Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время современное государство играет важную роль в жизни общества, поскольку оно оказывает значительное влияние на нашу жизнь. В соответствии с научными исследованиями, государство любого исторического периода не может быть проанализировано без изучения его основных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры как для общества в целом, так и для самого государства.
Понятие «государство» является одним из основополагающих понятий политической науки, подходы к данному понятию, его сущность и признаки развивались исторически одновременно с развитием цивилизации.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. Аспекты функционирования государства, его роли в жизни общества затрагивала умы философов, историков, политологов и юристов еще с древности. В ходе становления понятий о государстве и его сущности были выработаны разнообразные подходы к определению государства, сформулированы основные положения о его сущности и роли в общественной̆ жизни.
Так, древнекитайский философ Конфуций исходил из того, что государство представляет собой большую семью во главе с императором.[Кучера С.Р. История, культура и право древнего Китая: собрание трудов.М.: Наталис. 2012.- С. 204.]Для Платона государство приравнивалось к отдельному лицу, при котором идеальное устройство изображалось в сравнении с физическим организмом. Члены государства не имеют самостоятельного значения, а существуют единственно для исполнения своего общественного призвания. Вследствие этого в государстве Платона воины, которые и считались настоящими гражданами, не имели ни личной собственности, ни семьи. Жены, дети, имущество – все общее. [Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. Государство. – Т.3. – М.: Мысль. 1971. – С.139. ]
Целью данной работы является рассмотрение понятия и признаков государства.
Задачи:
описать эволюцию подходов к понятию государства;
исследовать современные подходы к понятию государства ;
изучить территориальную организацию населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах;
рассмотреть государственный суверенитет как признак государства.
Объект исследования – государство.
Предмет исследования – признаки государства.
Методология исследования: исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. Сложность определения понятия государства
1.1. Эволюция подходов к понятию государства
Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.[Макиавелли Н.Государь. М.: Планета. 1990. С. 163.]
Государство, утверждал Гегель, с одной стороны, находится во взаимодействии с религиозной общиной. Это взаимодействие со стороны государства отнюдь не исчерпывается только обеспечением условий существования и деятельности общины, но предполагает взаимную содержательную заинтересованность[ Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: «Мысль», 1977. С. 300]. С другой стороны, государство является самодостаточной формой духа и не нуждается в каком-либо внешнем оправдании со стороны религии и церкви.
Гегель настаивает на том, что зрелое, разумное государство должно сознавать себя как одухотворенную общность субъектов права, сознавать себя как выражение некоторой высшей нравственной идеи. «Существенной принадлежностью завершенного государства является сознание, мышление, – писал автор «Философии права», – поэтому государство знает, чего оно хочет и знает это как мысленное. Так как знание имеет свое местопребывание в государстве, то наука также имеет его здесь, а не в церкви. Несмотря на это, в новейшее время постоянно говорят о том, что государство должно возникать из религии. Государство есть развитый дух и выдвигает свои моменты при свете сознания: благодаря тому, что то, что заключено в идее, выступает во-вне, в предметность, государство являет себя как конечное, как область мирского, между тем как религия являет себя как область бесконечного»[ Там же. С. 304].
Государство, достигшее такого уровня самосознания, доказывает Гегель, должно взаимодействовать с церковью и в этом взаимодействии может и должно контролировать все те социальные отношения, в которые церковь вступает в мирской жизни.
Но вопросы собственно духовной жизни оно должно оставлять в качестве внутреннего дела самой церкви.
Подлинная гармония в отношении церкви и государства возможна в том случае, если последнее основано на тех же нравственных принципах, что и религия, господствующая в обществе.
Вернан Ж.П. изучал конкретно вопрос справедливости в «Идеальном государстве» так например следует обратить внимание на данный отрывок «Платон рекомендует прибегать к увещеванию (epōdē). Предписывая репрессивные меры по отношению к уголовникам, названные законодатели прежде всего стремились воздействовать на них очистительной магией, используя в качестве успокоительного средства музыку и напевную речь. «Преступник считается своего рода безумцем, сведенным с ума злым демоном (daimōn) и воплощающим унаследованный от предков позор. Колдовское очищение (katarsis) законодателя восстанавливает порядок и здоровье в этой больной душе, подобно тому как очищающие ритуалы Эпименида восстанавливают спокойствие и согласие (homonoia) в городе, сотрясаемом распрями и насилиями, вызванными прежними преступлениями.»[ Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. –М.: Прогресс. 1988. – С. 14.
]. Автор обращает внимание на способы воздействия на «уголовников», предлагаемые древнегреческим законодательством, а также на представления о природе преступности в те времена. Платон рекомендует использовать увещевание, вид убеждения, основанный на музыке. Также колдовство, которое представляет собой освобождение от душевных страданий и очищение от грехов через магические ритуалы. Таким образом, предполагается, что преступник считался человеком, одержимым злым демоном. Для восстановления порядка и здоровья в его душе нужно использовать колдовские методы, которые нужны для восстановления спокойствия в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМО ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.03.2025)
2)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015№ 21-П https://www.consultant.ru / (дата обращения 13.03.2025)
Статьи, монографии
3)Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1991. № 3. С. 31.
4)Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. –М.: Прогресс. 1988.
5)Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: «Мысль», 1977.
6)Госубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. 2005. – С.18-20
7)Кареев Н. И. Уильям Годвин и его «Политическая справедливость» // Социологические исследования. 2019. № 8. С.101-105
8)Куделька О. С. Влияние глобализации на суверенитет государства // Скиф. Вопросы студенческой науки. -2018. -№ 2. –С. 24-28.
9)Кучера С.Р. История, культура и право древнего Китая: собрание трудов.М.: Наталис. 2012
10)Левашева Ю. А. Идеальное государство У. Годвина// ИННОВАЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ АПК. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Кинель, 2023. С. 350-352
11)Лосев, А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия. 1993. – С. 83.
12)Макиавелли Н. Государь . М.: Планета. 1990.
13)Морозова Т. И. Понятие, признаки и классификация функций государства// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. С. 46-50
14)Морозова Л.А., Влияние глобализации на функции государства/ Государство и право. 2016. №6. С. 103-105
15)Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. Государство. – Т.3. – М.: Мысль. 1971.
16)Судьина Ю. Ю. Теоретические подходы к понятию «публичные органы власти»//ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2024. С. 12-15