Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация обучения – один из ключевых факторов, определяющих успех усвоения учебного материала. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что органическая химия традиционно считается сложной для понимания и изучения учебной дисциплиной. Многие учащиеся теряют первоначальный интерес к учёбе, сталкиваясь с возросшим объемом теоретических сведений и абстрактностью понятий органической химии. Одновременно с этим современные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют требования к развитию познавательной активности и интереса учащихся, что невозможно без достаточной учебной мотивации. Поиск эффективных методов повышения мотивации студентов к изучению органической химии является насущной задачей педагогической методики.
Цель данной курсовой работы – проанализировать и обобщить методы повышения мотивации учащихся при изучении органической химии, в том числе современные подходы (игровые, проблемно-ориентированные, исследовательские, ИКТ-технологии и др.), а также выявить основные трудности обучения органической химии и способы их преодоления.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1) изучить теоретические основы мотивации учебной деятельности и особенности мотивации при изучении химии;
2) рассмотреть современные методические подходы, направленные на повышение интереса студентов к органической химии;
3) провести практический анализ (анкетирование учащихся) с целью выявления факторов, влияющих на мотивацию, и оценить эффективность применения различных методов;
4) разработать рекомендации по использованию методов мотивации в преподавании органической химии.
Объект исследования – процесс изучения органической химии в системе среднего/высшего образования. Предмет исследования – методические приёмы и технологии, повышающие учебную мотивацию учащихся в рамках курса органической химии.
Методы исследования включают анализ педагогической и методической литературы по проблеме мотивации обучения, анкетирование учащихся и качественный анализ полученных результатов, а также обобщение опыта преподавания химии. Теоретической основой послужили труды отечественных педагогов о мотивации и активизации познавательной деятельности (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др.), а также современные исследования методистов по применению игровых технологий, проблемного и исследовательского обучения в преподавании химии.
Структура курсовой работы соответствует требованиям стандарта СТО 1.04.01–2019. Работа включает введение, три главы основной части, содержащие теоретический и практический материал, заключение, список литературы (11 источников) и приложения с материалами проведенного исследования. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи, представлены объект и предмет исследования. В первой главе рассматриваются психолого-педагогические основы мотивации учебной деятельности и трудности изучения органической химии. Вторая глава посвящена обзору методов и приёмов повышения мотивации (игровых, проблемных, исследовательских, ИКТ) применительно к химическому образованию. В третьей главе приводится практический анализ мотивации учащихся на основе анкетного опроса и даются рекомендации. В заключении подводятся итоги и формулируются выводы по работе. Приложения содержат образец анкеты и вспомогательные материалы.
Глава 1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности при изучении органической химии
1.1 Понятие и виды учебной мотивации
Эффективность учебного процесса во многом зависит от уровня учебной мотивации – внутренних и внешних побуждений, стимулирующих учащегося к активной познавательной деятельности. Мотивация в широком смысле определяется как совокупность факторов, которые определяют направление, устойчивость и интенсивность деятельности учащегося. Другими словами, мотивация отвечает на вопрос, зачем ученик учится, что заставляет его прилагать усилия к освоению знаний.
В педагогической психологии выделяют внешнюю (экстринсивную) и внутреннюю (интринсивную) мотивацию. Внешняя мотивация связана с внешними стимулами и воздействиями: требования родителей и учителей, оценки, перспективы поступления в вуз, стипендии, страх наказания и т.п. Внутренняя мотивация исходит из личностных интересов и потребностей самого учащегося: любознательность, интерес к предмету, удовольствие от процесса познания, стремление к самореализации. Как правило, внутренняя мотивация считается более устойчивой и ценной, однако во многих случаях она формируется при поддержке внешних факторов.
Мотивация к учению – явление многокомпонентное. А.К. Маркова выделяет в структуре учебной мотивации такие составляющие, как познавательный интерес, чувство долга, желание получить одобрение, стремление к успеху и страх неудачи, профессиональные устремления и др. [1]. Соотношение этих мотивов у каждого учащегося индивидуально и может меняться в зависимости от возраста, предмета, ситуации обучения. В начальных классах обычно преобладает мотив любопытства и игры, в средней школе – социальные мотивы (одобрение учителя, родителей), в старшей школе и вузе – всё большее значение приобретают познавательные и профессиональные мотивы, осознание практической ценности знаний.
Важно отметить, что мотивация не является фиксированной характеристикой – её уровень и структура могут изменяться под влиянием педагогических воздействий. Задача преподавателя – стимулировать положительную мотивацию учащихся, поддерживать их интерес к учению, формировать внутренние мотивы (познавательный интерес, ответственность, стремление к саморазвитию), умело подкрепляя их внешними стимулами (похвала, оценки, соревновательные элементы и т.п.). Как подчёркивает Г.И. Щукина, познавательный интерес играет особую роль: будучи эмоционально окрашенным компонентом мотивации, он способен запускать и поддерживать активную мыслительную деятельность учащихся, делая сам процесс учения привлекательным [9].
Мотивация учебной деятельности – это сложная система внутренних и внешних побуждений ученика, которая определяет его отношение к учёбе. Для учителя химии понимание основ мотивации важно, поскольку именно на мотивационной основе строятся эффективные методы обучения: без заинтересованности и внутренних стимулов даже самые совершенные педагогические технологии не дадут желаемого результата.
1.2 Факторы, влияющие на мотивацию учащихся в изучении химии
Уровень учебной мотивации не является постоянным – на него влияет множество факторов. К основным факторам мотивации школьников и студентов при обучении, в том числе химии, относятся:
Личностные особенности: любознательность, склонности к наукам, уровень подготовки, самооценка. Ученики с интересом к естественным наукам чаще проявляют мотивацию к химии.
Возраст: у младших школьников преобладает естественный интерес, у подростков мотивация снижается из-за усложнения материала и смены приоритетов. Старшеклассников важно мотивировать через связь знаний с жизнью и профессией.
Специфика предмета: химия — абстрактная и экспериментальная наука. Без наглядности и практики она может казаться оторванной от реальности. Демонстрации, межпредметные связи и жизненные примеры повышают интерес.
Методы преподавания: разнообразие форм (обсуждения, игры, практические задания), эмоциональный контакт с учителем, атмосфера сотрудничества усиливают мотивацию. Монотонность, перегрузка теорией — её снижают.
Учебная среда: поддержка со стороны учителя, разумные требования, поощрение достижений укрепляют уверенность. Конкуренция может быть как стимулом, так и источником стресса.
Внешние обстоятельства: семья, окружение, отвлекающие факторы (гаджеты, хобби). Современный поток информации требует от учителя активной борьбы за внимание учащегося — через технологии, интерактив и актуальность.
В контексте преподавания химии следует особо подчеркнуть роль учителя как основного мотивирующего фактора. Именно учитель, его личность и методы, способен создать на уроке ситуации, побуждающие к активной работе. По словам опытных педагогов, «степень успешности обучения всегда связана с мотивационной составляющей личностного развития ученика», и эта мотивация во многом формируется благодаря эффективной стимулирующей деятельности учителя [9]. Иными словами, даже внешне немотивированный ученик может увлечься предметом, если учитель найдёт к нему подход, заинтересует ярким опытом или занимательной задачей.
1.3 Специфика и трудности изучения органической химии
Органическая химия занимает особое место в курсе химии. С одной стороны, она тесно связана с повседневной жизнью (органические вещества вокруг нас: пища, одежда, лекарства, пластмассы и т.д.), а с другой –
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
2.Кузнецов Н.С., Тихонов Н.Н. Методика преподавания химии. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
3.Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
4.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
5.Евплова Е.В. Геймификация как средство повышения мотивации к обучению // Материалы конф. «Одинцовские чтения». – М., 2013. – URL: http://evplova.ru/... (дата обращения: 12.05.2024).
6.Ковалевская А.А. Методы повышения мотивации учеников на примере изучения химии // Вестник магистратуры. – 2021. – №9-1 (120). – С. 88–90.
7.Сороколетова О.В. Использование стимулов мотивации на примере обучения школьников химии // Педагогический вестник Карелии. – 2020. – №4. – С. 15–22.
8.Семенюк В.П. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения химии // Химия в школе. – 2017. – №5. – С. 8–12.
9.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971. – 160 с.
10.Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянова Е.Н. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 512 с.
11.Панина Т.С., Вавилова Л.С. Активные методы обучения в высшей школе. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
12.Эльконин Д.Б. Психология развития школьника. – М.: Знание, 1974. – 144 с.
13.Liu Y., Raker J.R., Lewis J.E. Evaluating student motivation in organic chemistry courses: a flipped approach with peer-led team learning // Chem. Educ. Research and Practice. – 2018. – Vol.19(1). – P. 251–264.
14.Tien L.T., Teichert M.A., Rickey D. Effectiveness of a student–centered learning environment in a second-year organic chemistry class. – Journal of Chemical Education, 2002, 79(5), pp. 569–572.