Фрагмент для ознакомления
2
Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания.
Сегодня смысл воспитания заключается в становлении человека как субъекта своей жизнедеятельности, в формировании его способности к самоопределению в ситуациях нравственного выбора; построении системы отношений человека с миром и самим собой. Воспитание — это процесс целенаправленного развития и становления человека как личности, свободной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор; способной не только познать мир, но и преобразовать его в интересах общества. Воспитуемый выступает как активный субъект процесса воспитания, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Одним из традиционных источников духовно-нравственного развития является патриотизм. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [10].
Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, и это развитие социальной педагогики, отражающее постоянное позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество [6].
Рассмотрим несколько определений на основе общепринятой литературы:
- в концепции патриотического воспитания граждан Российской федерации дано определение патриотизма: «Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите» [8, с. 8];
- В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дал следующее определение: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [7, с. 126];
- «Патриотизм» в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как: «…любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [18, с. 298].
Таким образом, патриотизм – это чувство любви к Родине, стремление оберегать и защищать ее.
Иное предположение высказывает И.Ф. Харламов. Автор рассматривает патриотизм как взаимосвязанный набор моральных чувств и поведенческих характеристик. Он предполагает любовь к Родине, активную работу на благо Родины, стремление к труду и его приумножение обращайте внимание на народные обычаи, обращайте внимание на исторические памятники и традиции своего родного города, проявляйте любовь и привязанность к своему родному городу, желание укрепить честь и достоинство Родины, желание быть готовым защитить его, это проявление воинской доблести, отваги и самоотверженности, братства и дружбы народов, расовой а национальная нетерпимость - это недовольство, уважение к традициям и культурам других стран и народов, с ними желание сотрудничать [21].
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
В своей статье «Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях» Н.В. Ипполитова определяет понятие «патриотическое воспитание» как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [11, c. 55].
Говоря о патриотизме, следует раскрыть понятие «гражданственность». Гражданственность – это качество личности, которое позволяет человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится.
Таким образом, формирование патриотизма и гражданственности - это целенаправленный процесс формирования социально-ценного отношения к своей родине, народу, культуре, языку и традициям. Такое отношение проявляется в желании и стремлении познать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо своей Родины. Патриотическую воспитанность можно измерить при помощи трех критериев: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Следовательно, в процессе патриотического воспитания дошкольники приобщаю к национальной культуре, ее традициям и ценностям.
По мнению Н.В. Алешиной, патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленных на формирование чувств любви к Родине, стремлению оберегать и защищать ее [2].
По мнению С.А. Козловой, патриотическое воспитание дошкольников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью расширения его знаний об Отечестве, развития патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общее благо [14].
Чувство любви к Отчизне сформируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Л. Бобылева указывает, что любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей [1]. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленным и действенным.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агапова, И.А. Патриотическое воспитание / И.А. Агапова.- Москва : Айрис-кресс,2002.- 224с. - ISBN 5-8112-0033-1.
2.Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – Москва : ЦГЛ, 2007. – 156 с. - ISBN 5-94916-036-3.
3.Алтабаева, Е.Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении. Учебно-методическое пособие / Е. Б. Алтабаева. Севастополь: Рибэст, 2011. — 108 с.
4.Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – Москва : Академия, 1999. - 168 с. - ISBN 5-7695-0364-5.
5.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 тт. Т 2.: П - Я / В. И. Даль. – Москва : ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 1280 с.
6.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с.- ISBN 978-5-09-033553-9.
7.Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. – М.: Просвещение,2015. – 192с.
8.Зайцева, С. М. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей младшего школьного возраста // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-podvizhnye-igry-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.03.2025).
9.Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2015. – № 1. – С.12-16.
10.Ильина, Л.С. Воспитание историей родного края /Л.С. Ильина, Е.Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. - 2012. - № 3. -С. 83-85.
11.Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с. - ISBN 5-85716-119-3.
12.Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Е. А. Казаева; Шадринский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2017. – 23 с.
13.Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – Москва : Айрис-пресс, 2015. 62 с. - ISBN 5-8112-1334-4.
14.Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 98-101
15.Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л.И. Маленкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 480 с. - ISBN 5-93134-251-6.
16.Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков ; Российская акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Эгвес, 2013. - 267 с. - ISBN 978-5-906-29401-2.
17.Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / [под. ред. Н. В. Микляевой]. - Москва : Сфера, 2013. - 140,с. - ISBN 978-5-9949-0682-8.
18.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва : Азбуковник, 1999. – 499 с. - ISBN 5-85632-007-7.
19.Орлова Н. П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006.
20.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 30.11.2021).
21.Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И. Ф. Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва : Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 516 с. - ISBN 5-8297-0004-2.
22.Шорыгина, Т.А. Наша Родина – Россия: метод. пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 96 с. - ISBN 978-5-9949-0448-0.