Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с задержкой психического развития (ЗПР), что ставит перед системой образования задачу поиска эффективных методов их обучения и развития. Развитие мелкой моторики имеет первостепенное значение для детей с ЗПР, поскольку оно напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, памяти и способствует успешной адаптации в социуме.
Современный этап развития образования характеризуется ориентацией на инклюзивное образование и создание условий для полноценного развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей. Изучение влияния дидактических игр на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР позволит разработать и внедрить эффективные методики, способствующие их успешной социализации и подготовке к школьному обучению.
Проблемой развития мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями занимались такие известные авторы, как Л.С. Выготский, который подчеркивал роль игры в развитии высших психических функций, и отмечал, что "в игре ребенок всегда ведет себя выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он как бы на голову выше самого себя". В контексте ЗПР, работы Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер акцентируют внимание на необходимости использования специальных методов и приемов, учитывающих особенности развития детей с данной категорией нарушений. В частности, М.С. Певзнер подчеркивала, что "дети с ЗПР нуждаются в специально организованной коррекционно-развивающей работе, направленной на преодоление их познавательных трудностей и формирование предпосылок учебной деятельности".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентирует внимание на создании условий для развития детей в различных видах деятельности, включая игровую. В стандарте подчеркивается важность использования дидактических игр как средства развития познавательных процессов, речи и мелкой моторики. ФГОС ДО предусматривает создание образовательной среды, способствующей развитию у детей любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости и формированию предпосылок учебной деятельности, что напрямую связано с развитием мелкой моторики и использованием дидактических игр.
Проблема исследования: Недостаточная разработанность научно обоснованных методик использования дидактических игр для эффективного развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР.
Существует противоречие между потребностью в эффективных методиках развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к использованию дидактических игр в этом процессе, учитывающих их специфические образовательные потребности.
Объект: Процесс развития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр
Предмет: Использование дидактических игр как средства развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Гипотеза: Мы предполагаем, что если использовать материалы с различными внешними свойствами обеспечивающие развитие тактильной чувствительности, то это может способствовать развитию мелкой моторики рук детей пятого года жизни с задержкой психического развития
Цель: теоретическое обоснование возможности использования дидактических игр, как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с задержкой психического развития; Разработка методических рекомендаций для воспитателей по предварительной работе и организации дидактических игр направленных на развитие тактильной чувствительности мелкой моторики рук.
Задачи исследования:
Изучить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического
.Рассмотреть дидактические игры: сущность, значение и классификация в педагогической практике
Проанализировать роль дидактической игры как средство развития мелкой моторики старших дошкольников с задержкой психического развития
Провести констатирующий эксперимент исследование дидактические игры как средство развития мелкой моторики старших дошкольников с задержкой психического развития
Разработать комплекс дидактических игры как средство развития мелкой моторики старших дошкольников с задержкой психического развития
Провести контрольный эксперимент исследование дидактические игры как средство развития мелкой моторики старших дошкольников с задержкой психического развития
Теоретическая значимость исследования: Результаты исследования расширят и углубят знания о закономерностях развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР, а также о возможностях использования дидактических игр в коррекционно-развивающем процессе.
Новизна исследования: заключается в разработке комплексной методики использования дидактических игр, учитывающей специфические особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР, а также в обосновании ее эффективности на основе эмпирических данных.
Практическая значимость исследования: Разработанная методика может быть использована педагогами-дефектологами, воспитателями и родителями для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, направленной на развитие мелкой моторики и подготовку к школьному обучению. Материалы исследования могут быть включены в программы повышения квалификации педагогических работников, а также использованы для разработки методических пособий и рекомендаций.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, моделирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностические методики (тесты и задания на определение уровня развития мелкой моторики), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глоссарий
Дидактическая игра: (Фребель, Ф., Монтессори, М., Выготский, Л.С.) – игра, специально разработанная в образовательных целях, направленная на усвоение новых знаний, развитие познавательных процессов и формирование определенных умений и навыков. [Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 608 с.]
Задержка психического развития (ЗПР): (Власова, Т.А., Певзнер, М.С.) – нарушение нормального темпа психического развития, при котором отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера) отстают от уровня, соответствующего возрасту. [Певзнер, М.С. Дети с отклонениями в развитии: от диагностики к прогнозу / М.С. Певзнер, К.С. Лебединская. – М.: Педагогика, 20199. – 240 с.]
Мелкая моторика: (Кольцова, М.М., Белая, А.Л.) – совокупность координированных движений мелких мышц кисти и пальцев, имеющих важное значение для развития познавательной деятельности и формирования навыков самообслуживания. [Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова. – СПб.: Сова, 2011. – 224 с.]
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. К. Аксенова. – 4-е изд., перераб. – Москва : Владос, 2019. – 317 с.
2.Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медгиз, 2022. – 255 с.
3.Борисенко, М. Г. Развивающие игры для малышей : учеб.-метод. пособие / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Санкт-Петербург : Паритет, 2021. – 176 с.
4.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 62-76.
5.Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – Москва : Академия, 2019. – 344 с.
6.Гроос, К. Игры животных / К. Гроос ; пер. с нем. Г. В. Плеханова. – Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 2020. – 340 с.
7.Екжанова, Е. А. Развитие и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта : метод. рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Москва : Просвещение, 2017. – 224 с.
8.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 : Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2019. – 320 с.
9.Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2023. – 384 с.
10.Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2020. - 144 с.
11.Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – Москва : Педагогика, 2019. – 144 с.
12.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл ; Академия, 2015. – 352 с.
13.Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академический проект, 2020. – 624 с.
14.Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академический проект, 2020. – 624 с.
15.Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз-дидактика, 2017. – 144 с.
16.Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 592 с.
17.Мастюкова, Е. М. Ребенок с церебральным параличом : ранняя диагностика и помощь / Е. М. Мастюкова. – Москва : Медицина, 2021. – 208 с.
18.Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи : практическое пособие для логопедов / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
19.Новиковская, О. А. Логопедическая азбука для родителей / О. А. Новиковская. – Санкт-Петербург : Корона-Век, 2018. – 160 с.
20.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – Москва : Международная педагогическая академия, 2014. – 680 с.
21.Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] : учебное пособие / А. В. Семенович. - М.: Генезис, 2017. - 474 с.
22.Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учебное пособие / А. В. Семенович. – Москва : Генезис, 2017. – 474 с.
23.Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – Москва : Академия, 2022. – 312 с.
24.Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития : монография / У. В. Ульенкова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2014. – 230 с.
25.Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2019. - 144 с.
26.Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты [Текст] : методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / С. Г. Шевченко. - М.: Владос, 2019. - 136 с.
27.Эльконин, Д. Б. Детская психология : развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2017. – 448 с.
28.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : Владос, 2019. – 360 с.