Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ....................................................................................................... 6
1.1 Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы... 6
1.2 Специфика уроков физической культуры в школе …………………. 10
1.3 Анализ методов и средств для мотивации детей к посещению уроков физкультуры........……………………………………………… 15
ГЛАВА 2.
2.1
2.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................
Фрагмент для ознакомления
2
Стратегической задачей государства сегодня является модернизация системы профессионального образования на основе современных научно-технических достижений.
Одним из первых шагов к решению этой проблемы стало составление списка пятидесяти самых популярных и перспективных специальностей. В связи с этим процесс разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) 4-го поколения осуществляется на основе новых профессиональных стандартов. В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах говорится, что любой образовательный процесс должен быть направлен на формирование общих профессиональных компетенций и, следовательно, на подготовку конкурентоспособного специалиста [12].
Другие нормативные документы, такие как Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, обосновывают необходимость использования современных методов и технологий обучения для постоянного развития и дальнейшего совершенствования творческого мышления, навыков и мотивации. В этих документах подчеркивается необходимость актуализации содержания образовательных программ с учетом современных знаний, в приоритетных областях научных разработок, основанных на сотрудничестве образовательных учреждений с предприятиями социальных партнеров.
Требования вышеупомянутых документов напрямую касаются академической и практической деятельности студента. Исследователи отмечают, что успешное выполнение этой деятельности студентами неразрывно связано с мотивацией (Е.П. Ильин, Р.Я. Влодковский).
При этом Э.Ф. Зеер подчеркивает, что учебная деятельность (во время теоретического изучения дисциплин и профессиональных модулей) предполагает когнитивную мотивацию, а практическая деятельность (во время преподавательской и производственной практики) – профессиональную мотивацию учащихся в системе среднего профессионального образования (СПО). Поэтому, чтобы найти способ добиться успешной учебной деятельности и эффективных результатов, учителя должны знать, как мотивировать и поддерживать учащихся.
Требования к профессиональным стандартам для учителей также постоянно меняются в связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования. Профессиональный стандарт подчеркивает, что современный учитель обязан создавать условия, которые способствуют образованию и развитию учащихся и мотивируют их изучать академическую дисциплину или профессиональный модуль.
Этот документ также регулирует трудовые действия по управлению учебной, профессиональной, проектной и исследовательской деятельностью учащихся. При этом профессиональные навыки учителя заключаются в умении применять современные образовательные технологии, в том числе электронные образовательные ресурсы. Мы подчеркиваем, что учитель должен знать педагогические, психологические и методические основы развития мотивации к учебной деятельности. Эти знания и навыки способствуют подготовке профессионально компетентных выпускников, которые мотивированы на дальнейшее развитие и совершенствование [15].
В связи с постоянными изменениями требований нормативных документов возникает задача разработки и внедрения современных педагогических технологий, способствующих повышению мотивации, модернизации и совершенствованию системы профессионального образования в России. Основные проблемы развития мотивации учащихся в ретроспективе. Чтобы в полной мере раскрыть проблему мотивационного воспитания учащихся, ее необходимо рассмотреть задним числом.
Проблемой мотивации учебной деятельности занимались многие ученые: А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмин, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, А.Г. Маслов и другие. Эта проблема возникла как отдельная область исследования личности только в начале 20 века, а к концу теории мотивации расцвела и окончательно стала отдельной областью психолого-педагогических знаний о личности (О.А. Шляпников). Таким образом, на основе анализа XX–XXI веков мы выделим три этапа развития этой проблемы. Каждый этап характеризуется с учетом особенностей среднего профессионального образования в России.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973. - 92 с.
2. Ахметжанова Г. В., Осипов А. Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни // Вектор науки ТГУ. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – № 3(29). – С. 265–268.
3. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 3. – С. 20–24.
4. Божович Л.И. Вопросы психологии, личности. - М., 1984.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1974.
6. Былеева Л.В. Подвижные игры. Учебное пособие для ИФК. ФиС, 1974.
7. Васютин И.А. Спортивные праздники школьников. - М.: ФиС, 1970.
8. Вишневский А.И. Зимние развлечения детей и подростков. Вып. II. Госиздат Наркомпрос, 1930.
9. Вишневский А.И. Летние развлечения детей и подростков. Вып. 1 Политиздат, 1926.
10. Волков В. Подросток и фк. - Смоленск, 1970. - 194 с.
11. Воспитательная работа с учащимися в период педпрактики в школе // Методические указания. - Ленинград, 1984. - с. 41.
12. Воспитательная работа с юными спортсменами на этапе начальной спортивной подготовки. - Омск, 1987. - с 40.
13. Гандельсман и др. ФВ детей школьного возраста. ФиС, 1966. - 138 с.
14. Геллар Е.М. Игры для школьников на переменах 1-3 кл. - М.: ФиС, 1985.
15. Губанова А.А. Направленное применение средств ФК в воспитании подрастающего поколения. Планы семинарских и лабораторных занятий. - М.:ГЦОЛМК, 1981. - 281 с.
16. Зуоза А.К. Влияние целенаправленных уроков физической культуры с элементами волейбола на повышение уровня физической подготовленности младших школьников. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Минск, 1989. - 148 с.
17. Изоп Э.В. Игры на площадке. - Л.: Учпедгиз, 1959. - 104 с.
18. Ильин А. А., Марченко К. А., Капилевич Л. В., Давлетьярова К. В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственного университета, 2012. – № 360.
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
20. Мерлин. Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. - М., 1976. - 105 с.
21. Моделирование педагогических задач в обучении учителей. - Рига, 1984. - 205 с.
22. Моисеев А.М. Формирование у учителей умений комплексно осуществлять воспитательные задачи обучения. Автореф. дисс…. канд. пед. наук - М., 1986. - 127 с.
23. Решетень И.Н., Кобер И.Х. Основы педагогического мастерства тренера. - Малаховка, 1986. - с. 40.
24. Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитать. - М.: Знание. 1976. - 195 с.
25. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Ленинград., 1989. - 239 с.
26. Чкаников И.И. Сильные, смелые, ловкие. Детгиз, 1954. - 145 с.
27. Щукина Т.И. Познавательный интерес. - М., 1986. - 116 с.
28. Щукина Т.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1987. - 182 с.