Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Оценка эффективности работы любой организации может производиться путѐм проведения финансового анализа результатов еѐ деятельности. Финансовые результаты организации на определѐнный период характеризуются суммарной полученной прибылью, основных показателей и рассчитываемой из этих показателей рентабельностью.
Для анализа эффективности работы организации расматриваются рентабельность основных показателей. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, а также доходность различных направлений деятельности. Рентабельность наиболее полно отражает окончательные результаты хозяйствования.
Показатель рентабельности выступает в качестве главного показателя, который отражает экономическую эффективность производства. Рентабельность характеризует относительную прибыльность, измеряемую в процентах к затратам и ресурсам.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что анализ рентабельности производства позволяет выявить наиболее эффективный путь развития, а также призван указать руководству организации на ошибки в ведении хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли путѐм разработки и проведения мероприятий по повышению рентабельности работы организации.
Объект исследования – деятельность организаций.
Предмет исследования – методика анализа прибыльности и рентабельности организации.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «ГАРАНТ-СВ».
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
– изучить понятие и сущность рентабельности организации;
– описать показатели рентабельности организации;
– рассмотреть методы повышения рентабельности организации;
– оценить финансовое состояние ООО «ГАРАНТ-СВ»;
– проанализировать рентабельность ООО «ГАРАНТ-СВ»;
– разработать рекомендации по повышению рентабельности организации ООО «ГАРАНТ-СВ».
В процессе исследования применялись общие методы исследования: формализация, абстрагирование, монографический метод, методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности: вертикальный, горизонтальный и коэффициентный, сравнение и другие.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных рекомендаций в деятельности ООО «ГАРАНТ-СВ», что позволит повысить рентабельность.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, два раздела (теоретическую и практическую часть), заключение, список использованных источников, приложения.
В первом разделе изучены понятие и сущность рентабельности организации; описаны показатели рентабельности организации; рассмотрены методы повышения рентабельности организации.
Во втором разделе оценено финансовое состояние ООО «ГАРАНТ-СВ»; проанализирована рентабельность ООО «ГАРАНТ-СВ»; разработаны рекомендации по повышению рентабельности организации ООО «ГАРАНТ-СВ».
Заключение содержит выводы по теме исследования.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность рентабельности организации
Рентабельность занимает особое место в системе показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, поскольку именно благодаря показателям рентабельности становится возможным: сравнение показателей, достигнутых в процессе деятельности, с конкурентами; привлечение инвесторов путем обоснования объема финансовых вложений в проекты; определять реальную рыночную стоимость бизнеса [1].
Ученые и практики, специалисты в области экономики организации и финансового менеджмента на протяжении многих десятилетий посвящают свои исследования вопросам эффективности деятельности организации.
Слово «рентабельность» происходит от латинского rendere (рента) и означает «приносить доход» [2]. При планировании и анализе деятельности организации рассчитывают и прогнозируют различные показатели рентабельности, которые позволяют оценить уровень эффективности использования средств субъекта хозяйствования. Под рентабельностью следует понимать составную часть системы относительных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, характеризующую эффективность управления в целом и использование отдельных видов ресурсов.
Проведенный обзор экономической литературы показал, что существует множество определений рентабельности. Как отмечает А.К. Мельников, рентабельность является одним из самых важных показателей работы организации, показывающий эффективность его работы и позволяющий увидеть проблемные места и внести корректировки во всех направления деятельности организации [3].
По мнению А.В. Лукьянченко, рентабельность организации - это основной индикатор экономической безопасности и показатель экономической эффективности деятельности организации. С помощью определения показателей рентабельности можно оценить прибыльность от использования каждого рубля, вложенного в производство продукции и ее продажи [4].
А.Б. Сафонов определяет рентабельность как отношение размера полученной прибыли к показателям, которые формируют итоговый финансовый результат деятельности организации за отчетный период (доход, расход, используемые основные и оборотные средства, капитал). При этом значение показателя рентабельности можно выразить в виде числового коэффициента или в процентах [5].
Рассматривая сущность рентабельности, следует отметить, что иногда авторами термины «прибыль» и «рентабельность» используются взаимозаменяемо, но на самом деле между ними существует существенное различие. Прибыль является абсолютным показателем, в то время как рентабельность является относительным понятием. Несмотря на это, они тесно связаны, играя разную роль в оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Под прибылью понимается положительный финансовый результат, полученный в результате превышения доходов над расходами. Обратным показателем является убыток. В условиях рыночной экономики одним из основных требований для успешного функционирования организаций и их ассоциаций является обеспечение безубыточности текущей и других видов деятельности, возмещение расходов с помощью собственных доходов и достижение прибыли и рентабельности в определенных масштабах [6]. Основной целью коммерческих организаций является осуществление хозяйственной деятельности с целью получения прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов коллектива работников и интересов собственника организации.
Однако абсолютная величина прибыли не дает полного ответа на вопрос о том, насколько эффективно организация осуществляет свою деятельность, использует вложенный капитал, управляет оборотными средствами и другими факторами. Поэтому для финансового анализа применяется система относительных показателей, включающая коэффициенты рентабельности. С помощью этих показателей можно определить, какие факторы влияют на рентабельность и попытаться увеличить или снизить их воздействие [7].
Преимуществом использования показателей рентабельности по сравнению с показателями прибыли также является возможность сравнения полученных результатов с результатами организаций-конкурентов. Нецелесообразно в данном случае использовать при сравнении нескольких организаций показатели прибыли, так как масштабы деятельности у них могут быть разными. Показатели рентабельности отражают доходность работы экономического субъекта и по их расчетам можно сделать вывод об эффективности деятельности организации за ряд временных интервалов.
1.2 Показатели рентабельности организации
Рентабельность организации может быть определена как абсолютными, так относительными показателями. Абсолютный показатель представляет собой прибыль, которую можно измерить в стоимостных единицах. Относительные показатели рентабельности, измеряются в процентах или в виде коэффициентов.
Цель анализа рентабельности заключается в выявлении и оценке резервов роста прибыли и повышения рентабельности [5]. Задачи анализа рентабельности организации заключаются в:
– анализе динамике показателей рентабельности за определенный период;
– выявлении факторов, оказывающих влияние на рентабельность организации;
– определении резервов роста прибыли организации;
– разработке мероприятий, направленных на повышение рентабельности.
Показатели рентабельности организации можно классифицировать по трем группам:
– показатели, оценивающие прибыль организации;
– показатели, оценивающие доходность капитала;
– показатели, оценивающие производственные затраты и издержки инвестиционного проекта [2].
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. По показателям рентабельности можно производить сравнение эффективности работы организаций [11]. В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Показатели рентабельности организации [25]
Рассмотрим показатели рентабельности организации более подробно.
Рентабельность активов рассчитывается по формуле 1:
Ра = ЧП / А * 100%, (1)
где Ра - рентабельность активов;
ЧП - чистая прибыль;
А - активы организации.
Рентабельность продукции показывает, какое количество прибыли получает организация с каждой единицы затрат. Данный показатель определяется как отношение чистой прибыли организации к себестоимости продукции [9].
Рентабельность продукции рассчитывается по формуле 2:
Рпр = ЧП / С х 100%, (2)
где Рпр - рентабельность продукции;
ЧП - чистая прибыль;
С - себестоимость продукции.
Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает организация с каждого рубля проданной продукции. Данный показатель определяется как отношение чистой прибыли к выручке от продаж [8].
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле 3:
Рп= ЧП / ВР * 100%, (3)
где Рп - рентабельность продаж;
ЧП - чистая прибыль;
ВР - выручка от продаж.
Рентабельность капитала - это показатель прибыли, которую компания получает на единицу капитала. Определяется как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле 4:
Рек = ЧП / СК * 100%, (4)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббасова, А. И. Понятие рентабельности и методы ее расчета на основе затратного подхода / А. И. Аббасова // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : Материалы ХIII международной научно-технической конференции, Междуреченск, 24 апреля 2024 года. – Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2024.
2. Анализ показателей рентабельности организации / А. В. Волкова, М. И. Батраков, В. Б. Бугаева, И. В. Прозорова // Студент года 2024 : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 05 февраля 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 117-123.
3. Антонова, И. С. Оценка прибыльности коммерческой организации / И. С. Антонова // Кооперация науки и общества как инструмент модернизации инновационного развития : Материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 23–24 апреля 2024 года. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2024. – С. 108-113.
4. Берген, В. Ю. К вопросу анализа финансового состояния ООО «ГАРАНТ-СВ» / В. Ю. Берген // Современные аспекты экономики и управления : Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Новосибирск, 25 мая 2023 года. – Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета "Золотой колос", 2023. – С. 17-22.
5. Верех, Е. И. Доходность и рентабельность, как целевые показатели оценки эффективности деятельности организации / Е. И. Верех // Современные механизмы трансформации и общества: вчера, сегодня, завтра : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Новороссийск, 18–19 мая 2023 года / Под общей редакцией Е.Н. Сейфиевой. – Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2023. – С. 80-88.
6. Вечера, Т. С. Повышение уровня рентабельности организации / Т. С. Вечера, Л. В. Бутор // Инженерная экономика : Сборник материалов 80-й студенческой научно-технической конференции и 22-й международной научной-технической конференции, Минск, 23–25 апреля 2024 года. – Минск: Белорусский национальный технический университет, 2024. – С. 116-121.
7. Воронцова, Ю. В. Экономика организации / Ю. В. Воронцова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2024. – 238 с.
8. Гарифуллин, Р. Ф. Оценка эффективности работы организации на основе анализа рентабельности основных показателей / Р. Ф. Гарифуллин, А. И. Миннибаев, Р. Р. Дыганова // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 105-4. – С. 66-70.
9. Зощенко, А. Р. Влияние различных факторов на прибыль и рентабельность организации / А. Р. Зощенко // Вопросы судебной деятельности и правоприменения в современных условиях : Сборник статей по результатам II Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию 10-летней годовщины воссоединения Крыма с Российской Федерацией, Симферополь, 15 марта 2024 года. – Симферополь: ООО "Издательство Типография "Ариал", 2024. – С. 1071-1076.
10. Касаева, Т. В. Рентабельность активов или рентабельность продаж: приоритеты в управленческих решениях / Т. В. Касаева, О. О. Шеремет // Устойчивое и инновационное развитие в цифровом глобальном пространстве : материалы IV Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 21–23 марта 2024 года. – Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2024. – С. 48-53.
11. Конюкова, А. Р. Анализ показателей рентабельности российских организаций / А. Р. Конюкова // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Киров, 20 февраля 2023 года. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – С. 186-189.
12. Лаюшкина, Я. П. Показатели рентабельности для оценки эффективности деятельности организации / Я. П. Лаюшкина // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 27 апреля 2023 года. – Омск: Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", 2023. – С. 38-42.
13. Лукашевич, Г. С. Рентабельность в системе показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации / Г. С. Лукашевич, Т. А. Леванова // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2024) : Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 19 июня 2024 года. – Москва: Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2024. – С. 88-91.
14. Миронов, И. А. Рентабельность, комплексный показатель деятельности организации / И. А. Миронов, Л. М. Стахеева // Обеспечение технологического суверенитета АПК: подходы, проблемы, решения: роль экономической науки в инновационном развитии АПК : сборник статей Международной научно-методической конференции, посвященной 300-летию Российской академии наук, Уральский государственный аграрный университет, 16–17 февраля 2023 года. – Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2023. – С. 125-126.
15. Михайлова, Е. Р. Анализ показателей рентабельности организации / Е. Р. Михайлова // Экономика будущего: тренды, вызовы и возможности : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Казань, 23–24 мая 2023 года / Под редакцией А.В. Гумерова, М.Ф. Сафаргалиева. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "АРТИТЕХ", 2023. – С. 301-303.
16. Мухина, Д. В. Финансовый анализ организации: понятие, экономическая сущность, значение и перспективы / Д. В. Мухина // Теория и практика современной науки : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Южно-Сахалинск, 21 декабря 2022 года. – Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2022. – С. 532-537.
17. Оценка финансовой устойчивости организаций почтовой связи / Р. Ю. Заглада, О. И. Чорноус, А. В. Лобанова, Т. В. Кулебякина // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2024. – № 1(48). – С. 112-121.
18. Привалов, В. А. Оценка рентабельности деятельности организации / В. А. Привалов, С. Н. Коршикова // Человек. Социум. Общество. – 2025. – № 1. – С. 176-184.
19. Рах, А. М. Анализ деятельности фитнес - клубов в гостиничном бизнесе на примере отеля "Мрия Резорт" / А. М. Рах, Е. А. Королева, В. Н. Колев // Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, Малаховка, 27–28 апреля 2022 года / Министерство спорта Российской Федерации Московская государственная академия физической культуры Московская областная олимпийская академия. – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2022. – С. 333-338.
20. Соловьянова, М. В. Инфраструктура отеля MRIYA RESORT & SPA в Крыму / М. В. Соловьянова, А. В. Хардикова // Актуальные проблемы развития туристической инфраструктуры : Материалы международной научной конференции, Курск, 24 ноября 2017 года / Юго-Западный государственный университет; Ответственный редактор Н. Н. Коротеева. Том 2. – Курск: Общество с ограниченной ответственностью "Инвестсфера", 2017. – С. 46-49.
21. Субботина, Е. А. Рентабельность как основной показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации / Е. А. Субботина // Интеграция экономики, менеджмента и образования в новых геополитических реалиях : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Энгельс, 25 сентября 2023 года / Редакционная коллегия: И.В. Кузнецова (отв. редактор), А.В. Поморова (отв. секретарь). – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Амирит", 2023. – С. 138-142.
22. Черненко, Л. Н. Оценка и анализ состояния рентабельности организации / Л. Н. Черненко, С. Ю. Хут // Экономика, управление, общество: векторы и стратегии развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 20 марта 2024 года. – Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2024. – С. 375-380.
23. Шокумова, Р. Е. Рентабельность как критерий эффективной деятельности организации / Р. Е. Шокумова // Индустриальная экономика. – 2023. – № S2. – С. 108-112.
24. Официальный сайт курорта «Мрия» https://mriyaresort.com
25. Analysis of profitability of financial results and factors of its change / G. N. Agabekova, Sh. N. Agabekova, G. Ye. Maulenkulova [et al.] // Bulletin of Karaganda University. Economy Series. – 2023. – Vol. 109, No. 1. – P. 18-27.
26. Blaise Kasongo, I. Profit and profitability in assessing the effectiveness of a company / I. Blaise Kasongo // Business processes digital transformation, 2024. – P. 62-65.