Фрагмент для ознакомления
2
С 1 марта 2011г. вступил в силу федеральный закон «О полиции», отра-жающий основные принципы и направления деятельности «новой полиции». Как отмечает В. И. Майоров: «Полиция является государственным органом, осуществляющим обеспечение правопорядка в обществе» , и это является од-ним из основных направлений ее деятельности.
Понятием «полиция» обозначаются государственные органы и их форми-рования, которые предназначены для обеспечения безопасности государства в целом, общества, а также каждой отдельной личности. Обеспечение своей внут-ренней безопасности - это главная обязанность каждого государства. Защита граждан от противоправных посягательств, устранение, нейтрализация и ослаб-ление угрозы их имущественной и личной неимущественной безопасности означает общественное спокойствие и порядок в каждом субъекте, преследова-ние правонарушителей, помощь лицам, которым угрожает опасность, - в этом и заключаются основные направления полицейской деятельности в Российской Федерации.
В Российской Федерации полицейскую деятельность, как правило, осу-ществляет полиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел России. Данная деятельность регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О полиции». Наряду с полицией, данную деятельность осуществ-ляют также специализированные государственные органы, которые образуют полицейскую общность, и деятельность которых более функциональна и содер-жательна, чем работа самой полиции. У всех полицейских организаций суще-ствует общая цель, они принадлежат к исполнительной власти, они призваны регулировать деятельность отношений власти и подчинения с субъектами, так-же у них существуют права на применение мер государственного принуждения, публичность деятельности и ряд других .
Как правило, в государстве полиция представлена несколькими полицей-скими службами с пересекающейся компетенцией. Обычно действуют общая полиция и специализированные полицейские органы. К основному ведению общей полиции относятся вопросы охраны общественного порядка и противо-действия общеуголовной преступности. Предметом специализированных орга-нов являются отдельные участки полицейской деятельности. К таким органам относятся: таможенные органы, пограничная служба Федеральной службы без-опасности России, судебная и охранная полиция, военизированная полиция, во-енная полиция (в составе Минобороны России), финансовая полиции (Росфин-мониторинг), противопожарная полиция (органы Госпожнадзора), уголовно - исполнительная полиция (ФСИН России) и ряд других .
Помимо того, полицейскую деятельность осуществляют контрольно-надзорные органы, это органы контроля и надзора в области охраны окружаю-щей среды, налоговые органы, Роспотребнадзор и другие. Они не являются по-лицейскими, но также участвуют в реализации полицейской деятельности.
Правовой составляющей деятельности полиции является Федеральный за-кон «О полиции». Кроме того, особое значение среди нормативных актов, регу-лирующих деятельность органов полиции, занимают подчиненные акты. Например, в соответствии с приказом МВД России «О некоторых вопросах ор-ганизации и структурного построения территориальных органов Министерства Внутренних Дел России» задаются вопросы о списке из подразделений поли-ции, с правилами, установленными для того, чтобы количество таких единицы, сотрудники, и т. д.
Правовая основа деятельности полиции регулируется следующими прави-лами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации (Международный пакт о гражданских и полит ических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г);
3. Федеральные конституционные законы (Федеральный конституци-онный закон «О военном положении»);
4. Федеральные законы (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях);
5. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции);
6. Нормативные правовые акты МВД России (Приказ МВД России от 29 декабря 2021 г. № 1199 «Об утверждении Порядка и условий осуществления дополнительной специальной социальной выплаты медицинским и иным ра-ботникам, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»).
В соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность полиции характеризуется наличием следующих направлений: 1) защита лично-сти, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупрежде-ние и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выяв-ление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушени-ях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовно-го судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц пра-воохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Защита личности, общества и государства является самым основным направлением деятельности полиции в Российской Федерации, личностью в данном понимании здесь являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, которые находятся на территории нашего государства. Поэто-му чтобы обезопасить этих граждан, общество либо всё государство в целом необходимо держать под контролем еще одно достаточно важное направление деятельности полиции - это предупреждение преступлений, а также админи-стративных правонарушений. Это комплекс специальных мер, проводимый структурными подразделениями и сотрудниками полиции в целях выявления, предотвращения, пресечения преступлений и административных правонаруше-ний, а также некоторых общественно опасных или общественно вредных дея-ний, не являющихся преступлениями или правонарушениями. Чтобы выявить и раскрыть преступление полиция обладает огромной совокупностью прав и обя-занностей, в том числе обеспечение правопорядка в общественных местах, ро-зыск лиц, государственная защита всех участников уголовного судопроизвод-ства, осуществление экспертно-криминалистической деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федера-ции 5 июня 1996 г. : [в ред. от 28.12.2024 г.] // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. — № 25. — Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобрен Советом Феде-рации 5 декаб. 2001 г. : [в ред. от 28.12.2024 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (часть I). — Ст. 4921.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 03.02.2025] // Со-брание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
5. О полиции: Федер. закон от 07 февраля 2011 № З-ФЗ : принят Гос. Думой 28 января 2011 г. : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г. : (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
6. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Рос-сийской Федерации и Типового положения о территориальном органе Мини-стерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Феде-рации» : Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 05.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 52 (часть V). Ст. 7614.
Учебная литература
7. Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и право-охранительная деятельность. Курс лекций. – М. Зерцало, 2018. – 320 с.
Научная литература
8. Безруков А.В. Роль полиции в механизме обеспечения правопоряд-ка, прав и свобод человека и гражданина //В сборнике: Енисейские политико–правовые чтения. Юридическая ответственность: национальные и международ-ные аспекты. Сибирский федеральный ниверситет, Юридический институт. – 2018. – С. 41–47.
9. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юри-дический журнал. – 2018. – № 1. – С. 137–138.
10. Бобылева М.Н. Защита прав и свобод граждан как основное назна-чение полиции России // В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории. Сборник статей Всероссийской студенческой научной конфе-ренции. Российский университет дружбы народов. – 2017. – С. 434–436.
11. Большая российская энциклопедия : в 30 т. Т. 19. Маниковский–Меотида / Гл. ред. Ю. С. Осипов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2012. – 767 с.
12. Василевич С. Г. Презумпция невиновности как фундаментальный правовой принцип // Вестн. Моск. ун–та МВД России. – 2020. – № 3. – С. 126–134.
13. Иванова С.И., Микаилов С.М. Стратегия национальной безопасно-сти Российской Федерации и основные направления деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 2 (40). –С. 109–114.
14. Качалова О. В. Дознание при сокращенной форме дознания // Уго-ловный процесс. – 2018. – № 6. – С. 32–36
15. Ковтун Н. Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России : моногр. Н. Новгород, 2017. – 117 с.
16. Конев А. Н. Диалектический взгляд на бинарные оппозиции прин-ципов уголовного процесса // Юридическая наука и практика: вестн. Нижегор. акад. МВД России. – 2020. – № 4(52). – С. 64–69.
17. Лукьянова К. В. Реализация принципов уголовного процесса в до-судебном производстве // Академическая публицистика. – 2020. – № 10. – С. 135–137.
18. Майоров В.И. Роль полиции в обеспечении правопорядка // Право-порядок: история, теория, практика. – 2015. – № 1 (4). – С. 95–98.
19. Маркина Э.В. Основные вопросы, связанные с назначением поли-ции и ее организация в системе государственной власти // Актуальные пробле-мы административного права и процесса. – 2019. – № 1. – С. 46–48.
20. Некрасова Ю.О., Третьякова В.С. Основные направления деятельно-сти полиции в Российской Федерации //В сборнике: Актуальные вопросы со-временной науки и образования. Сборник статей Международной научно–практической конференции : в 2 ч.. 2020. – С. 143–145.
21. Никулин Р.В. К вопросу о классификации принципов администра-тивной деятельности полиции // В книге: Борьба с преступностью: теория и практика. Тезисы докладов ІІІ Международной научно–практической конфе-ренции. В 2–х частях. – 2015. – С. 294–296.
22. Панокин А. М. Дознание в сокращенной форме // Актуальные про-блемы российского права. – 2018. – № 5. – С. 914–918.
23. Перова А.А. Принципы деятельности полиции Российской Федера-ции // Юридический факт. – 2021. – № 158. – С. 22–23.
24. Пикалов И. А. Принципы отечественного уголовного процесса / Под ред. В. Т. Томина. – М. : Юрлитинформ, 2012. – 256 с.
25. Томин В. Т. Принципы отечественного уголовного процесса // Уго-ловный процесс. Проблемные лекции. – М., 2013. – С. 214.
26. Тушев А. Роль прокурора в реализации принципа состязательности в уголовном процессе // Российская юстиция. – 2013. – № 4. – С. 33–35.
27. Экгардт А.В. Соблюдение принципа презумпции невиновности при производстве дознания в сокращенной форме //В сборнике: Проблемы рефор-мирования российской государственности. Материалы XIII Всероссийской кон-ференции студентов и молодых ученых. – 2018. – С. 208–210.
28. Эсаулов С. В. К вопросу о следствиях, вытекающих из принципа презумпции невиновности в уголовном процессе // Вестник Московского уни-верситета МВД России. – 2017. – № 2. – С. 36–39.