Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В последние десятилетия в России наблюдается значительное изменение в общественном сознании, что, в свою очередь, затрагивает и такие важные аспекты, как патриотизм и гражданственность. Эти понятия, будучи основополагающими для формирования здорового и активного гражданского общества, требуют особого внимания, особенно в контексте воспитания подрастающего поколения. В условиях глобализации, стремительного развития технологий и изменения социальных норм, актуальность исследования взглядов современных школьников на патриотизм и гражданственность становится особенно очевидной.
Патриотизм, как эмоциональная привязанность к своей стране, и гражданственность, как осознание своих прав и обязанностей перед обществом, представляют собой два взаимосвязанных аспекта, которые формируют личность молодого человека. Однако, несмотря на их важность, наблюдается тенденция к снижению уровня гражданской активности и патриотизма среди молодежи. Это может быть связано с отсутствием четкого понимания данных понятий, а также с недостаточной работой образовательных учреждений по их воспитанию. В связи с этим, данное исследование направлено на изучение этих аспектов, что позволит выявить существующие проблемы и предложить пути их решения.
На основании изложенного мы сформулировали цель работы: развитие гражданственности и патриотизма среди школьников.
Для достижения поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятия гражданственности и патриотизма;
2. Определить основные условия воспитания, развития гражданственности и патриотизма у школьников;
3. Провести анкетирование среди подростков 10-11 класса;
4. Провести обработку результатов и разработать рекомендации по укреплению гражданственности и патриотизма в молодежной среде.
Рабочая гипотеза: в подростковой среде присутствуют явления неопределенности и размытости в восприятии ценностей и сущности гражданственности и патриотизма.
Альтернативная гипотеза: «размытость» гражданско-патриотических ценностей в сознании подростков связаны с тем, что в семьях, в школьных учреждениях не всегда уделяется должное (повышенное) внимание гражданско-патриотическому воспитанию.
Апробация работы. Результаты работы докладывались на школьной конференции.
Предмет изучения: гражданственность и патриотизм в молодежной среде.
Объект изучения: учащиеся 10-11 классов.
Методы исследования:
1. Подбор материала по теме;
2. Анализ литературы по теме;
3. Обобщение изученного материала;
4. Проведение социологического опроса;
5. Выводы по собранному материалу;
6. Создание готового продукта.
Структура работы: работа состоит из 3 глав, выводов и списка литературы. Список литературы содержит 4 источника.
Патриотизм и гражданственность в современном обществе становятся стратегически важными аспектами, определяющими не только развитие молодежи, но и устойчивость самой нации. Эти понятия, хотя и связаны между собой, имеют свою специфику и требуют глубокого осмысления в контексте образовательного процесса. С уровня школьного обучения начинается формирование у детей представлений о своей стране, культуре и исторической памяти, которые влияют на их личные ценности и отношение к обществу.
Патриотизм часто воспринимается как любовь к родине, эмоциональная привязанность к стране и ее символам. Однако это не только переживание, но и осознанная позиция. В современном мире патриотизм приобретает новые оттенки. Он становится многообразным, включающим как активную гражданскую позицию, так и чувство ответственности за будущее страны. Современные школьники должны осознавать, что патриотизм не сводится лишь к гордости за достижения государства, но также включает критику и участие в его улучшении. Познание своей истории, языка и культуры служит основой для формирования истинного патриотизма, который базируется на глубоком уважении к традициям и ценностям своего народа.
Гражданственность охватывает более широкий спектр понятий. Она связана с ролью индивидуума в обществе, его правами, обязанностями и социальными взаимодействиями. Гражданственность предполагает активное участие в жизни общества, осознание своих прав и обязанностей, а также умение отстаивать свои интересы, при этом принимая во внимание интересы других.
Важно, чтобы школьники понимали, что гражданственность проявляется не только в формальных действиях, таких как голосование или выполнение налоговых обязанностей, но и в ежедневных поступках, касающихся взаимоуважения, солидарности и участия в жизни своей общины.
Современные трудности, с которыми сталкивается общество, ставят перед образовательными учреждениями новые задачи. Подростки сегодня живут в условиях разнообразия мнений, культурных различий и глобализации, что требует от них способности к критическому мышлению и эмпатии. Образование играет ключевую роль в формировании гармоничной личности, способной осознанно взаимодействовать со своей страной и предоставлять альтернативные процессы решения существующих проблем. Важно, чтобы школа стала пространством, где формируются не только знания о жизни, но и личная ответственность, которая неизменно ведет к активному и осознанному участию в жизни общества.
Ключевым моментом в воспитании гражданственности и патриотизма является включение практических действий в учебный процесс. Участие в волонтерских проектах, эколого-просветительских акциях, патриотических мероприятиях не только помогает школьникам осознать свою связь с родиной, но и развивает умение сотрудничать и работать в команде. Личное вовлечение в такие проекты создает факторы, способствующие формированию прочных установок на активное гражданское поведение.
Помимо этого, очень важным является создание образовательной среды, где активно обсуждаются ценности, нарративы и идеи, относящиеся к гражданственности и патриотизму. Такие обсуждения, как на уроках, так и в неформальной обстановке, помогают формировать навыки толерантности, открытости и уважения к другим. Это способствует не только личностному росту, но и социальному развитию в целом.
Необходимо отметить и роль семьи в формировании патриотических и гражданских установок. Взаимодействие с родителями и участие в семейных традициях, касающихся празднования национальных дат или сохранения культурного наследия, играет огромное значение. Рассказы старшего поколения о войне, о переживаниях и радостях, а также взаимопомощь и поддержка в сложные времена создают у детей прочные ориентиры для формирования гражданственной идентичности.
Таким образом, патриотизм и гражданственность современных школьников представляют собой сложное, многоаспектное явление, которое требует комплексного подхода к воспитанию и образованию. Использование интегрированных методов в учебном процессе и вовлечение школьников в активную гражданскую деятельность создают возможности для формирования у молодого поколения здорового патриотического сознания, на которое будет обуславливаться их поведение в дальнейшем.
Создание гражданского общества, где каждый будет чувствовать себя полноправным участником, зависит от совместных усилий школы, семьи и всего общества. Важно, чтобы подрастающее поколение осознало не только свои права, но и обязанности перед родиной, что в конечном итоге приведет к гармоничному и устойчивому развитию самой страны.
Гражданское общество сегодня – это интеракция гражданской сплоченности и солидарности, социального единства. Актуальным подходом в свете современных вызовов, которые стоят перед Россией, представляется анализ гражданского общества именно через призму активности граждан, которая часто не связана с конкретными институтами, но базируется на гражданской солидарности. В этой связи, более уместной будет трактовка гражданского общества, предложенная Дж. Коэном и Э. Арато [1]. Они интерпретируют «гражданское общество» как область взаимодействия между экономической системой и государственными структурами, в первую очередь состоящую из сферы непосредственного общения (включая семью), объединений (например, добровольные ассоциации), социальных движений и различных способов публичного общения. Таким образом, проявления гражданского общества могут быть связаны с пространством самоорганизации и взаимодействия граждан. Некоммерческие организации в этом контексте представляют интерес как элементы, способные способствовать формированию данного пространства, но не более того.
Продолжая развивать аргументацию, следует акцентировать внимание на методологическом подходе Б.Г. Капустина. Во-первых, исследователь видит гражданское общество не как коллекцию формальных институтов, а как динамичное событие. По словам автора, «политическое гражданское общество, представляющее собой форму создания политической гражданственности, не является постоянным структурным элементом современного общества, как государство и рынок, а представляет собой появляющуюся и исчезающую характеристику процесса его активного самопревращения».