Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивности, деструктивного поведения, причиняющего вред окружающим и самому себе, занимает одно из центральных мест в современной психологии. Актуальность изучения агрессивности в XXI веке обусловлена её широким распространением и негативным влиянием на различные сферы жизни общества. Насилие, конфликты, буллинг, кибербуллинг – это лишь немногие проявления агрессивного поведения, которые ежедневно встречаются в семьях, школах, на рабочих местах, в средствах массовой информации и, особенно, в интернет-пространстве. Эскалация агрессии, наблюдаемая в виртуальном мире, лишь подчеркивает необходимость глубокого научного осмысления данного феномена и разработки эффективных стратегий его профилактики и коррекции. Рост агрессивного поведения приводит к социальной дезорганизации, разрушению межличностных отношений, экономическим потерям и снижению качества жизни в целом. Поэтому, исследование агрессивности является не только академически значимым, но и социально востребованным.
В психологической науке агрессивность изучается на протяжении многих десятилетий. Значительный вклад в понимание этого феномена внесли такие ученые, как А. Басс, А. Бандура, Л. Берковиц, З. Фрейд, К. Лоренц и многие другие. Были разработаны различные теоретические подходы, объясняющие причины и механизмы агрессивного поведения, от биологических и инстинктивных теорий до теорий социального научения и когнитивных моделей. Несмотря на существенный прогресс в изучении агрессивности, в данной области остается множество дискуссионных вопросов. Например, до сих пор нет единого мнения относительно определения агрессии, соотношения биологических и социальных факторов, роли различных видов агрессии в адаптации человека. Противоречия возникают и при оценке эффективности различных методов коррекции агрессивного поведения. Поэтому, дальнейшие исследования, направленные на углубленное понимание агрессивности и разработку эффективных стратегий ее контроля, представляются крайне важными.
Целью данной курсовой работы является изучение понятия агрессивности в психологической науке, выявление ее различных форм, детерминант и механизмов проявления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать существующие определения агрессивности в психологической литературе, выявить ключевые компоненты данного феномена.
2.Рассмотреть различные классификации и формы агрессивного поведения, выделяя их специфические особенности.
3.Выявить основные теоретические подходы к пониманию агрессивности, рассматривая биологические, психологические и социологические аспекты.
4.Изучить факторы, влияющие на формирование и проявление агрессивности, включая генетические, личностные и социальные детерминанты.
5.Проанализировать механизмы регуляции и контроля агрессивного поведения, рассматривая как внутренние, так и социальные стратегии.
Объектом исследования является агрессивность как психологический феномен.
Предметом исследования являются теоретические подходы к изучению агрессивности в психологической науке, ее формы, детерминанты и механизмы.
В качестве методов исследования используются:
-Теоретический анализ литературы по теме исследования (научные статьи, монографии, учебные пособия).
-Систематизация и обобщение данных, полученных в результате анализа литературы.
-Сравнительный анализ различных теоретических подходов к изучению агрессивности.
Гипотеза: существуют различные подходы к пониманию агрессивности, каждый из которых акцентирует внимание на определенных факторах и механизмах ее проявления, при этом комплексное понимание агрессивности требует интеграции различных теоретических перспектив.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения агрессивности в психологии, анализируются различные определения, классификации и теоретические подходы. Вторая глава анализирует механизмы регуляции и контроля агрессивного поведения, рассматривая внутренние и социальные стратегии. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и обозначаются перспективы дальнейших исследований в данной области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
1.1.Понятие агрессивности: история изучения в зарубежной и отечественной психологии ,основные концепции
В академических исследованиях агрессии, в отличие от прикладных и обыденных подходов, можно выделить два основных направления. Первое направление сосредоточено на понимании агрессии как таковой, ее основных характеристик, функций, видов и типов, зачастую независимо от причин и факторов, вызывающих этот феномен. Второе направление фокусируется на механизмах агрессии, её причинах и факторах, которые ее порождают, а также на исследовании ее истоков и природы.
Например, среди факторов, способствующих агрессии, рассматриваются фрустрация (Dollard et al., 1939; Miller, 1941), личные атаки или инструментальная ценность агрессивных реакций (Zillmann, 1978, 1994), аверсивные стимулы, вызывающие негативные эмоции (гнев, печаль, депрессия) (Берковиц, 2005; Berkowitz, 1989, 1990), а также уровень самооценки (Реан, 1996; Baumeister et al., 1996; Bushman & Baumeister, 1998; Kirkpatrick et al., 2002), угрозы для Я, нарциссизм (Baumeister & Butz, 2005; Bushman & Baumeister, 1998), стыд и вина (Tangney et al., 1992), а также конфликты и предвзятости (Baumeister & Butz, 2005). Агрессия также рассматривается как результат специфического социального обучения (Bandura, 1973, 1983) и связана с авторитарностью, а авторитарная агрессия – с ориентацией на социальное доминирование (Passini, 2008). Влияние социометрического статуса (Масагутов, Ениколопов, 2004; Lancelotta & Vaughn, 1989) и особенности темперамента и личности также играют свою роль (Мерлин, 1986; Реан, 1996; Хекхаузен, 1986; Шабалин, 2004; Шадриков, 2001).
Хотя эти научные направления взаимосвязаны, каждое из них ставит разные задачи и ищет ответы на уникальные вопросы. В данной работе мы не будем углубляться в предмет и логику исследований агрессии второго направления, а сосредоточимся на теоретическом анализе агрессии, рассматривая, во-первых, различия между агрессивным поведением и агрессивностью личности, а во-вторых, ее деструктивные («негативные») и конструктивные («позитивные») аспекты.[27,С.51-52]
Рассмотрим различные подходы к классификации видов агрессии:
А. Басс (Buss, 1961) предлагает описать все разнообразие агрессивных действий с помощью трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация формирует восемь категорий, охватывающих большинство агрессивных действий[1,С. 70-74.]
Таблица 1-Категории агрессии по Бассу
№
п/п ТИП АГРЕССИИ ПРИМЕР
1 Физическая – активная – прямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного ранения
2 Физическая – активная – непрямая Закладка мин – ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
3 Физическая – пассивная – прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)
4 Физическая – пассивная – непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
5 Вербальная – активная – прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
6 Вербальная – активная – непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
7 Вербальная – пассивная – прямая Отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
8 Вербальная – пассивная – непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказать в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)
Другой подход представлен отечественными криминологами И. А. Кудрявцевым, Н. А. Ратиной и О. Ф. Савиной (1997), которые классифицируют акты агрессии на основе уровня саморегуляции поведения и их места в общей структуре деятельности субъекта. В соответствии с их теорией акты агрессии делятся на три класса.
Первый класс включает акты агрессии, осуществляемые на уровне деятельности, где агрессивные мотивы побуждают поведение, а саморегуляция происходит на высоком, личностном уровне. В этом случае действия субъекта являются произвольными и осознанными, что дает ему свободу выбора агрессивных или неагрессивных форм поведения, соотносимых с общепринятыми нормами.
Второй класс состоит из актов агрессии, которые уже не связаны с деятельностью в целом, а относятся к уровню действий. Здесь поведение субъектов подвержено эмоциональному напряжению, теряет мотивированность и направляется на ситуативные цели. Ведущим становится индивидуальный уровень, где поведение определяется не целостными смысловыми образованиями, а индивидуально-психологическими и характерологическими особенностями.
Третий класс образуют акты агрессии, совершаемые субъектами в состоянии глубокого аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидуального уровня, и активность становится неупорядоченной и хаотичной, проявляясь в виде двигательных стереотипий. Нарушение сознания настолько глубокое, что субъект теряет способность адекватно воспринимать и осмыслять происходящее, что приводит к полной утрате произвольности и саморегуляции.
На сегодняшний день выделяются следующие общепризнанные подходы к классификации видов агрессии:
По форме поведения:
-Физическая агрессия — применение физической силы к другому лицу или объекту.
-Вербальная агрессия — выражение негативных эмоций через словесные реакции (ссоры, крики) и/или содержание (угрозы, ругань).
По открытости проявления:
-Прямая агрессия — направлена непосредственно против объекта или субъекта.
-Косвенная агрессия — включает действия, направленные на лицо окольным путем (злобные сплетни, шутки) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и хаотичностью (взрывы ярости, крики, топанье ногами).
По цели:
-Враждебная агрессия — направлена на причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия, является деструктивной по своей природе.
-Инструментальная агрессия — используется для достижения определенной цели, не обязательно связанной с причинением вреда.
Фешбах (Feshbach, 1964) выделяет основное различие между видами агрессии по их характеру: инструментальный или враждебный.
Инструментальная агрессия направлена на достижение определенной цели, при этом причинение вреда не является главной целью, хотя и может происходить. Она служит важным механизмом адаптации, побуждая человека конкурировать в окружающей среде, защищать свои права и интересы, а также способствуя развитию познания и самодостаточности.
Фешбах выделял случайную агрессию, с чем справедливо возразил Кауфман, который также выражал сомнения в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии. Берковиц (1974) описывает импульсивную агрессию, возникающую в состоянии аффекта, которая соответствует экспрессивной (враждебной) агрессии по Фешбаху.
Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, утверждает, что враждебная агрессия направлена на причинение вреда, в то время как инструментальная агрессия используется как средство для достижения нейтральной цели. Например, это может быть шантаж, воспитание через наказание или применение силы против захватчиков заложников. Он также упоминает о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах говорит об индивидуально и социально мотивированной агрессии.
Важно отметить, что авторы, рассматривающие различия между враждебной и инструментальной агрессией, не предлагают четких критериев, опираясь лишь на различие в целях. При враждебной агрессии целью является причинение ущерба, тогда как при инструментальной агрессии, как указывают Бэрон и Ричардсон, агрессивные действия используются как средство для достижения различных целей. Однако возникает вопрос: отсутствует ли желание при враждебной агрессии?
Таким образом, описывая инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон сами противоречат себе. Сначала они утверждают, что инструментальная агрессия характеризует случаи, когда агрессоры действуют с целями, не связанными с причинением вреда, а затем указывают, что такие действия могут причинять зло, например, в случаях принуждения.
Пример, который они приводят, иллюстрирует путаницу в понимании инструментальной агрессии: подростковые банды, совершающие кражи, могут применять насилие, если жертва сопротивляется. Однако основная мотивация таких действий заключается в наживе, а не в причинении страданий. Вопрос остается: можно ли считать воровство актом агрессии только из-за ущерба для жертвы? И не является ли воровство с сопротивлением грабежом?
По мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач. Таким образом, оба типа агрессии можно считать инструментальной, и он прав. Различие между ними заключается в том, что враждебная агрессия вызывается чувством ненависти, тогда как в других случаях этого чувства нет. Это приводит к выводу, что враждебная агрессия может рассматриваться как один из видов инструментальной агрессии. Если это так, то необходимость выделения инструментальной агрессии и ее противопоставления враждебной теряет смысл, так как любая агрессия по сути является инструментальной.
Внес свой вклад в данную дискуссию и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальную агрессию преднамеренной. Однако, разве инструментальная агрессия не является преднамеренной? Кроме того, его определение инструментальной агрессии выглядит специфически: «Инструментальная агрессия — это когда человек не намеревался действовать агрессивно (выделено мной. — Е. И.), но обстоятельства сложились так, что он счел нужным действовать».
С точки зрения причин выделяют реактивную и проактивную агрессию. Н. Д. Левитов (1972) называет эти виды «оборонной» и «инициативной». Первая форма агрессии — это ответ на агрессию со стороны другого человека, в то время как вторая — это агрессия, исходящая от инициатора. Додж и Койи (Dodge, Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия подразумевает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу, тогда как проактивная агрессия, как и инструментальная, ведет к поведению (например, принуждение, запугивание), направленному на достижение определенного позитивного результата (для агрессора или жертвы?). Авторы отметили, что мальчики начальных классов, проявляющие реактивную агрессию, склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников, что приводит их к агрессивным ответным действиям на кажущуюся враждебность. В то же время учащиеся с проактивной агрессией не ошибаются в интерпретации поведения своих сверстников.
Х. Хекхаузен (2003) рассматривает реактивную или спровоцированную агрессию и спонтанную (не спровоцированную) агрессию, под которой он подразумевает, по сути, инициативную агрессию, т.е. заранее спланированную, преднамеренную (например, с целью мести или вражды ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же относится садизм — агрессия ради удовольствия).
Об аналогичных видах агрессии говорит и Зильманн (Zillmann, 1970), выделяя агрессию, вызванную раздражителем, когда действия предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее негативного влияния (например, сильный голод, плохое обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая осуществляется для достижения различных внешних выгод.
Г. Аммон (1995) выделяет три типа агрессии: конструктивную, деструктивную и дефицитарную. Чтобы избежать недопонимания, я привожу дословное описание этих видов агрессии, предложенное автором.
«Конструктивная агрессия рассматривается как активный, деятельный подход к жизни, проявляющийся в любознательности и здоровом любопытстве, способности устанавливать и поддерживать продуктивные межличностные контакты, несмотря на возможные противоречия, а также в умении формировать и реализовывать свои жизненные цели даже в неблагоприятных условиях. Она включает в себя отстаивание своих идей и мнений, что ведет к конструктивным дискуссиям.
Конструктивная агрессия требует развитой эмпатии, широкого круга интересов и богатого внутреннего мира. Она связана с открытым выражением своих эмоциональных переживаний и является предпосылкой для творческого преобразования окружающей реальности, собственного развития и обучения.
Люди с высокими показателями конструктивной агрессии проявляют активность, инициативность, открытость и креативность. Они способны конструктивно преодолевать трудности и межличностные конфликты, четко выделяют свои главные цели и интересы и уверенно отстаивают их в взаимодействии с окружающими. Их активность даже в конфликтных ситуациях учитывает интересы партнеров, что позволяет им достигать компромиссных решений без ущерба для своих личностных целей и идентичности»[16,C.16-21]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаев, В. А., Буслаева, Е. Н. Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема инклюзивного образования // European Research. – 2015. – № 9(10). – С. 70-74.
2. Азаданов, С. Д., Юдичева, Е. Д. О соотношении понятий «агрессия» и «агрессивность» // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : материалы Международной студенческой научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х.И.Лейбовича, Тверь, 23–24 апреля 2020 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 232-235.
3. Айламазьян, А. М. Кибербуллинг: социально-психологические особенности агрессии в виртуальной среде // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2020. – № 1. – С. 35-44.
4. Андреева, А. Д., Холмогорова, А. Б. Взаимосвязь агрессивности и депрессивных расстройств у подростков // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10. – № 2. – С. 222-241.
5. Андриянова, М. В. Вербальные и невербальные индикаторы агрессии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2021. – № 12 (854). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnye-i-neverbalnye-indikatory-agressii (дата обращения: 20.10.2022).
6. Андруник, А. П., Смородинскова, И. А. Содержание понятия агрессии, психологические характеристики видов и форм агрессивности // Антропогогика. – 2022. – № 3(7). – С. 104-109.
7. Баева, И. А., Гаязова, Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор профилактики агрессивного поведения подростков // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27. – № 3. – С. 47-58.
8. Белинская, Е. П., Жичкина, А. Е. Современные исследования виртуальной агрессии: проблемы и перспективы // Психологические исследования. – 2019. – Т. 12. – № 66. – С. 11.
9. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. Буллинг как объект исследований и мишень для интервенции: итоги 15 лет // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 5. – С. 17-28.
10.Газиева, М. З. Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе / М. З. Газиева, А. В. Ковалева, И. С. И. Дашуева // Шаг в науку : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Грозный, 22 октября 2019 года. Грозный: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2019. С. 523.
11. Гребенщикова, Л. Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 19. – С. 62.
12. Дмитриева, Н. В., Щербакова, Е. В. Взаимосвязь личностных особенностей и склонности к агрессивному поведению в молодежной среде // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – Т. 22. – № 4. – С. 1098-1107.
13. Ениколопов, С. Н., Кузнецова, Н. Ю., Чудова, Н. В. Агрессия и враждебность как предикторы делинквентного поведения подростков в интернет-среде // Психология и право. – 2023. – Т. 13. – № 2. – С. 247–264.
14. Жилинская, А. В., Морозова, И. С., Акимова, М. К. Изучение связи агрессии и тревожности у подростков с разным уровнем социальной адаптации // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 79. – С. 134-150.
15. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М.: Юрайт, 2020. – С. 230-233.
16. Ильин, Е. П. Психология агрессии. – СПб.: Питер, 2019. – С. 530-535.
17. Калинина, Н. В., Леонтьев, Д. А. Саморегуляция и агрессивное поведение: структурные взаимосвязи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2022. – № 3. – С. 3-27.
18. Колосова, И. С., Сачкова, М. Е. Особенности проявления агрессии у младших школьников в условиях цифровизации образования // Наука и школа. – 2021. – № 6. – С. 78-85.
19. Кузнецова, Ю. М., Сабельникова, Н. В. Психология безопасности личности. – М.: Юрайт, 2019. – С. 150-153.
20. Лебедева, А. А., Иванова, Н. Л. Социально-психологические факторы агрессивного поведения молодежи в виртуальной среде // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 69-82.
21. Морозова,М. И., Данилова, Ю. С. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и тревожности у подростков // Научный альманах. – 2023. – № 1-2 (99). – С. 218-222.
22. Останина, О. А., Погодина, А. В. Гендерные особенности проявления агрессивности у подростков // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 5 (59). – С. 182-193.
23.Панадий, С. С. Основные детерминанты агрессивного поведения личности в юношеском возрасте / С. С. Панадий, Р. А. Мехтиев // Модернизация образовательного пространства: вызовы современности : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Мелитополь, 15 – 17 июня 2023 г.). – Мелитополь : МГУ, 2023. - С. 137-145.
24.Сафонова, Т. Н. Агрессивное поведение: научное обоснование понятия и профилактическая работа среди подростков / Т. Н. Сафонова // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2020. № 3(51). С. 147
25. Солдатова, Г. У., Журина, М. А. Агрессия и буллинг в виртуальном пространстве: психологические особенности и профилактика // Национальный психологический журнал. – 2021. – Т. 16. – № 2. – С. 27-37.
26. Фурманов, И. А., Аладьин, А. А. Современные подходы к изучению агрессивности в зарубежной психологии // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2022. – Т. 12. – № 4. – С. 29-30
27.Шестакова, Е. Г.Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман.Образование и наука : Известия Уральского отделения Российской академии образования2009№ 7 (64)C. 51-66
28.https://psytests.org/confl/bdhi-run.html?ysclid=m8ikhxexe41212056-Опросник враждебности Басса-Дарки, BDHI
29.https://psytests.org/confl/bpaq24-run.html?ysclid=m8ikp1xyqy513381380-
Опросник агрессии Басса-Перри, BPAQ-24
30.https://psytests.org/confl/ilaik-run.html?ysclid=m8ikvazaku678195741-Личностная агрессивность и конфликтность/Авторы: Е. П. Ильин, П. А. Ковалев (2004)
31.https://psytests.org/family/somo-run.html?ysclid=m8ikrc8f3o955111129-Субъективная оценка межличностных отношений, СОМО