Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Россия как государство и общество переживают период глубоких структурных изменений, включая социокультурные аспекты. Эти изменения происходят неравномерно, поскольку связаны с фундаментальными основами жизни российского общества. Поэтому они неизбежно затрагивают, в первую очередь, сферу образования и воспитания.
В числе ключевых задач, стоящих перед педагогическим сообществом и образовательной политикой государства, — обеспечить образовательному процессу современное качество, сохраняя при этом его фундаментальный характер.
Крайне важно не потерять ориентир на максимальное соответствие актуальным и перспективным потребностям каждого человека, общества и, как следствие, государства. Этот подход отражён и заявлен в документах последних лет, касающихся государственной образовательной политики. В них даётся характеристика состояния образования в Российской Федерации на современном этапе, а также определяются новые требования, цели и основные задачи процессов модернизации в этой важной для общества сфере.
Основные принципы образовательной политики определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2030 года. Эти ключевые документы ставят перед российскими школами главную цель — внедрить в учебно-воспитательный процесс методы работы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Это определяет актуальность данной работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся была предметом исследования для многих методистов, историков и психологов. Среди них И. З. Озерский, В. Б. Бондаревский, Г. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский и многие другие.
Эти учёные внесли значительный вклад в развитие теории познания и разработку методов активизации познавательной деятельности.
Например, Г.И. Щукина дала определение термину «познавательная деятельность»; И.З. Озерский описал ряд проблем, используя конкретные примеры, с которыми сталкивается начинающий педагог в повседневной учебной деятельности, и дал рекомендации, опираясь на свой многолетний опыт работы в школе; В.Б. Бондаревский в своей работе «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию» сформулировал такие этапы развития интереса, как «занимательность изложения, которая будит любопытство, любознательность и пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании» [11].
В работах Н. Г. Дайри рассматриваются вопросы, связанные с методикой преподавания истории как науки, а также с поиском наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учеников [18].
И. Я. Лернер классифицировал методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников [22].
Особого внимания заслуживают работы Ю. К. Бабанского. Он на основе своего педагогического опыта, исследований и экспериментов теоретически обосновал принцип оптимизации обучения и предложил методику его реализации [9].
Активизация познавательной деятельности учеников — одна из ключевых проблем современной педагогики. Обучение, развитие и воспитание имеют деятельностный характер, и их качество напрямую зависит от качества учения как деятельности. Поэтому реализация принципа активности в обучении становится особенно важной.
Учебная деятельность, направленная на познание, помогает ученикам получать знания, умения и навыки, формирует мировоззрение, воспитывает нравственные и эстетические ценности, развивает волю, интерес к обучению, инициативность, активность и самостоятельность. Она способствует раскрытию и реализации способностей и талантов, приобщению к исследовательской и творческой работе. Активизация учебной деятельности учеников — ключевой вопрос в повышении эффективности и качества образовательного процесса.
Исходя из выше сказанного, объектом исследования выступают познавательные задачи как средство активизации познавательных процессов на уроках истории средних веков.
Предмет исследования – методика применения познавательных задач на уроках истории средних веков.
Цель работы – исследование методики проведения уроков по истории средних веков с использованием познавательных задач.
В ходе исследования темы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть познавательные задачи, как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории средних веков;
2. Рассмотреть и проанализировать возможности использования познавательных задач на уроках истории средних веков;
3. Сделать выводы по проведенному исследованию.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, описание, классификация, сравнение и обобщение данных; эмпирические – эксперимент, анализ деятельности школьников и ее продуктов.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1.1 Понятие и виды познавательных задач
В современной системе школьного образования происходят изменения, которые требуют новых подходов к работе. Одним из таких подходов является развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативности учащихся, а также умения применять знания на практике.
Существует множество методов, которые стимулируют познавательную активность школьников. Один из таких методов — это использование познавательных задач. Они не только активизируют деятельность учащихся, но и развивают их способность мыслить творчески и применять полученные знания на практике. Также они помогают учащимся понять и осознать, как теоретические знания связаны с повседневной жизнью.
В научной литературе и словарях можно найти почти одинаковые определения понятия «познавательные задачи».
Задача познавательная - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств [25].
Задача познавательная - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов решения (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств [21].
Задача познавательная - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств [14].
Отсюда можно сделать вывод, что познавательная задача представляет собой учебное задание, целью которого является получение новых знаний, а также развитие познавательных способностей через поиск логических связей, отношений и доказательств.
В статье «Познавательные задачи и их виды» С.И. Гончарук говорит о том, что «в современную научно-исследовательскую и учебно-методическую литературу вошло понятие «познавательные задачи», под которыми подразумевается определенная целевая установка в решении той или иной научно-исследовательской проблемы» [16], т.е. по убеждению автора, решение различных научных проблем достигается через постановку и решение познавательных задач. Эти задачи представляют собой часть более масштабной проблемы и служат инструментом для её достижения.
Задачи, направленные на получение знаний, можно разделить на группы по разным критериям, в зависимости от того, какие цели мы преследуем. Например, можно разделить их по методам решения, по содержанию и так далее.
Важно помнить, что любая классификация задач будет неполной, поскольку одни и те же задачи могут относиться к разным группам в зависимости от того, какой критерий мы используем для классификации.
Рассмотрим несколько классификаций познавательных задач. Так, Н.Н. Тулькибаева предлагает следующую классификацию:
1. По способам выражения условия — задачи текстовые, графические, задачи-рисунки, экспериментальные.
2. По степени сложности — простые и сложные задачи; простые - это такие задачи, решение которых осуществляется в одно-два действия или умозаключения.
3. По характеру и методу исследования вопросов — качественные и количественные задачи.
4. По содержанию — абстрактные и конкретные задачи с производственным содержанием, занимательные.
5. По основному способу решения, без применения которого нельзя получить ответ на вопрос задачи.
6. По их роли в формировании понятий [32].
Е.Л. Белкин полагает, что в учебном процессе наиболее существенную роль играют познавательные задачи трех типов [10].
Задачи первого типа в области познания направлены на то, чтобы точно описать факты об исследуемых объектах и явлениях. Необходимо уметь выделять и выбирать факты, которые характеризуют эти объекты и явления.
Для решения таких задач используются методы наблюдения, эксперимента и измерения. В процессе решения этих задач мы получаем новые знания об исследуемых объектах. Эти знания также служат отправной точкой для получения информации о других объектах и их свойствах.
Задачи второго типа требуют от учащихся применения уже имеющихся знаний. Некоторые исследователи, такие как И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и Т. В. Кудрявцев, считают, что использование таких задач в проблемном обучении активизирует познавательную деятельность школьников.
Задачи третьего типа помогают организовать познавательные действия.
Чтобы составить такие задачи, педагог должен решить несколько проблем:
— Определение принципов, на которых будет базироваться система рассуждений и формулировка правил управления символами;
— Определение критериев для создания систем аксиом и постулатов, на основе которых будут делаться выводы и доказательства;
— Разработка алгоритмов для построения необходимых выводов и доказательств в рамках выбранной системы символов.
И. Я. Лернер классифицировал задачи внутри каждого вида по уровню самостоятельности их решения [22]. Он выделил три типа задач: обучающие познавательные, тренировочные познавательные и поисковые познавательные.
Обучающая познавательная задача — это задача, в которой ученики получают информацию о способе решения и ответе на вопрос задачи, а учитель демонстрирует процесс решения. После этого ученикам предлагаются аналогичные задачи для самостоятельного решения, чтобы они могли овладеть навыками решения таких задач. Такие задачи называются
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые документы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 21.02.2025).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
Методическая литература
4. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2015.
5. Крючкова, Е. История Средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. — М.: Просвещение, 2016.
Научная литература
6. Азамов Ш. Х. МЕТОДИКА ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИс // Экономика и социум. 2025. №1-2 (128). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-na-urokah-istoriis (дата обращения: 17.03.2025).
7. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. и др. — М.: «Просвещение», 2011. — 151 с.
8. Б Д. Кучер, О С. Завьялова, О В. Рогова СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // МНКО. 2025. №1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-professionalnoy-kompetentnosti-uchiteley-estestvenno-nauchnyh-predmetov-v-oblasti-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 17.03.2025).
9. Бабанский, Юрий Константинович. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский, 1985. - 208 с.
10. Белкин, Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. - 106 с.
11. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 2011. – 144 с.
12. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 412 с.
13. Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада [Электронный ресурс] // Восточная литература [сайт]. 2019. URL: http://www.vostlit.info (дата обращения: 16.03.2025).
14. Гинецинский В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект. - М.: Логос, 1994. - 214 с.
15. Глузман Н.А. Педагогическая компетентность преподавателя в условиях дистанционного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-2: 50-54.
16. Гончарук, С.И. Познавательные задачи и их виды. // Философия и Общество №2 (23), - 2001. – С. 16-34.
17. Горький, М. «М. Горький о детской литературе». Сборник. М. Детская литература. 1968 г. – 432 с.
18. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке. Книга для учителя. М. Просвещение. 1987 г. – 192 с.
19. Дмитриева Марина Игоревна, Кулешова Елена Владимировна Специфика преподавания дисциплин «История средних веков» и «Культура средних веков» в институте истории Санкт-Петербургского государственного университета // Studia Humanitatis. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-prepodavaniya-distsiplin-istoriya-srednih-vekov-i-kultura-srednih-vekov-v-institute-istorii-sankt-peterburgskogo (дата обращения: 17.03.2025).
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Издательство «Логос», 2005. – 384 с.
21. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
22. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
23. Маркова, А. К. Психология обучения подростка. М.; 1975. - 64 с.
24. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
25. Педагогический словарь [Текст]: в 2 т. / ред. И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Казьмин. Т. 2, 1960. - 766 с.
26. Педагогический словарь. Режим доступа (16.03.2025): http://вокабула.рф/словари/педагогический словарь/
27. Постников П.Г. Дидактика истории. - Нижний Тагил: Нижнетагил. гос. пед. ин-т, 2003. - 319 с.
28. Психология личности [Электронный ресурс]: курс лекций / В. А. Поликарпов, О. Г. Ксенда. – Минск: БГУ, 2015.
29. Смирнов С.Г. Задачник на уроках истории: первый опыт, первые выводы // Преподавание истории в школе. - 1994. - № 1. - С. 34-39.
30. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования: учебник / А.В. Федотова. — Москва: Просвещение, 2011. — 163 с.
31. Фещенко, Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методичекое пособие / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 224 с.
32. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. - М.: Феникс, 2005. - 128 с.