Фрагмент для ознакомления
2
Местное самоуправление как форма народовластия является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признается одним из ключевых компонентов российской системы народовластия и отражает возрастающую роль органов местного самоуправления в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет местное самоуправление следующим образом. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения, основанная на интересах населения, исторических и иных территориальных традициях, по решению непосредственно или через органы местного самоуправления важных территориальных проблем».
Суть местного самоуправления заключается в единстве власти и свободы населения. Специфика и уникальность организации общественных отношений на уровне местного самоуправления подчеркивается основами местного самоуправления. Понятие «основы местного самоуправления» является относительно новым в государствоведческой науке. Впервые оно было упомянуто в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с необходимостью определения основных принципов общественной деятельности при осуществлении местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местного бюджета и имущественные права муниципальных образований. В современных условиях изучение актуальных вопросов, связанных с экономической основой местного самоуправления, приобретает особую значимость. Именно экономическая основа обеспечивает экономическую самостоятельность местного самоуправления и способствует социально-экономическому развитию местного самоуправления.
Тема: экономические основы местного самоуправления Тема: особенность местного самоуправления как экономической основы местного самоуправления Целью данной статьи является анализ особенностей формирования экономических основ местного самоуправления и определение их характеристик. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы Анализ основ местного самоуправления. Раскрыть понятие и состав экономических основ местного самоуправления.
Проблемы местного самоуправления, в том числе основы местного самоуправления, представлены в работах следующих отечественных ученых: Р.Х. Адуков, А. Амирбеков, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, В.Б. Зотов, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, Е.М. Кошевников, И.А. Коноплева, С.П. Головач, С. Ленская, Е. Сычева, Г.X. Шахназаров, Р.М. Усманова, В.Н. Хорьков, Н.В. Нагорная, Е.С. Шугриной, М.Ю. Тихомиров и другие. Информационно-правовой основой работы являются законы и нормы Российской Федерации. Теоретической основой являются отдельные работы вышеуказанных авторов, учебная и методическая литература, публикации, монографии, социологические и экономические исследования, материалы Интернета.
Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит понятий «муниципальная собственность» и «право муниципальной собственности». Только в статье 51 указано, что: «Органы местного самоуправления, представляющие муниципальные образования, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Собственность - главное доказательство власти и административной самостоятельности. Чем больше имущества находится в собственности муниципалитета, тем больше возможностей для реализации установленных полномочий.
Понятие «собственность» как общественное отношение имеет правовой, социальный, политический и экономический аспекты, которые, как известно, диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. По мнению Соловьева (М.М.), Косыкина (Л.И.) и Свириной (А.А.), под «собственностью» как экономической категорией понимается определенный вид материальных (имущественных) и психических (интеллектуальных) благ, способных приносить желаемый результат (эффект), то есть объекты государственной, муниципальной, юридической и индивидуальной собственности, что отражает абсолютную закрепленность собственности за государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. С правовой точки зрения муниципальная собственность закреплена в части I статьи 130 и части I статьи 132 Конституции Российской Федерации, согласно которым местное самоуправление гарантирует владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» использует термин «муниципальная собственность» в юридическом смысле и определяет три элемента владения, пользования и распоряжения, которые являются полномочиями собственника.
В Гражданском кодексе Российской Федерации термин «муниципальная собственность» используется в юридическом смысле. Это вытекает из названия и содержания главы 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «Собственность и иные вещные права». В ней определено содержание собственности - владение, пользование и распоряжение (абсолютная собственность) или ограниченная собственность (владение и пользование имуществом). Здесь же определяется предмет собственности. Применительно к муниципальной собственности к субъектам муниципальной собственности относятся органы местного самоуправления в лице городских и сельских поселений (статья 212), иные органы местного самоуправления (статья 215) и объединения органов местного самоуправления (статья 215.2). Муниципальная собственность в экономическом и правовом отношении определена в статье 8 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает формы частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.
В данной норме Конституции Российской Федерации форма собственности определяется как принадлежность определенных имущественных прав группе экономических отношений и различным юридическим лицам. Муниципальная собственность как составная часть экономической основы местного самоуправления представляет собой совокупность отношений, связанных с комплексом муниципальной собственности. Ее политическое значение заключается в разграничении собственности между Союзом, его субъектами и муниципальными образованиями. Собственность всегда определяет силу власти, а сила власти зависит от основы собственности при выполнении функций и реализации полномочий.
Чем больше имущества и чем лучше его состояние, тем легче реализовать полномочия, закрепленные в нормативных правовых актах. Муниципальная собственность в социальном смысле может рассматриваться как имущество, используемое для повышения благосостояния жителей муниципального образования. Эту функцию выполняет движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности. Стоит отметить, что муниципальная собственность представляет собой единую систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, организованных в логически последовательном порядке.
И только с возникновением субъективных прав, обусловленных существованием государства, формируется собственность в юридическом смысле термина «владение», характеризующаяся выделением трех прав: владения, пользования и распоряжения. Очевидно, что собственность как экономическая категория, как совокупность отношений, первична по отношению к правовой категории «владение». С этой точки зрения обе эти категории соотносятся так же, как «отношения» и «правоотношения». В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003) состав муниципальной собственности дифференцирован в зависимости от уровня территориального единства. Исходя из гражданско-правового смысла, можно разделить предмет муниципальной собственности на два вида по критериям имущественной ответственности.
В этом случае к первому виду относится муниципальная казна, а ко второму - имущественный комплекс муниципального предприятия. Другая классификация была предложена О.В. Вильчинской и А.В. Леви: 1) необходимые для реализации качественных функций собственника и управляемые непосредственно собственником (муниципальная казна), 2) муниципальное хозяйство, 3) учреждения, которым оно передано на праве оперативного управления и распоряжения.
Выводы по главе:
Согласно определению, муниципальная собственность представляет собой отношения между субъектами (территориями) территориально локализованной экономической системы в рамках критериев доходности, эффективности и экономической устойчивости. Качественное отличие заключается в особом характере этой формы, которая включает в себя как приносящее доход, так и финансово обременяющее имущество.
Особенность муниципальной собственности заключается в сложной структуре ее владения. С одной стороны, они имеют специальное назначение, поскольку призваны решать проблемы сугубо местного значения, такие как удовлетворение жилищных, социальных, социально-культурных и бытовых потребностей жителей муниципального образования, с другой стороны, выполняют чрезвычайно многогранную функцию. В целом муниципальная собственность - это сложная система экономических и правовых отношений между жителями муниципального образования (местным сообществом), муниципальными учреждениями и представляемым ими государством по поводу природных ресурсов, имущества и денежных средств, принадлежащих муниципалитету, необходимых для решения важных местных проблем и осуществления отдельных государственных полномочий и необходимых для эффективного функционирования муниципалитетов.
1.2. Управление муниципальной собственностью
Муниципальное образование - это установленный законом вид публично-правового образования, в котором жители территории непосредственно и (или) через органы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на решение вопросов местного значения и осуществление местного самоуправления исходя из своих интересов, с учетом исторических и иных местных традиций. Особенностью имущественных прав органов местного самоуправления является то, что эти права осуществляются другим лицом - органом местного самоуправления либо созданным им предприятием или учреждением, но это не означает, что орган местного самоуправления должен обладать определенной степенью самостоятельности.
Как органы юридического лица не могут действовать отдельно от самого юридического лица, так и органы местного самоуправления не могут существовать отдельно от органов муниципалитета. В имущественных отношениях публично-правовой характер муниципалитета проявляется в процедурах, способах и пределах осуществления имущественных прав, которые тесно связаны с вопросами местного значения. Участие муниципалитетов в гражданских правоотношениях необходимо для решения стоящих перед ними задач. Однако, признавая муниципалитеты субъектами гражданского права, нельзя не учитывать особенности их статуса как носителей публичных полномочий.
При осуществлении имущественных прав органы местного самоуправления не должны выходить за пределы осуществления своих гражданских прав. При осуществлении гражданских прав запрещаются: действия, совершенные исключительно с намерением причинить вред другим лицам; злоупотребление правом в иных формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции; злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Все действия должны быть разумными и осуществляться добросовестно. При рассмотрении вопроса об ограничениях осуществления прав на муниципальное имущество следует отметить некоторые моменты. Это объясняется двойственным положением органов местного самоуправления. С одной стороны, они осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества и совершают различные сделки, в том числе с частными юридическими лицами, с целью наиболее эффективного управления этим имуществом и его отчуждения с целью получения наибольшей прибыли.
В то же время, согласно действующему законодательству, местные органы власти наделены правом координировать деятельность соответствующих хозяйствующих субъектов по таким вопросам, как землепользование, градостроительство и охрана окружающей среды. Муниципалитеты наделены правом принимать нормативные акты, необходимые для деятельности контрагентов, ведущих бизнес с муниципалитетом.