Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире средства массовой информации, бизнес-сообщество и социальные сети играют ключевую роль в формировании общественного мнения, развитии экономических связей и обеспечении прозрачности деятельности государственных органов. Государственные органы исполнительной власти, включая Федеральную таможенную службу (ФТС) России, активно используют эти каналы для взаимодействия с гражданами и бизнесом, что способствует повышению доверия к их деятельности, улучшению качества предоставляемых услуг и укреплению партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности.
Актуальность темы обусловлена растущей ролью коммуникации в условиях цифровизации общества и экономики. Сегодня государственные органы сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям взаимодействия, где традиционные методы работы уступают место современным подходам, основанным на использовании социальных сетей и цифровых технологий. Взаимодействие со средствами массовой информации позволяет оперативно информировать общественность о деятельности государственных органов, а сотрудничество с бизнес-сообществом способствует развитию взаимовыгодного партнерства. Коммуникация в социальных сетях становится важным инструментом для установления обратной связи с гражданами и повышения уровня прозрачности работы государственных структур. Однако эффективность такого взаимодействия зависит от наличия четкой стратегии, профессиональной подготовки сотрудников и использования современных инструментов коммуникации.
Анализ уровня исследованности темы взаимодействия ФТС России со средствами массовой информации, бизнес-сообществом и коммуникации в социальных сетях показывает, что данная проблематика активно изучается как в научной среде, так и в практической плоскости.
В научной литературе представлены исследования, посвященные практике взаимодействия ФТС России со СМИ и бизнес-сообществом в социальных сетях. Например, в журнале "Economy and Business: Theory and Practice" (2023) опубликована статья, содержащая анализ данного взаимодействия, что свидетельствует о научном интересе к теме.
В 2024-2025 годах тема получила дальнейшее развитие. АНО "Диалог" совместно с Правительством РФ проводит регулярные исследования уровня онлайн-коммуникации органов государственной власти. По результатам исследования за III-IV кварталы 2024 года, ФТС России вошла в топ-10 федеральных органов исполнительной власти по работе в интернете, заняв 9-е место с показателем 79,49 баллов.
Официальные источники также содержат информацию о развитии взаимодействия ФТС России с общественностью. Согласно итоговым докладам о результатах деятельности ФТС России, служба активно развивает присутствие в социальных сетях и использует различные каналы коммуникации с бизнес-сообществом.
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов взаимодействия государственных органов исполнительной власти со средствами массовой информации, бизнес-сообществом и коммуникации в социальных сетях на примере ФТС России, а также выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию этих процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических основ взаимодействия государственных органов исполнительной власти с медиа, бизнес-сообществом и социальными сетями.
2. Исследовать практические аспекты взаимодействия ФТС России с указанными субъектами.
3. Выявить основные проблемы коммуникации ФТС России в данных сферах.
4. Разработать направления по совершенствованию взаимодействия ФТС России с медиа, бизнес-сообществом и через социальные сети.
Объект исследования – взаимодействие государственных органов исполнительной власти со средствами массовой информации, бизнес-сообществом и коммуникация в социальных сетях.
Предмет исследования –взаимодействие ФТС России со средствами массовой информации, бизнес-сообществом и коммуникация в социальных сетях.
Источники информации:
- Анализ научной литературы и нормативно-правовых актов.
- Контент-анализ публикаций в СМИ и социальных сетях.
- Сравнительный анализ практики взаимодействия ФТС России с другими государственными органами.
- Социологические методы: опросы участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и мониторинг общественного мнения.
Таким образом, данная работа направлена на комплексное изучение существующих подходов к коммуникации государственных органов исполнительной власти с ключевыми субъектами информационного пространства и разработку рекомендаций по их совершенствованию.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственных органов исполнительной власти со средствами массовой информации, бизнес-сообществом и коммуникация в социальных сетях
1.1 Средства массовой информации, бизнес-сообщество и коммуникация в социальных сетях
Средства массовой информации (СМИ) представляют собой периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, интернет-сайты, интернет-порталы или иные формы периодического распространения социальной информации. СМИ являются неотъемлемой частью современного общества и выполняют важную функцию в информировании населения о деятельности государственных органов. В последние десятилетия СМИ стали более доступными и разнообразными, что сделало их влияние еще более заметным и значимым.
Бизнес-сообщество можно определить как совокупность коммерческих организаций и предпринимателей, объединенных общими интересами и целями в экономической сфере. Взаимодействие бизнеса с государственными органами исполнительной власти осуществляется через различные каналы коммуникации, включая СМИ, которые выступают важным инструментом доставки информации потребителям, коллегам и конкурентам[ Мелкова К. Г., Гагарина С. Н. Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii (дата обращения: 16.04.2025).].
Социальные сети представляют собой платформы, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в интернете. В контексте взаимодействия государственных органов исполнительной власти с обществом, социальные сети являются эффективным инструментом для достижения транспарентности и повышения взаимопонимания между гражданами и государством.
СМИ играют ключевую роль в формировании общественного мнения о деятельности государственных органов исполнительной власти. Одним из основных механизмов, с помощью которого СМИ влияют на формирование общественного мнения, является информационное воздействие. Через различные каналы коммуникации – печатные издания, телевидение, радио, интернет – СМИ распространяют информацию о решениях и действиях органов власти, тем самым влияя на восприятие этих решений обществом.
В современных условиях можно выделить несколько особенностей работы СМИ, которые определяют их роль в формировании общественного мнения: мультиплатформенность, позволяющая достигать широкой аудитории; интерактивность, обеспечивающая вовлечение читателей и зрителей; а также проблема распространения фейковых новостей, которая требует от СМИ особой ответственности за проверку достоверности информации.
СМИ нередко называют "четвертой властью", что подчеркивает их особую роль в общественно-политической сфере[ 1. Быстрицкий, С. С. Социальные сети как новые СМИ / С. С. Быстрицкий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102209/ (дата обращения: 17.04.2025).]. Они не только отражают сложившиеся настроения, но и формируют общественное мнение, становясь одним из важнейших объектов государственного управления[ Ахмадулина, Е. В. СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия / Е. В. Ахмадулина, К. А. Кирилин // Медиаисследования. — 2020. — № 7. — С. 283–291. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45628754]. Информационная политика государства должна учитывать степень влияния СМИ на общественное мнение и возрастающую значимость информационно-коммуникационной сферы в жизни общества.
Бизнес-сообщество, в свою очередь, играет важную роль в реализации государственных инициатив, выступая в качестве партнера государства. Взаимодействие государственных органов исполнительной власти с бизнесом осуществляется через различные каналы коммуникации, включая корпоративные СМИ, которые служат интересам определенных компаний и выпускаются по их инициативе.
Для эффективного взаимодействия с государственными органами бизнес использует различные инструменты коммуникации, включая PR, рекламу и связи с инвесторами, которые через СМИ выходят на разные аудитории. Взаимодействие бизнеса и государства направлено на решение таких задач, как создание брендов фирмы, защита интересов фирмы в конкурентной борьбе, а также участие в реализации государственных программ и проектов.
В современной России бизнес-сообщество является важным партнером государства в реализации экономических и социальных инициатив. Взаимодействие бизнеса с государственными органами способствует развитию экономики, созданию новых рабочих мест, повышению качества жизни населения и решению других важных задач[ Богомолова Е. Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii (дата обращения: 16.04.2025).].
В условиях цифровизации общества социальные сети становятся все более значимым каналом взаимодействия государственных органов исполнительной власти с гражданами и бизнесом. Традиционные каналы коммуникации теряют свою актуальность, уступая место современным цифровым технологиям. Социальные сети предоставляют широкие возможности для органов государственной власти, но в то же время несут новые вызовы и требования.
Исследования показывают, что главы регионов, активно использующие социальные сети для взаимодействия с гражданами, имеют более высокие показатели уровня доверия со стороны населения, нежели руководители, игнорирующие этот канал коммуникации[ Быстрицкий, С. С. Социальные сети как новые СМИ / С. С. Быстрицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102209/ (дата обращения: 17.04.2025).]. Это свидетельствует о том, что социальные сети могут быть эффективным инструментом для повышения доверия к власти и улучшения имиджа государственных органов.
Социальные сети позволяют государственным органам исполнительной власти оперативно информировать граждан о своей деятельности, собирать обратную связь, проводить опросы и голосования, а также вовлекать граждан в процесс принятия решений. Кроме того, они способствуют повышению прозрачности деятельности государственных органов и доступности информации для граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». — М.: Правительство РФ, 1991.
2.Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». — М.: Правительство РФ, 2006.
3.Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». — М.: Правительство РФ, 2006.
4.Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». — М.: Правительство РФ, 2009.
5.Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей». — М.: Правительство РФ, 2012.
6.Приказ ФТС России от 07.10.2010 № 1866 «Об обеспечении безопасности при обмене информацией между таможенными органами Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена». — М.: ФТС России, 2010.
7. Андреев А. В., Токарев Д. С. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в интересах развития российского общества // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2023. № 1. С. 140-143.
8.Ахмадулина, Е. В. СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия / Е. В. Ахмадулина, К. А. Кирилин // Медиаисследования. — 2020. — № 7. — С. 283–291. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45628754
9.Богомолова Е. Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii (дата обращения: 16.04.2025).
10.Бондаренко Т. А. Пресса как фактор, влияющий на престижные оценки органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pressa-kak-faktor-vliyayuschiy-na-prestizhnye-otsenki-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 17.04.2025).
11.Боровикова В. В. Деятельность органов внутренних дел и средства массовой информации // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-vnutrennih-del-i-sredstva-massovoy-informatsii (дата обращения: 17.04.2025).
12.Быстрицкий, С. С. Социальные сети как новые СМИ / С. С. Быстрицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102209/ (дата обращения: 17.04.2025).
13.Взаимодействие полиции со СМИ, организация пресс-конференций, проводимых правоохранительными органами / / Обзорная информация: зарубежный опыт. — ГИЦ МВД Росси. — Вып. № 11. - М., 2022. 90 с.
14.Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomiktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 16.04.2025).
15.И Е. Киселева, П Н. Климова, О М. Петрушина Практика взаимодействия фтс россии со сми и бизнес-сообществом в социальных сетях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №11-2 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-vzaimodeystviya-fts-rossii-so-smi-i-biznes-soobschestvom-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 16.04.2025).
16.Кондрашкина М. А. Анализ деятельности фтс россии в сфере осуществления экономической безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deyatelnosti-fts-rossii-v-sfere-osuschestvleniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 16.04.2025).
17.Мелкова К. Г., Гагарина С. Н. Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-sredstv-massovoy-informatsii (дата обращения: 16.04.2025).
18.Невский С. А., Черкасов Р. В., Яковлев О. В. Деятельность российской полиции в фокусе электронных сми, социальных сети и блогосфере - мониторинг 2022 // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-rossiyskoy-politsii-v-fokuse-elektronnyh-smi-sotsialnyh-seti-i-blogosfere-monitoring-2022 (дата обращения: 16.04.2025).
19.Николаев А. С., Антипов А. А., Прокопьева М. Н. Перспективы развития эффективного взаимодействия таможенных органов с общественностью // ЭПИ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-effektivnogo-vzaimodeystviya-tamozhennyh-organov-s-obschestvennostyu (дата обращения: 16.04.2025).
20.Носкова И. А. Противодействие органами внутренних дел преступности в средствах массовой информации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2023. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-organami-vnutrennih-del-prestupnosti-v-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 17.04.2025).
21.Резник Ю. М. Гражданское общество в современной России: проекты и возможности их реализации // Личность. Культура. Общество. 2022. Т. 8. Спец. вып. № 1 (33). С. 80-89.
22. Рослякова, М.В. Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт / М.В. Рослякова // Социодина-мика. - 2020. - № 9. - С. 82-99.
23.Горохов В. М. Идентификация PR в сфере информационной деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 10, Журналистика. – 2024. - № 3. - С. 14-19.
24.Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. – М., 2020. – 256 с.
25.Дзялошинский И. М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества//Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 2021. С. 185—227.