Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях роль муниципальных образований как субъектов социально-экономического развития приобретает всё большее значение. Органы местного самоуправления выполняют не только административные функции, но и становятся активными участниками стратегического планирования, инвестиционной и социальной политики, пространственного развития и формирования благоприятной городской среды. В этой связи понятие «управление развитием муниципального образования» становится ключевым в научной и практической плоскости анализа механизмов местного самоуправления.
Управление развитием муниципального образования можно определить как целенаправленную и системную деятельность органов местного самоуправления, направленную на обеспечение устойчивого, комплексного и сбалансированного социально-экономического прогресса на уровне конкретной территории. Суть этого процесса заключается в формировании и реализации долгосрочных целей, задач и приоритетов развития с учетом ресурсных возможностей, институциональных особенностей и вовлечённости местного населения.
Наиболее общая трактовка термина «развитие» предполагает изменение состояния системы в сторону повышения её эффективности, устойчивости, способности к саморегуляции и адаптации к внешним условиям. Применительно к муниципальному управлению это означает не только количественные изменения (например, рост ВРП, увеличение инвестиций или численности населения), но и качественные трансформации: повышение уровня жизни, доступности социальных услуг, эффективности управления и удовлетворённости жителей деятельностью органов власти[ Васильев, В. П., Деханова, Н. Г., Холоденко, Ю. А. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 314 с.].
Управление развитием предполагает, прежде всего, прогностическую и стратегическую функцию, в отличие от традиционного администрирования текущих процессов. Это требует от органов местного самоуправления способности формулировать стратегические цели, оценивать внутренний потенциал территории, выявлять риски, привлекать партнёров, обеспечивать координацию между различными субъектами и контролировать реализацию принятых решений[ Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2024. – 389 с.].
Ключевые элементы понятия «управление развитием муниципального образования» включают:
Стратегическое планирование — формирование целей и задач развития территории, определение приоритетов, прогнозирование последствий управленческих решений.
Программно-целевое управление — реализация целей через конкретные программы и проекты, с указанием сроков, исполнителей и источников финансирования.
Организационная структура управления — система органов, институтов и механизмов, обеспечивающих координацию и взаимодействие.
Мониторинг и контроль — регулярная оценка хода реализации мероприятий, достижение целевых индикаторов, корректировка действий при необходимости[ Прокофьев, С. Е., Рождественская, И. А., Красюнова, Н. А. Государственное управление региональным развитием: учебник. – М.: Юрайт, 2024. – 331 с.].
Существует множество подходов к определению сущности управления развитием. Одни авторы акцентируют внимание на его инструментальной составляющей — методах и механизмах реализации управленческих решений. Другие подчёркивают социально-ориентированный характер процесса, подчеркивая приоритет интересов населения, их участие в планировании и реализации программ. Например, В.А. Грищук подчёркивает, что управление развитием должно базироваться на принципах открытости, согласованности, учёта местных потребностей и вовлечённости граждан[ Грищук, В. А. Управление развитием муниципального образования: учеб. пособие. – Челябинск: ЧелГУ, 2014. – 235 с.].
Особенностью муниципального уровня является необходимость постоянного баланса между интересами различных участников (граждане, бизнес, общественные организации, вышестоящие органы власти) и ограниченными ресурсами, что требует высокой гибкости и адаптивности системы управления. Кроме того, муниципальные образования обладают различным потенциалом (экономическим, природным, трудовым), что предопределяет неоднородность подходов к управлению развитием и делает невозможным применение универсальной модели для всех территорий.
Следует подчеркнуть, что развитие муниципального образования — это не только цель, но и непрерывный процесс, включающий в себя:
анализ текущей ситуации;
постановку целей и задач;
формирование системы мероприятий и механизмов их реализации;
оценку достигнутых результатов;
корректировку планов с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Таким образом, сущность управления развитием муниципального образования заключается в обеспечении устойчивого, сбалансированного и поступательного движения территории к улучшению условий жизни её жителей на основе стратегического планирования, рационального использования ресурсов, прозрачности, ответственности и учёта мнения населения. Этот процесс не может быть сведён лишь к управленческим процедурам — он представляет собой целую систему взаимодействия власти и общества, экономики и социальной сферы, интересов текущего поколения и перспектив будущего.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник / Ю. В. Баталова. – М.: Юрайт, 2024. – 389 с.
2.Барабашев, А. Г., Климова, А. В. Государственное и муниципальное управление. Технология научно-исследовательской работы: учебник / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – М.: Юрайт, 2021. – 302 с.
3.Васильев, В. П., Деханова, Н. Г., Холоденко, Ю. А. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум / В. П. Васильев и др. – М.: Юрайт, 2024. – 314 с.
4.Волкова, Н. В. Совершенствование муниципального управления в условиях цифровизации // Муниципальное управление: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 45–52.
5.Гамазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник / Ю. В. Гамазова. – М.: Юрайт, 2021. – 286 с.
6.Грищук, В. А. Управление развитием муниципального образования: учеб. пособие / В. А. Грищук. – Челябинск: ЧелГУ, 2014. – 235 с.
7.Иванова, Л. В. Экономика и социальное развитие муниципальных образований: учебное пособие / Л. В. Иванова. – М.: КноРус, 2022. – 264 с.
8.Кашина, О. Ю. Региональная и муниципальная экономика: теория и практика управления: учеб. пособие / О. Ю. Кашина. – М.: Инфра-М, 2023. – 296 с.
9.Машутин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем: учебник для вузов / Ю. К. Машутин. – М.: Юрайт, 2024. – 330 с.
10.Перцик, Е. Н. Территориальное планирование: учебник / Е. Н. Перцик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 362 с.
11.Прокофьев, С. Е., Рождественская, И. А., Красюнова, Н. А. Государственное управление региональным развитием: учебник / С. Е. Прокофьев и др. – М.: Юрайт, 2024. – 331 с.
12.Соколова, М. А. Организационное обеспечение развития муниципального управления: проблемы и решения // Муниципалитет: экономика и управление. – 2022. – № 3. – С. 25–31.
13.Стратегия социально-экономического развития Миасского городского округа до 2030 года. – URL: https://miasskiy.ru (дата обращения: 12.03.2025).
14.Официальный сайт администрации городского округа Миасс. – URL: https://miasskiy.ru (дата обращения: 12.03.2025).
15.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.01.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
16.Нуреев, Р. М., Трофимова, Л. Н. Муниципальное управление: теория, организация, практика. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. – 272 с.
17.Коломиец, С. А. Муниципальное стратегическое планирование: опыт российских городов. – М.: Изд-во РАГС, 2022. – 198 с.
18.Селезнёва, О. А. Роль органов местного самоуправления в устойчивом развитии территории // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2023. – № 1. – С. 102–108
19.Иванова, Е. С. Проблемы и перспективы развития муниципальных образований в России // Муниципальная академия: теория и практика. – 2022. – № 4. – С. 12–19.
20.Блинова, Т. А., Чернышова, Е. В. Инструменты управления развитием территории на муниципальном уровне // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 6. – С. 87–95.