Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня, когда государство претерпевает различные политические, экономические, социальные и культурные изменения, проводятся реформы и оказывается поддержка правоохранительным органам, в том числе прокуратуре. Особое внимание высокопоставленных лиц направлено на совершенствование Прокуратуры, поскольку она является очень эффективным идеальным средством соблюдения Конституции Российской Федерации и действующих законов Российской Федерации. Эта ситуация побудила Прокуратуру организовать организацию по надзору, которая отвечала бы потребностям стран с переходной экономикой. Определение эффективности налогового надзора за исполнением законов, его усиление и оценка как по общим, так и по отдельным направлениям и отраслям-это очень актуальные и сложные вопросы, в последнее время мы уделяем мало внимания теоретическим и практическим планам.
Хотя объективно оценить эффективность прокурорского надзора сложно, его объективная оценка является инструментом улучшения общего функционирования Прокуратуры, а повышение эффективности позволяет добиться положительных результатов в укреплении законности и правопорядка на всей территории страны. Надзор следственными органами Прокуратуры за исполнением закона является одним из основных направлений надзорной деятельности Прокуратуры, составной частью надзора за исполнением закона органами, осуществляющими дознавательную, дознавательную и предварительную следственную деятельность.
Рассмотрение Прокуратурой вопросов надзора следственными органами за исполнением законов связано с тем, что уголовно-процессуальная сфера связана с ограничением прав и свобод граждан, участвующих в расследовании преступлений (вовлеченные), у них все еще есть некачественное предварительное расследование.
Кроме того, в последние годы активно совершенствуется законодательство, и не остались без внимания полномочия прокурора в области уголовного судопроизводства (досудебного производства). В некоторых законодательных актах Российской Федерации должны вступить в силу поправки и дополнения, внесенные в связи с совершенствованием организации работы следственных органов и регулирующие организацию и надзор Прокуратуры за их процессуальной деятельностью.
Следует отметить, что Генеральный прокурор Российской Федерации установил приоритетность деятельности Прокуратуры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, а также по защите людей. незаконные и необоснованные обвинения и обвинительные приговоры являются главным приоритетом Прокуратуры.; разумное рассмотрение жалоб и заявлений участников уголовного дела, принятие мер по восстановлению нарушенных прав, возмещению имущественного ущерба и возмещению морального вреда в пределах имеющихся полномочий. Вышесказанное подтверждает актуальность изучения такой важной сферы деятельности Прокуратуры, как контроль за соблюдением закона органами дознания и следствия.
Целью является выявление института прокурорского надзора и всестороннее изучение института надзора за исполнением законов следственными органами.
Основными задачами, способствовавшими достижению этой цели, были следующие:
определение концепции и сущности прокурорского надзора за исполнением законов следственными и следственными органами;
изучение предмета и задач прокурорского надзора за исполнением законов следственными и следственными органами.;
изучить полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следствия;
определить особенности надзора за исполнением законов органами дознания и следствия.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением Прокуратурой Российской Федерации функции органа дознания и следствия по надзору за исполнением закона. Предметом исследования являются нормы Конституции Российской Федерации, Федерального кодекса "О прокуратуре Российской Федерации", Уголовного кодекса и других правовых актов, регулирующих вышеуказанные отношения, вопросы практики их применения, а также работа ученые и специалисты[ Харькина, М. М. Правовые и организационно-методические основы прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела / М. М. Харькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90821/].
В работе используются следующие методы: метод диалектической логики, сравнительный метод, исторический метод, метод формально-правового анализа, а также логические, социологические и другие теоретико-нормативные основы исследования перечислены в списке использованных источников и содержат научные труды по правовым силам, а также правовые нормы. Структура курсовой работы основана на ее целях и задачах и состоит из введения, трех глав (двух абзацев), заключения, списка литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты прокурорского надзора за законностью решений, принимаемых на стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Понятие и сущность прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
Надзор за соблюдением правопорядка при обработке жалоб и сообщений о преступлениях начинается для прокурора с момента их поступления в уполномоченный государственный орган.52 Объединение выполняемой процессуальной функции (уголовного преследования) должностными лицами, осуществляющими ведомственный контроль и прокурорский надзор, вытекает из их обоюдной заинтересованности в скорейшем и корректном разрешении поступивших заявлений и сообщений о правонарушениях. Прокурор, осуществляющий надзор, обычно устраняет правовые нарушения, обнаружившиеся на данном этапе и оставшиеся незамеченными в процессе ведомственного контроля. Это позволяет рассматривать ведомственный контроль и прокурорский надзор как элементы единой системы органов уголовного преследования, контролирующих соблюдение законности при проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях[ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.].
Основная доля работы по обеспечению законности и устранению нарушений на этапе возбуждения уголовного дела приходится на ведомственный контроль и прокурорский надзор.
Достоинством ведомственного контроля на стадии возбуждения уголовного дела, который осуществляется в процессе ведомственного руководства должностными лицами, участвующими в приеме, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях, является его непосредственная близость к предмету контрольной деятельности. Это обеспечивает необходимые условия для постоянного мониторинга за соблюдением установленного законом порядка при его осуществлении, а также для оперативного реагирования на имеющиеся упущения и нарушения. Однако субъективность и зависимость от ведомственных влияний, присущие ведомственному контролю, не позволяют ему полностью заменить прокурорский надзор.
Анализ показывает, что прокурорский надзор, независимый от ведомственных влияний и не ограниченный в основаниях для проверки законности действий поднадзорных органов, вносит существенный вклад в обеспечение соблюдения требований закона и прав граждан при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Ежегодно прокуроры выявляют и устраняют значительное количество нарушений, допущенных органами дознания и следователями в ходе этой деятельности, путем отмены незаконно принятых решений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесения представлений об устранении нарушений закона и способствующих им обстоятельств, а также путем использования иных мер прокурорского реагирования.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела его копия незамедлительно направляется прокурору. Если уголовное дело возбуждается капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, отдаленных от мест расположения "обычных" органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, прокурор должен быть немедленно уведомлен о начатом расследовании. В таком случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору, как только для этого появится реальная возможность.
Прокурор наделен полномочием отменить незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела любого органа предварительного расследования не позднее 24 часов с момента получения прокурором материалов предварительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Основанием для отмены постановления о возбуждении дела служит его незаконность и (или) необоснованность. В ряде ситуаций эти основания, в силу их очевидности, могут быть установлены прокурором при изучении копии самого постановления (например, при несоблюдении порядка возбуждения дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом - ст. ст. 447, 448 УПК). Однако содержательная оценка законности и обоснованности решения о возбуждении дела, в частности, выяснение наличия большинства оснований для отказа в возбуждении дела (ст. 24 УПК), требует изучения материалов предварительной проверки: поводов для возбуждения дела, пояснений заявителя, пострадавшего, очевидцев, протокола осмотра места происшествия, заключения специалиста и других документов. По смыслу закона прокурор вправе затребовать такие материалы для проверки (ч. 4 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК; ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"; п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия").
Ограничение срока отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела 24 часами направлено на обеспечение стабильности предварительного расследования и судебного разбирательства, поскольку отмена решения о возбуждении дела аннулирует юридическую силу всех результатов производства по делу и исключает возможность повторного возбуждения уголовного дела в отношении тех же лиц по тем же основаниям[ Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях: Приказ от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 // Российская газета. 2014. 13 августа].
С точки зрения буквального смысла закона, началом отсчета указанного срока является получение прокурором не копии постановления о возбуждении дела, а самих материалов. Это подразумевает, что, получив копию постановления, прокурор запрашивает обосновывающие его материалы, и именно с момента их получения начинается отсчет 24-часового срока.
При этом следует учесть, что вне 24-часового срока на любом этапе предварительного расследования суд имеет право признать незаконным и необоснованным постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное в отношении конкретного лица, по результатам рассмотрения жалобы заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2002 N 300-О).
Постановление прокурора об отмене решения о возбуждении дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору, а потенциальными потерпевшим, гражданским истцом - в суд.
В рамках надзора за соблюдением законодательства на стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет проверку следующих аспектов:
• Полноты, правильности и своевременности учета и регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в уполномоченный орган;
• Обоснованности и законности проводимой по ним проверки;
• Соблюдения сроков, предусмотренных для разрешения данных сообщений;
• Выполнения требования об уведомлении заявителя и иных заинтересованных лиц о принятом решении (в соответствии с ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 146 УПК).
Представляется целесообразным повышение эффективности надзорной деятельности прокуроров в данной сфере путем направления прокурору уведомления о возбуждении уголовного дела, содержащего всю информацию, предусмотренную для соответствующего постановления, в течение 24 часов (предпочтительно по факсу, в крайнем случае – телефонограммой).
Другой важнейшей задачей прокурорского надзора является своевременное выявление и предотвращение случаев необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. Значимость этой задачи обусловлена тем, что необоснованный отказ препятствует нормальному ходу процесса, не позволяет установить истину путем дальнейшего производства по делу и, по сути, является отказом в правосудии.
В юридической литературе высказывается предложение о законодательном закреплении порядка, при котором органы дознания и следователи могли бы принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела только с согласия надзирающего прокурора.55 Однако, данное предложение представляется неприемлемым по следующим основаниям:
1) Оно приведет к чрезмерному усложнению процедуры принятия решений по первичным материалам о преступлениях, что, в свою очередь, повлечет нарушение установленных сроков;56
2) Существенно ограничит процессуальную самостоятельность следователя и органа дознания на первоначальной стадии уголовного процесса[ Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генерального прокурора РФ от 19.01.2022 № 11 // Законность. 2022. № 4. ].
Кроме того, выдвигается предложение об исключении из ч.1 и ч.3 ст.144 УПК РФ сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении (трех и десяти суток), а также об отмене ст.148 УПК РФ (отказ в возбуждении уголовного дела). При этом предполагается возбуждать уголовные дела по всем заявлениям и сообщениям о преступлениях, поступающим в органы внутренних дел. После этого, проводить дознание и предварительное расследование, а при отсутствии оснований, указанных в главе 4 УПК РФ (основания для отказа в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и уголовного преследования), прекращать уголовное дело.
В соответствии со ст. 37 УПК прокурор в пределах своей компетенции обязан осуществлять проверку исполнения требований федерального закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Учитывая предельные сроки стадии возбуждения уголовного дела, установленные ст. 144 УПК, многие процессуалисты предлагают установить жесткие сроки периодичности таких проверок: семь58 или десять59 дней. Однако представляется, что современное уголовно-процессуальное законодательство, содержащее ряд новаций, усовершенствовавших рассматриваемый институт, устранило данную необходимость.
Многие специалисты отмечают, что в последние годы прокурорский надзор не в полной мере выполняет свое предназначение.
Это обстоятельство послужило основанием для появления идеи замены прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса судебным контролем.