Фрагмент для ознакомления
2
Научная литература относит момент появления контроля на Руси как института государственного регулирования к появлению первого приказа, который представлял собой учреждение, деятельностью которого было осуществление функций по руководству хозяйственной деятельностью.
Контрольные органы на Руси формировались по мере появления потребностей общества в управлении определенной сферой жизни общества. Во времена Древней Руси множество приказов были наделены полномочиями по финансовому управлению, осуществляли финансовый контроль. До XVI века приказы являлись отделениями канцелярии Боярской думы[ Ершова, И.В. Актуальные проблемы предпринимательского права– М: Проспект, 2023. – С. 130.].
В XVII веке появился государственный контроль в финансовой сфере. Во времена правления Петра I появилась Ревизион-коллегия, на которую была возложена совокупность функций в сфере финансового контроля.
После правления Петра I в России усилилось злоупотребление со стороны правительства в сфере предпринимательства. Были частные смены правительства, поэтому при каждой смене правительства к власти приходила группа лиц, которые желали обогатиться за государственный счет.
При Екатерине II началось развитие промышленного предпринимательства. В данный период времени были уничтожены государственные монополии в сфере промышленности, а также торговли. Была легализована частная собственность. В те годы сформировалась отечественная буржуазия. При Екатерине II была осуществлена переориентация промышленности на народное потребление, а не на военные заказы.
В данный период времени расширялось дворянское предпринимательство. Дворянское сословие у себя в имениях создавало предприятия, на данных предприятиях трудились крепостные крестьяне. Примерами таких предприятий являются мельницы, а также различные мастерские. Также многие крестьяне стали вовлекаться в хозяйственную деятельность, платя при этом оброк своим владельцам. Реформы, проводимые в рассматриваемый период, расширяли социальный аспект предпринимательства, потому что позволяли крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. Примерами предпринимательских династий, которые начинали свою деятельность при нахождении в крепостной зависимости, являются семьи Морозовых, Губониных, а также Прохоровых.
С 1739 года началась передача казенных заводов в руки частых предпринимателей, провозглашалось, что занятие промыслами должно быть доступно всем. В 1790 году был издан указ, который запрещал дворянам записываться в предпринимательские гильдии, в то же время поощрялось занятие дворянами промышленным производством. В 1766-1767 гг. были изданы указы, которые давали возможность создавать текстильные мануфактуры. Особенностью указов являлось то, что имелась возможность создать указанные виды мануфактур без регистрации.
В те годы предприниматели, которые являлись крепостными людьми, не обладали возможностью владеть фабриками, они записывали фабрики на своих владельцев. При этом крестьяне выплачивали большие проценты с прибыли своим владельцам. В обмен на такие проценты, крестьяне, занимавшиеся предпринимательской деятельностью, наделялись возможностью получить полную экономическую свободу.
Во времена правления Александра I был принят Манифест, в котором были учреждены основные министерства государственного аппарата[ Ершова, И.В. Актуальные проблемы предпринимательского права– М: Проспект, 2023. – С. 240.].
В 1810 году государством была сформирована Комиссия, обязанностью которой являлось решение тех вопросов, которые не были решены в период осуществления политики государства по учреждению министерств. В процессе осуществления Комиссией деятельности, на государственном уровне было принято решение о необходимости установить контроль над всеми министерствами. В 1811 году было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, которое включало два департамента. Первый департамент был департаментом ревизии счетов, включающий государственную экспедицию ревизии счетов. При департаменте ревизии счетов был создан Совет государственного контроля, в состав которого входили начальники структурных подразделений и государственный контроль. Совет государственного контроля разрабатывал заключения.
На начальном этапе развития государственный контроль и надзор характеризовался отсутствием установленного перечня документов, подлежащих обязательной проверке. Также в те времена отсутствовал единый механизм государственного контроля. Проблемами раннего периода развития контроля и надзора над предпринимательской деятельностью являлось низкое качество составляемых отчетов.
В 1836 году государством были разработаны проекты. Целью проектов являлось развитие системы государственного управления в России. Согласно одному из проектов предлагалось установить контроль над министерствами на государственном уровне. Согласно второму проекту предлагалось установить документальную ревизию. Ревизия должна была состоять в том, что предполагалось устанавливать соответствие документов подлинным документам, а также книгам. Ревизия являлась исключительной компетенцией государственного контроля.
30 декабря 1836 года было принято «Образование государственного контроля». Систему государственного контроля составлял Совет Государственного контроля, департамент для контроля счетов военного, морского, гражданского ведомства, канцелярия, архив. Для проверки счетов создавались также временные структурные подразделения.
В 1856 году на государственном уровне было принято решение о поездке государственных служащих в другие государства для обмена опытом. После возвращения государственных служащих было принято решение о проведении ряда реформ, в том числе в сфере государственного контроля и надзора. После проведения реформ деятельность Государственного контроля была изменена, в 1862 году за Государственным контролем были закреплены полномочия по наблюдению за правильностью распорядительных и исполнительных действий подконтрольных Государственному контролю учреждений. Кроме того, Государственный контроль наблюдал за соблюдением законности. Государственный контроль наблюдал за проведением хозяйственных операций.
В 1892 году был принят проект «Учреждения государственного контроля», согласно данному нормативному правовому акту деятельность по контролю над всеми государственными учреждениями, частными предприятиями, товариществами, органами самоуправления осуществляли органы государственного контроля[ Морозов, С.Ю. Предпринимательское право — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — С. 54.
]. Но государственными указами устанавливались в качестве исключения перечни лиц, над которыми контроль не осуществлялся. Была введена должность государственного контроллера, который решал кадровые вопросы, осуществлял надзор в отношении учреждений, которые были подконтрольны ему. Также государственный контроллер устанавливал порядок контрольного производства. Обязанностью государственного контроллера было предоставление отчета о ревизионной работе за отчетный период императору, а также членам Государственного совета. Был образован Совет государственного контроля. К полномочиям Совета государственного контроля относилось разрешение спорных вопросов, которые возникали в процессе государственного контроля. Также Совет государственного контроля рассматривал постановления, которые разрабатывались контрольными органами, и принимал решение об их отмене либо утверждении. К полномочиям Совета государственного контроля относилось обсуждение отчетов, а также разрешение вопросов, которые возникали по поводу ревизий.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (ред. от 01.03.2025) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002 №1 (часть I) ст.1.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-I (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 20.02.1992, №8, ст. 366.
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ (ред. от 01.03.2025) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12 2002 № 52 (часть I) ст. 5140.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 01.01.2025) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.
5. Федеральный закон РФ от 26.07. 2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2025) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, №31 (часть I), ст. 3434.
6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ, от 03.12.2007 № 49 ст. 6076.
7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.03.2025) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008 № 52 (часть I) ст. 6249.
8. Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.03.2025) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01. 2009 № 1 ст. 15.
9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 15.03.2004, №11, ст. 945.
10. Постановление Правительства РФ от 25.06. 2021 , № 1010 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4553.
11. Решение Чусовского городского суда Пермского края от 11.05. 2023 по делу № 12-61/2023 [Электронный ресурс] // URL: https://arbitr.garant.ru/#/document/333417043/paragraph/1:0.
Учебная и научная литература
12. Ершова, И.В. Актуальные проблемы предпринимательского права: учебник / И.В. Ершова. – М: Проспект, 2023. – 448 с.
13. Морозов, С.Ю. Предпринимательское право :учебник для вузов / С.Ю. Морозов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 569 с
14. Ручкина, Г.Ф. Предпринимательское право: учебник и практикум для вузов / Г.Ф. Ручкина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 401 с.
15. Рыжиков, С.Н. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие / С.Н. Рыжиков. – М: Феникс, 2022. – 347 с.
16. Шашкова, А.В. Предпринимательское право: учебник для вузов / А.В. Шашкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 247 с.