Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди них - снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных и осиротевших детей, подростковая преступность, молодежный алкоголизм и наркомания, проституция и падение нравов. Все это вызывает серьезное беспокойство и тревогу в школах, семьях, полицейских организациях, социальных учреждениях и у широкой общественности. Возникает множество вопросов. Ясно одно: безнадзорные подростки представляют угрозу для общества, если они и дальше будут оставаться безнадзорными.
Вскоре они могут попасть в неформальную экономику и криминальный мир, их могут использовать в политических и других «играх». Группа риска - это категория людей, чей социальный статус нестабилен по любым меркам, которые вряд ли смогут самостоятельно преодолеть возникающие в их жизни трудности и, как следствие, могут потерять социальную значимость, духовность и нравственность или погибнуть биологически. Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях для детей».
Согласно определению, содержащемуся в документе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с недостатками психического и физического развития, дети - жертвы вооруженных конфликтов, межнациональных конфликтов, экологических, техногенных и природных катастроф, дети - жертвы насилия, беженцы и дети из семей вынужденных переселенцев, дети в чрезвычайных ситуациях; дети-жертвы насилия, дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, дети в специальных образовательных учреждениях, дети, проживающие в малообеспеченных семьях, дети с нарушениями поведения, дети, жизнь которых объективно осложнена обстоятельствами жизни Дети, жизнь которых объективно осложнена обстоятельствами жизни и которые не могут самостоятельно или с помощью семьи преодолеть сложившуюся ситуацию (Статья 1).
В данной статье рассматриваются категории детей и подростков (дети-сироты, безнадзорные дети, бездомные дети, подростки с девиантным поведением и дети-инвалиды), которые являются наиболее уязвимыми и порой рискуют оказаться на произвол судьбы. Исследуемая группа - дети и подростки из группы риска.
Цель исследования - социальная работа с детьми и подростками «группы риска».
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие «группы риска»;
2. выявить проблемы социальной работы с детьми и подростками «группы риска»;
3. изучить работу социальных педагогов с детьми и подростками «группы риска»;
4. изучить работу социальных педагогов с детьми и подростками «группы риска» в железнодорожных школах;
5. изучить основные аспекты социальной работы с детьми и подростками «группы риска» в железнодорожных школах.
6. проанализировать методы работы с детьми и подростками «группы риска» в железнодорожных школах. Методы исследования: научные, методические, публицистические и обычные методы анализа и интеграции литературы. Социологические методы (анкетирование, интервью, наблюдение). Математические статистические методы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ
1.1. Понятие детей и подростков «группы риска»
Понятие «дети группы риска» широко используется в педагогике и психологии. Понятие «дети группы риска» является общепринятым, но нуждается в уточнении и развитии, поскольку интерпретации этого понятия варьируются. Термин «риск» означает возможность того, что что-то произойдет или не произойдет. Термин «риск» подразумевает высокую вероятность, возможность, которая может реализоваться, а может и нет. Поэтому, когда мы говорим «дети в группе риска», мы имеем в виду, что они подвергаются воздействию нежелательных факторов, которые могут сработать, а могут и не сработать. [2]
На самом деле мы говорим о двух аспектах риска. С одной стороны, это риск, который данная категория детей представляет для общества. Эта концепция позволила выделить категории людей и семей, которые могут представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, проявляя поведение, не соответствующее общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей оценивается экспертами в основном с точки зрения опасностей, которым они постоянно подвергаются, то есть риска потерять жизнь, здоровье и нормальные условия для полноценного развития. Разные ученые выделяют различные группы факторов для такой классификации детей и подростков; Л.В. Мардахаев относит к группам риска тех, кто подвержен или может быть подвержен вреду от определенных социальных условий и воздействий окружающей среды.
К группам риска он относит расширенные семьи, неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами и дети, оставшиеся без родительского контроля. Что касается детей и подростков группы риска, то к ним относятся дети, которые уже умственно и физически слабы, социально запущены, подвержены риску дезадаптации в школе и обществе в силу различных генетических, биологических и социальных особенностей и т. д. [6, с.132-133] По мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, создающих возможные опасности для детей: психофизические, социальные и педагогические.
Медико-биологические факторы (группы здоровья, генетические причины, врожденные особенности, нарушения психического и физического развития, условия рождения, болезнь и образ жизни матери, травмы внутриутробного развития), социально-экономические факторы (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи с аморальным образом жизни, неспособность адаптироваться к социальной жизни: побеги, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, кражи детей). В воспоминаниях Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги и И. Ф. Дементьевой «дети группы риска» определяются как: дети, которые в силу определенных условий жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и криминальных элементов, вызывающим дезадаптацию несовершеннолетнего, категория детей, более уязвимая по сравнению с другими детьми [6, с.146-154]
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины, по которым дети попадают в группы риска. Основными причинами возникновения подобных ситуаций в жизни детей являются:
пьянство одного или обоих родителей; несоциальное поведение родителей (лень, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.);
родители устраивают в своих домах притоны для преступников или необщественных сил;
один из родителей в тюрьме;
один из родителей в тюрьме Алкоголизм или психическое заболевани);
родители устраивают в своих домах притоны для преступников или необщественных сил; один из родителей находится в тюрьме; один из родителей находится в тюрьме на лечении от алкоголизма или психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с причинением тяжких телесных повреждений, голодание), голодание и обезвоживание детей младшего возраста, беспризорность, переезды с родителями без средств к существованию и постоянного жилья, побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых. д. Федеральный закон от 24 июля 2008 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» утвердил термин «ребенок в бедности».
Федеральный закон от 24 июля 2008 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» опирается на термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии для выделения таких детей:
дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды;
дети с недостатками психического или физического развития; дети - жертвы вооруженных конфликтов, межнациональных конфликтов, экологических, техногенных и природных катастроф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети в чрезвычайных ситуациях;
дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети в специальных образовательных учреждениях; дети, проживающие в малообеспеченных семьях;
дети с нарушениями поведения дети-инвалиды;
дети, жизнь которых объективно затруднена обстоятельствами и которые не могут самостоятельно или с помощью семьи преодолеть эту ситуацию. [2,c.121-124] .
В результате дети попадают в группы риска из-за их разного и неблагоприятного этнического происхождения, то есть разного социального происхождения. Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с этой категорией детей, необходимо знать их психологические особенности. Подростковый возраст - это период интенсивных качественных изменений. Он совпадает с половым созреванием.
В организме ребенка происходят серьезные гормональные изменения, ускоряется темп роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается количество мышечной и жировой ткани. Тело ребенка постепенно превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подростков эти изменения пугают, они недовольны своим телом и внешностью. Эти факторы приводят к значительным изменениям в юной психике.
Для подростков группы риска характерны трудности в отношениях с окружающими, поверхностные эмоции, зависимость, привычка жить по указке других, трудности в отношениях, нарушения в сфере самовосприятия (от переживаний потакания до чувства неполноценности), усугубление трудностей в освоении учебного материала, появление серьезных нарушений дисциплины (бродяжничество, воровство, различные виды преступлений), серьезные нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различные виды преступлений). Они испытывают чувство апатии в отношениях со взрослыми, теряют чувство собственного достоинства и ценности окружающих.
Психологи выделили основные группы интересов подростков Доминирование эгоцентризма - забота о собственной индивидуальности; Доминирование усилия - стремление подростка к сопротивлению, преодолению и проявлению силы воли, проявляющееся в упрямстве, распущенности, борьбе с авторитетами и протесте. Многие подростки из группы риска чувствуют себя одинокими и испытывают чувство беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как ситуация, в которой человек не может справиться с чем-то самостоятельно, не ищет или не стремится получить помощь от других, или испытывает дискомфорт. У подростков группы риска это связано с конкретными ситуациями, такими как неспособность изменить отношения с родителями, учителями и сверстниками, неспособность принимать самостоятельные решения и делать выводы и другие трудности. См [8, с. 86-92]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеев, Л. Современная молодежь – проблемы и пути решения: Педагогический журнал / Л. Алексеев. – 2003. – №4, С. 5 – 6.
2.Алексеев, Р. И. Молодежь в России: ЭКО / Р. И. Алексеев. – 2004. – №2, С.18 – 26 .
3.Бондарь, Л. А. Социальная работа и молодежные организации / Л. А. Бондарь. – М.: Институт молодежи, 2000. – 258 с.
4.Войчук, О. Основные направления и формы воспитательной работы с осужденными омской воспитательной колонии / О. Войчук. – Омск, 2004. – 258 с.
5.Григорьев, О. Б. Девиантное поведение: причины и работа с ним: Социс. / О. Б. Григорьев. – 2006. – №6, с. 24 – 29.
6.Гуслякова, Л. Г., Кувшинникова, В. А., Синцова, Л. К. Социальная работа / Л. Г. Гуслякова, В. А. Кувшинникова, Л. К. Синцова. – М.: Наука, 2004. – 329 с.
7.Гурко, Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях: Социс./ Т. А. Гурко. – 1997. – №1, С. 72 –79.
8.Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба : Вопросы теории и практики / НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР / И. В. Дубровина. – М: Педагогика, 1991. – 162 с.
9.Организация в профтехучилищах индивидуальной работы с учащимися «группы риска»: Метод, рекомендации / ВНИИ проф-тех. образования;/ Подгот. Н. В. Шилиной . – Л.: ВНИИ профтехобразования, 2004. – 188 с.
10.Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.:Инфра, 2007. – 358 с.
11.Ручкин, Б. А Молодежь и становление новой России: Социологические исследования / Б. А. Ручкин. – 2002. – № 5, С. 98-115.
12.Социальная защита: региональные модели. – М.: Уорлд Лсрнинг, 2005. – 361 с.
13.Социальная педагогика. Теория, методика, опыт исследования / под ред. В. Д. Семенова. – Свердловск: Урал, 2001. – 364 с.
14.Социальная работа: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. –М. – Тула, 2004. – 245 с.
15.Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Дивицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.
16.Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей / под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2007. – 315 с.
17.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / отв. ред. Е. И. Холостова. – М.; РГСУ, 2003. – 452 с.
18.Формирование системы социальной работы с семьями «группы риска» (Опыт создания многоуровневых моделей) / ред. Гиль С.С. – Омск, 2002. – 212 с.
19.Холостова, Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2006. – 369 с.