных универсальных учебных действии характеризуется через фронтальные (уроки различных типов и видов), групповые (выполнение задний творческого характера, проектов) и индивидуальные (индивидуальные беседы, выполнение заданий) формы обучения. В ходе реализации указанных форм обучения эффективно применялись различные методы и средства обучения. Например, объяснительно-иллюстративный метод использовался в тех случаях, когда учитель передавал новую информацию учащимся, а отработка практико-ориентированных умений осуществлялась в совместной деятельности, реализуемой по принципу «ребенок-взрослый». Репродуктивный метод применялся в тех ситуациях, когда четвероклассники действовали при выполнении тех или иных упражнений по аналогии с действиями педагога (например, педагог демонстрировал способ работы над той или иной темой и этапы выполнения креативного задания) .
Особое значение придавалось проблемным методам обучения (например, педагог описывал проблемную ситуацию и контролировал процесс поиска решения поставленной проблемы). Актуальным был и частично-поисковый метод, который применялся в случае, когда четвероклассники были готовы к логическому обсуждению проблемы и самостоятельному ее решению. При этом проблема дифференцировалась на составляющие этапы, каждый из которых обучающиеся проходили самостоятельно, при этом обобщая варианты решения, формулируя понятия и делая выводы. На определенном этапе готовности школьников педагог пользовался исследовательским методом обучения (например, он применялся в случаях, когда учащиеся уже овладели методом научного познания и самостоятельно могли ставить цели, находить варианты их решения). Эффективными средствами обучения выступали современные компьютерные технологии, игры, викторины, проекты.
1.2.Виды и функции УУД
Универсальные учебные действия создают условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию и обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Выделяются следующие виды УУД:
1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
4. Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий: как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. : Академия, 2010. 338 с.
2. Бакшеева М. Г. К вопросу о связи морфемного и словообразовательного анализов // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1. С. 15-18.
3. Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. С. 165-232.
4. Выготский Л.С. Педагогика. - М.: Апрель Пресс; Эксмо - Пресс, 2000.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1999.
6. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности учащихся: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. – Ижевск, 2010. – 307 с.
7. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2010. – 286 с.
8. Егорова Д. С. Новемологическая система работы в процессе обучения морфемике и словообразованию // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4.
9. Иванова В. В. Развитие лингвокреативных способностей учащихся при изучении словообразования // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 31. С. 38-39.
10. Ковалева Н. В. Блочно-модульная технология на уроках русского языка // Филологический класс. 2009. № 1. С. 32-38.
11. Козлова М. М. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся 4-5-х классов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 1. С. 104-108.
12. Лопатин, В. В. Русская словообразовательная морфемика : проблемы и принципы описания; АН СССР, Институт русского языка. – М.: Наука, 1977. - 315 с.
13. Ляпина Л. Н. Обучение морфемике и словообразованию в 5 классе с учетом языковых особенностей региона : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1999. – 32 с.
14. Немченко, В. Н. Современный русский язык: словообразование: учебное пособие для филологических специальностей университетов. – М.: Высшая школа, 1984. - 255 с.
15. Плавинская Л. С. Морфемика и морфология как искусство// Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 1. С. 21-28.
16. Сафонова Н. Н. О педагогическом проекте «компрессивное словообразование» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 32-38.
17. Терлецкая О. В., Зурнина С. С., Назарова Е. В. Экспресс-тренажер как инструмент изучения уровня сформированности универсальных учебных действий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Т. 65. № 3. С. 222-225.
18. Хоменко Е. В. Анализ школьных учебников с точки зрения реализации преемственности в словообразовательной работе // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-2. С. 243-252.
19. Чудаева Н. Л. Непрерывное изучение морфемики и словообразования в средней школе и колледже: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 188 с.
20. Чудаева Н. Л. О морфемно-словообразовательных упражнениях по русскому языку для средней школы и педколледжа // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. 2016. № 1. С. 133-136.