Фрагмент для ознакомления
2
Чтобы правильно обучать учащихся письму от руки, необходимо знать, как у учащихся развиваются навыки графического письма, как формируется почерк и каковы наилучшие условия для развития этих навыков. Напомним, что в языкознании графика — это система соотношений букв письма и звуков (фонем) речи, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и процесс ее изображения с помощью определенных движений руки. Поэтому в период обучения чтению и письму основной задачей является овладение графическими закономерностями родного языка, что включает в себя выработку элементарного навыка написания букв правильной формы в строго заданной последовательности. И только по мере автоматизации графических навыков станет возможным развитие индивидуального каллиграфического письма.
Таким образом, ключевым понятием в методике обучения первоначальным производным этого понятия являются термины. Графическая грамотность — автоматизированный метод дифференциации и перекодирования звуков речи (фонем) в соответствующие буквы, а также их рисования на бумаге. Каллиграфия — это искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и последовательным почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами почерк, письмо. Графическая система — совокупность букв алфавита, имеющих определенную структуру, характеризующуюся наличием структурных единиц постоянной формы и типом пространственно-количественных связей между ними. Традиционное понятие «шрифт» просто относится к набору букв алфавита в определенном дизайне.
Употребляется в сочетании со словами: печатный, письменный. К графическим ошибкам относятся различные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустическим и артикуляционным характеристикам, а также изменения формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке. Каллиграфические ошибки (точнее, дефекты письма) — это нарушение пропорций элементов буквы по ширине, высоте и углу наклона. [6]
Они являются результатом нарушения координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевой области руки. Визуальные элементы письма — это «графика». В связи с этим поясним — относительно законченные части рисунка буквы, на которые она естественным образом делится в процессе зрительного восприятия и которые легко ассоциируются с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертью овала и плавная линия.
Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой — модели их плавного и непрерывного воспроизведения на бумаге. Визуальный образ буквы — это более или менее адекватное визуальное представление формы буквенного знака.
Зрительно-двигательный образ буквы — это изображение полного и относительно полного движения руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления ее формы, знания последовательности прорисовки ее двигательных элементов и благодаря коррекционному контролю глаза. Технология обучения начальному письму определяется системой принципов, методов и приемов, характерных для данного предмета.[7]
Навыки графического письма связаны с сенсомоторными навыками человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включены либо в профессиональную деятельность (шитье, пиление, работа с инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры с мячом и т. д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их обучения. Они формируются не изолированно, а одновременно с чтением, правописанием и развитием письменной речи. На самом высоком уровне развития процесса письма орфографические и каллиграфические аспекты не реализуются или реализуются в очень малой степени. Главная цель человека — уметь выражать мысль словами. Это не означает, что на самом высоком уровне владения письменной речью невозможно следить за движением руки в процессе письма. Вполне возможно сосредоточить внимание на движении руки во время письма (даже если у учащихся уже сформировался почерк), но, как правило, нет необходимости следить за движением руки во время письма. Процесс написания слов для физически здорового человека так же прост и быстр, как ходьба. Обучение письму от руки – это очень устойчивая индивидуальная тренировка. Как известно, по почерку можно идентифицировать человека.
Такая устойчивость почерка человека объясняется с физиологической точки зрения выработкой стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.Н. Павлову). Процесс письма очень сложен и затрагивает различные области умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомическими и физиологическими структурами мозга.
Как показали многочисленные исследования (Р.Е. Левина, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и др.), поражения определенных участков коры головного мозга приводят к различным нарушениям письма и письменной речи. Изучение природы этих нарушений позволило исследовать различные области коры головного мозга в связи с различными видами письменной речи. Височные области левого полушария мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их повреждение вызывает наибольшее нарушение процесса письма, осуществляемого ухом, но мало влияет на копирование. [8]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2005.
2. Аманжолов С.А. Формирование способностей к изобразительному искусству у школьников. // Изобразительное искусство в школе. - 2004.- №4.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1981.
4. Белютин. Основы изобразительной грамоты. - М.: Советская Россия, 1961.
5. Бывальцева М.В. Животные глазами детей на уроках изобразительного искусства // Начальная школа, - 2001. - №12.
6. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.
7. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.
8. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1998.
9. Грек В.А. Рисую штрихом. Минск: Скарынка, 1992.
10. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2005.
11. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2004.
12. Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - №4.
13. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. " Школьная книга", 2001.
14. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. - - М.: Просвещение, 1976.
15. Керн, Тони. Рисуем птиц: Пошаговый метод рисования. Минск: Современное слово, 2002.