Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте происходит формирование основ нравственности и закладываются основы для будущей жизни. Трудовое воспитание является ключевым аспектом социально-нравственного развития детей.
Одной из ключевых задач трудового воспитания дошкольников является ознакомление детей с трудом взрослых и формирование у них уважительного отношения к нему. В режимных моментах дошкольников учат выполнять различные трудовые обязанности: убрать со стола, игрушки, полить цветы и др. Тем самым у детей формируются первые представления о труде и трудовых обязанностях.
Семья играет ключевую роль в формировании трудовых навыков у детей, особенно когда родители служат образцом для подражания. В семьях, где родители успешно реализуют себя в своей профессии и искренне любят свою работу, дети получают больше возможностей для всестороннего развития.
Позитивная рабочая атмосфера и личный пример взрослых являются мощным стимулом для детей. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте происходит установление связи между миром предметов и миром человеческих отношений. Именно поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в их социализации и подтверждает актуальность темы данной курсовой работы.
Мир профессий в социуме представляет собой сложную и динамичную систему, находящуюся в постоянном развитии. Социологи исследуют социальную обусловленность, общественную значимость и направленность профессиональной деятельности. Они рассматривают профессию как совокупность людей, объединённых общим видом труда. В их работах подчёркивается, что престиж профессии зачастую оказывает влияние на социальный статус индивида.
Значение трудового воспитания и основные аспекты его организации было рассмотрены в работах Р.С. Буре, Л.С. Выготского, В.И. Логиновой и др.
Воспитание трудолюбия связано с качественными изменениями в современном образовании. Сегодня важно воспитывать активных, самостоятельных, ответственных людей, которые проявляют интерес к работе, готовы трудиться и легко адаптируются к изменениям в окружающей среде. Такие люди способны обеспечить высокий уровень производства.
На социально-педагогическом уровне проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую значимость. Государство в сфере образования ориентировано на воспитание социально активных и ответственных граждан, которые с ранних лет проявляют интерес к труду и стремятся преобразовывать окружающий мир. Эта концепция отражена в законодательстве Российской Федерации, в частности, в Законе «Об образовании» и «Концепции дошкольного воспитания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
Объект исследования: трудовое воспитание дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
Гипотеза: нами предполагается, что воспитание трудолюбия у старших дошкольников будет проходить эффективнее, если на занятиях с дошкольниками применять комплекс мероприятий с применением дидактических игр и самостоятельной деятельности детей на основе мира профессий взрослых.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать основные направления, методы и средства воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
2.Разработать и апробировать занятия по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на основе дидактических игр и самостоятельной деятельности детей.
3.Оценить эффективность педагогической работы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), диагностика.
База исследования: МБДОУ №12 «Ладушка» г. Тихорецк.
1. Теоретические основания разработки модели воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых
1.1Обзор проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых
В современном мире проблема развития трудолюбия и мотивации к труду у детей дошкольного возраста остаётся важной и требует внимания. Многие педагоги и психологи изучали этот вопрос в своих работах.
Прежде всего, раскроем основные характеристики понятия «трудолюбие»:
– Г.Н. Каменева понимает трудолюбие как качество личности, которое позволяет выполнять поставленную деятельность качественно и усердно [15];
– И.З. Хабибулина трудолюбие раскрывает через личностные качества, выражающиеся в интересе к трудовой деятельности, принятии участия в различных трудовых поручениях [28];
– С.А. Комарова определяет трудолюбие через познавательную активность ребенка к трудовой деятельности и получение удовольствия в процессе труда [19];
– Е.И. Сухова понимает трудолюбие как личностное качество, стремление к принятию трудовой задачи, понимание ценности труда и желание его реализовывать [26].
Как мы видим, большинство ученых определяют «трудолюбие» через призму личностного качества. Это понятие пронизывает множество аспектов нашей жизни, оказывая влияние на наше поведение, отношение и достижения.
В качестве рабочего определения нами будет использовано определение, данное Е.И. Суховой, так как, по нашему мнению, оно наиболее полно отражает сущность рассматриваемого понятия.
Воспитание трудолюбия осуществляется в процессе целенаправленного учебного процесса, называемого трудовым воспитанием.
Рассмотрим содержание данного понятия:
– по Д.В. Сергеевой трудовое воспитание понимание как работа педагога по привлечению воспитанников к минимальным трудовым обязанностям, приобретение последними трудовых навыков и умений [26];
– В.Г. Нечаева определяет трудовое воспитание через совместную деятельность педагога и детей по приобретению трудовых умений, формированию положительного опыта трудовой деятельности [25];
– Т.А. Маркова понимает трудовое воспитание как педагогический процесс по воспитанию у детей трудовых умений, осознанного отношения к труду посредством выполнения бытовых задач [23].
Таким образом, общим в рассмотренных нами определений разных авторов является то, что трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у дошкольников представлений и навыков в различных трудовых операциях.
В своих работах О.В. Сорокина и Е.А. Шанц подчёркивают, что формирование трудолюбия особенно важно начинать в детском саду, поскольку именно там дети могут быть вовлечены в разнообразные виды деятельности. Среди них особое внимание уделяется ручному труду, который имеет большое значение для старших дошкольников [25].
А.Ш. Шахманова и С.А. Козлова утверждают, что для формирования трудолюбия у дошкольников необходимо знакомить их с людьми разных профессий и их отношением к работе. Это помогает детям осознать многообразие видов деятельности и понять, чем занимаются люди в разных сферах. Например, дети должны понимать, что учитель обучает, повар – готовит еду, пожарный – спасает людей и так далее [18].
В.А. Мешкова и Л.А. Увалиева полагают, что важно вовлекать детей в трудовую деятельность взрослых и создавать условия для самостоятельного производства различных продуктов. Это способствует пониманию структуры труда в конкретной профессии и формирует уважительное отношение к любому виду работы [21].
Психологи отмечают, что дошкольники обладают способностью оценивать работу других людей, что стимулирует их интерес к труду взрослых, его результатам и способам выполнения. Н.А. Тафинцева, Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев подчеркивают важность этого аспекта для развития трудолюбия [27].
Исследователи О.Ю. Бутвина, Е.М. Шевчук, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что основные психологические качества ребенка развиваются через воспитание и опыт общения с окружающими. Это происходит, когда ребенок осваивает различные виды деятельности. В процессе обучения новым навыкам у него активно формируется мышление, творческие способности и моральные ценности [11].
С точки зрения выявления уровня сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста обратимся к компонентам трудолюбия, изложенных в работе В.В. Карих и Л.Ш. Алиевой. Авторы в воспитание трудолюбия включают три основных компонента:
– на когнитивном уровне дошкольники знакомятся с основными профессиями и их значением в жизни людей;
– на эмоционально-мотивационном уровне дети формируют ценностное отношение к труду и трудовой деятельности, учатся различать трудолюбие от лени;
– на деятельностном уровнем дети учатся переносить полученные навыки в условиях реальных трудовых обязанностях, развивают самостоятельность, инициативность, усидчивость и взаимопомощь.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алешанова, Е.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Е.А. Алешанова, Н.В. Кочетова // Молодой ученый. – 2018. – № 46-2 (232). – С. 3–5.
2.Алиева, Л.Ш. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника / Л.Ш. Алиева, Э.А. Рамазанова // Январские педагогические чтения. – 2018. – № 4 (16). – С. 68–71.
3.Андреева, Н.А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного труда / Н. А. Андреева // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». – 2015. – С. 61–65.
4.Андреева, Н.А. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н. А. Андреева // Материалы VII Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2019. – С. 72–74.
5.Атласова, М.М. Труд как фактор воспитания в условиях дошкольного и внешкольного образования / М.М. Атласова, О.В. Попова // Современное педагогическое образование. – 2021. – №12. – С.156–160.
6.Бабич, Е.В. Формирование ценностных установок к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ранней профориентации / Е.В. Бабич, О.В. Талькова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2020. – № 8. – С. 87–92.
7.Барсукова, Л.С. Руководство трудовой деятельностью в дошкольных учреждениях : учебное пособие для студентов педвузов / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова. – Москва : Просвещение, 2010. –112 с.
8.Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду (2-7 лет). Методическое пособие: методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : Метода, 2014. – 195 с.
9.Буре, Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 229 с. – ISBN 978-5-00031-041-0.
10.Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста : автореф. канд. дис. / З.Н. Борисова. – Ленинград, 1993. – 214 с.
11.Бреславец, Е.В. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Бреславец // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. – 2019. – С. 236–239.
12.Буре, Р.С. Дошкольник и труд : Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 229 с. – ISBN 5-8914-292-4.
13.Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // «Дошкольное воспитание». – 2013. –№4. – С. 17-25. – ISBN: 0012-561X.
14.Бых, Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. – 2019. – №6 (45). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 25.03.2025).
15.Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Бype, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1983. –107 с.
16.Каменева, Г.Н. Изучение индивидуальных различий в психологических проявлениях трудолюбия старших школьников / Г.Н. Каменева // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. – 2008. – №4. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-individualnyh-razlichiy-v-psihologicheskih-proyavleniyah-trudolyubiya-starshih-shkolnikov (дата обращения: 13.04.2025).
17.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2005. –173 с.
18.Козлова, С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
19.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва : Академия, 2010. – 416 с. – ISBN 5-7695-0188-X.
20.Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. –3-е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 68 с.
21.Крулехт, М.В. Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда / М.В. Крулехт // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 12. – С. 26.
22.Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду : для работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие / Л.В. Куцакова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2007. – 135 с. – ISBN 978-5-86775-454-9.
23.Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.В. Куцакова // Програм.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. –143 с.
24.Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. – Москва : Просвещение, 1991. – 159 с. – ISBN 5-09-001637-2.
25.Микерина, А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 77–81.
26.Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2013. – 276с. – ISBN 978-5-222-19929-9.
27.Сергеева, Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – Москва : Просвещение, 2000. – 99 с.
28.Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е. О. Смирнова. – Москва : Юрайт, 2020. –122 с. – ISBN 978-5-534-13304-2.
29.Ежкова, Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова // ЭБС Юрайт. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 183 с. – URL: https://urait.ru/bcode/452344 (дата обращения 25.03.2025).
30.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : 2013. – 27 с.
31.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847).