Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста является одной из ключевых задач педагогики и психологии, что обусловлено особой значимостью этого периода в становлении личности ребенка. Актуальность данного исследования в настоящее время определяется несколькими факторами.
Во-первых, современное общество предъявляет все более высокие требования к интеллектуальному развитию подрастающего поколения. Успешная адаптация к школьному обучению, освоение новых знаний и навыков во многом зависят от уровня развития памяти и способности к запоминанию и воспроизведению информации. В связи с этим, своевременное и эффективное развитие памяти в дошкольном возрасте становится необходимым условием успешной социализации и подготовки к будущей жизни.
Во-вторых, в эпоху информационных технологий и избытка информации особую важность приобретает умение отбирать, систематизировать и запоминать необходимую информацию. Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста способствует формированию этих навыков и обеспечивает основу для успешного обучения и развития в дальнейшем.
Проблемой развития памяти у детей занимались многие известные ученые. Л.С. Выготский подчеркивал роль культурно-исторического развития памяти, подчеркивая, что память ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром и использования знаковых систем. Он писал: "Развитие памяти — это не просто количественное увеличение объема запоминаемого материала, а качественное изменение структуры памяти, переход от непосредственного, непроизвольного запоминания к опосредованному, произвольному запоминанию с использованием специальных средств и приемов". А.Н. Леонтьев рассматривал память как активный процесс, включенный в структуру деятельности. Он считал, что развитие памяти происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром и освоения различных видов деятельности. П.И. Зинченко изучал особенности непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте и выявил зависимость эффективности запоминания от характера деятельности и интереса ребенка к запоминаемому материалу. Он утверждал, что "наиболее эффективным способом развития памяти у детей является включение запоминаемого материала в контекст интересной и значимой для ребенка деятельности".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) уделяет особое внимание развитию познавательных способностей детей, в том числе и памяти. В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для развития у детей любознательности, познавательной мотивации, способности к решению интеллектуальных задач, а также формирования первичных представлений об окружающем мире. Развитие памяти рассматривается как одна из важных составляющих познавательного развития дошкольников. В стандарте подчеркивается необходимость использования разнообразных форм и методов работы с детьми, в том числе и дидактических игр, способствующих развитию памяти и других познавательных процессов.
Степень изученности проблемы развития памяти у детей среднего дошкольного возраста достаточно высока. Существует множество исследований, посвященных изучению особенностей памяти в этом возрасте, выявлению факторов, влияющих на ее развитие, и разработке эффективных методов и приемов развития памяти. Однако, несмотря на это, проблема развития памяти у детей среднего дошкольного возраста остается актуальной и требует дальнейшего изучения. Необходимо выявлять наиболее эффективные средства и методы развития памяти, учитывающие индивидуальные особенности детей и современные требования к образованию.
Проблема исследования: заключается в недостаточной разработанности методического обеспечения использования дидактических игр для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста в условиях современного детского сада. Несмотря на наличие теоретических исследований и практических рекомендаций, ощущается недостаток конкретных методик и пособий, учитывающих современные образовательные технологии и индивидуальные особенности детей.
Противоречие исследования: выявляется между необходимостью эффективного развития памяти у детей среднего дошкольного возраста для успешной подготовки к школе и недостаточностью использования потенциала дидактических игр как эффективного средства развития памяти в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность понятия «память» у детей среднего дошкольного возраста
2 . Изучить особенности формирования памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр
3. Рассмотреть роль дидактических игр в развитии памяти у детей среднего дошкольного возраста
4. Описать опыт работы памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр
5. Разработать рекомендации воспитателям по развития памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Теоретическая значимость исследования: заключается в расширении и углублении знаний о развитии памяти у детей среднего дошкольного возраста. В работе будут систематизированы теоретические подходы к проблеме развития памяти, определены особенности развития памяти в среднем дошкольном возрасте, а также выявлена роль и возможности дидактических игр в развитии памяти. Исследование опирается на труды таких известных отечественных психологов и педагогов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, которые внесли значительный вклад в понимание процессов развития памяти в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Теоретические методы:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Синтез и обобщение теоретических данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «память» у детей среднего дошкольного возраста
Память является одной из ключевых психических функций, играющих важную роль в развитии детей, особенно в возрасте среднего дошкольного периода. В этом возрасте, который охватывает примерно от 4 до 6 лет, происходит активное формирование когнитивных процессов, и память становится важной основой для других видов познавательной деятельности. Понимание психолого-педагогической сущности памяти детей на этом этапе требует обращения к различным аспектам, таким как виды памяти, ее развитие и влияние на обучающий процесс.[10]
Согласно В.П. Зинченко, память представляет собой сложный и многогранный психический процесс, который включает в себя не только запоминание информации, но и ее сохранение и последующее воспроизведение. Важно отметить, что у детей среднего дошкольного возраста память носит специфический характер. Она основывается в первую очередь на наглядно-образном восприятии, что связано с особенностями их психического развития. Этот этап представляет собой переходный период, когда дети начинают осваивать более сложные формы запоминания, включая смысловое.[4]
Значительную роль в формировании памяти в этом возрасте играют внешние факторы – общение с родителями, воспитателями и сверстниками. Работы Ю.А. Ильина подчеркивают, что взаимодействие со взрослыми и участие в ролевых играх способствуют формированию не только навыков, но и памяти. В процессе общения происходит накопление и классификация информации, что, в свою очередь, стимулирует запоминание и воспроизведение нужных данных. Ильин утверждает, что чем более разнообразным и богатым будет опыт ребенка, тем больше у него шансов развить свои память и мышление на более высоком уровне.[13]
Классификация памяти, предложенная Н.А. Менчаниновым, выделяет несколько видов памяти: стимуло-зависимую, личностную и условную. Каждая из них имеет свои особенности и развивается в разные сроки. У детей среднего дошкольного возраста доминирующей является стимуло-зависимая память, которая активно реагирует на яркие, запоминающиеся образы, эмоции и действия. Эта форма памяти позволяет детям легче запоминать и воспроизводить информацию, связанную с их непосредственным опытом.
С другой стороны, личностная память, как утверждает А.Р. Мерлин, развивается в результате обдумывания и анализа полученного опыта. Важно отметить, что в этот период дети начинают осознавать свои воспоминания, связывая их с эмоциями. Этот аспект становится особенно важным для формирования идентичности ребенка и его социальной адаптации. Таким образом, личностная память является ключом к более глубокому пониманию своего «я» и окружающего мира.[5]
Зарубежные исследователи, такие как американский психолог Жан Пиаже, обращали внимание на то, что память у детей развивается через опыт и взаимодействие с окружающей средой. Пиаже подчеркивает, что когнитивное развитие детей включает в себя не просто накопление знаний, но и активное участие ребенка в процессе познания, что напрямую связано с его способностью запоминать. В этом контексте память выступает как динамичная система, зависящая от уровня развития мышления и восприятия.
Другой зарубежный ученый, Эрик Эриксон, также акцентирует внимание на важности социального контекста для развития памяти. Он считает, что память формируется не только в индивидуальном опыте, но и через взаимодействие с другими, включая членов семьи и сверстников. Эриксон подчеркивает, что успешное освоение социальных ролей и навыков во многом зависит именно от памяти, которая помогает детям усваивать необходимые модели поведения и реагирования в различных ситуациях.
Неоспоримо, что развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста в немалой степени зависит от обучения и воспитывающей среды. В условиях, где ребенок получает достаточную поддержку и стимулы для развития своих познавательных и памятьевых навыков, наблюдается более выраженный прогресс. Педагоги имеют возможность использовать различные методики, направленные на активизацию памяти, такие как игры с элементами запоминания, театрализованные занятия и дидактические игры.
Ключевым моментом является понимание того, что эффективное развитие памяти требует интеграции различных подходов и методов. Например, использование методов развивающего обучения, описанного Л.С. Выготским, может стать важным инструментом для стимуляции памяти. Выготский подчеркивает, что обучение происходит в социальной среде, где дети могут активно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, что также способствует активному запоминанию и воспроизведению информации.
В заключение, память у детей среднего дошкольного возраста представляет собой сложный и многогранный процесс, на который влияют как внутренние, так и внешние факторы. Понимание психолого-педагогической сущности памяти должно основываться на учете различных аспектов, включая виды памяти, ее развитие и социальное взаимодействие. Исследования как отечественных, так и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что качественное развитие памяти у ребенка возможно лишь в условиях активного взаимодействия с окружающим миром, что подчеркивает важность создания развивающей и поддерживающей среды для детей.
1.2 Особенности формирования памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Особенности формирования памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Средний дошкольный возраст, охватывающий период от 4 до 5 лет, является важным этапом в развитии когнитивных функций ребенка, в частности, памяти. В это время происходит значительное усовершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память становится более осознанной, произвольной и опосредованной. Поэтому очень важно понимать особенности развития памяти в этом возрасте и использовать эффективные методы для ее стимуляции. Одним из самых действенных и привлекательных для детей способов развития памяти являются дидактические игры.
Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста происходит на фоне интенсивного развития других психических процессов, таких как восприятие, внимание, мышление и речь. Как отмечает Л.С. Выготский, все психические функции развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом, и развитие одной функции оказывает влияние на развитие других. В этом контексте, развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста тесно связано с развитием их речи, умением анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать объекты и явления.
Одной из ключевых особенностей памяти в этом возрасте является ее наглядно-образный характер. Это означает, что дети лучше всего запоминают то, что они видят, слышат или осязают. Абстрактные понятия и словесные инструкции запоминаются хуже. Как утверждает А.Н. Леонтьев, развитие памяти у ребенка происходит от непроизвольного запоминания к произвольному, от запоминания образов к запоминанию понятий. В среднем дошкольном возрасте наглядно-образная память доминирует, но уже начинают формироваться элементы словесно-логической памяти.[11]
В среднем дошкольном возрасте у детей улучшается объем памяти. Они могут запомнить большее количество предметов, слов или действий, чем раньше. Однако, объем памяти все еще ограничен. По данным исследований, проведенных А.Р. Лурией, объем кратковременной памяти у детей этого возраста составляет примерно 4-5 элементов. Это необходимо учитывать при организации занятий и игр, предлагая детям задания, соответствующие их возрастным возможностям.
Важным аспектом развития памяти в среднем дошкольном возрасте является развитие произвольности. Дети постепенно учатся управлять своей памятью, запоминать информацию по заданию взрослого, использовать различные приемы запоминания. По мнению П.И. Зинченко, произвольное запоминание формируется в процессе обучения и возникает в результате постановки перед ребенком задачи на запоминание. В среднем дошкольном возрасте эта способность только начинает развиваться, поэтому важно создавать условия, способствующие ее формированию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. - Москва : Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Брунер, Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер ; пер. с англ. О.К. Тихомирова. - Москва : Педагогика, 1962. - 84 с.
3. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л. А. Венгер. - Москва : Просвещение, 1969. - 365 с.
4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 500 с.
5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 500 с.
6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - Москва : Книжный дом «Университет», 2000. - 336 с.
7. Запорожец, А. В. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1. - Москва : Педагогика, 1986. - С. 167-220.
8. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Проблемы психологии памяти. - Москва : Просвещение, 1966. - С. 71-76.
9. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Проблемы психологии памяти. - Москва : Просвещение, 1966. - С. 76-112.
10. Зинченко, П. И. Проблемы психологии памяти / П. И. Зинченко // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - С. 151-173
11. Ильина, Ю. А. Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей дошкольников / Ю. А. Ильина // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 4(149). - С. 18-22.
12. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. - Минск : Народная Асвета, 1984. - 239 с.
13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
14. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. - Москва : Смысл, 2003. - 584 с.
15. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 320 с.
16. Менчанинова, Н. А. Дидактические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста / Н. А. Менчанинова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4(40). - С. 113-117.
17. Мерлин, А. Р. Психология индивидуальности / А. Р. Мерлин ; под ред. Е.А. Климова. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 448 с.
18. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.
19. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
20. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
21. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 720 с.
23. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - Москва : Владос, 2003. - 368 с.
24. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с.
25. Эббингауз, Г. О памяти / Г. Эббингауз // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - С. 48-55
26. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон ; пер. с англ. А.А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Университетская книга, 1996. - 415 с.