Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях подростковый возраст характеризуется высокой динамикой личностного развития, в том числе становлением самооценки, которая во многом формируется в семейном окружении. Детско-родительские отношения играют ключевую роль в развитии личности подростка, оказывая значительное влияние на его уверенность в себе, адаптационные механизмы и эмоциональное состояние. Изучение данной взаимосвязи имеет важное значение как для науки, так и для практической психологии.
Объект исследования: особенности детско-родительских отношений и самооценки подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и уровнем самооценки подростков.
Цель исследования: выявить характер связи между детско-родительскими отношениями и уровнем самооценки подростков.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психологические подходы к изучению самооценки подростков и факторов, влияющих на её формирование.
2.Изучить типы и классификации детско-родительских отношений.
3.Определить влияние детско-родительских отношений на самооценку подростков.
4.Провести эмпирическое исследование с использованием валидных методик.
5.Проанализировать полученные данные и предложить практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагается, что детско-родительские отношения оказывают значительное влияние на уровень самооценки подростков, причём гармоничные отношения способствуют формированию адекватной самооценки, а дисфункциональные – её искажению.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Основные принципы исследования базируются на теориях личностного развития (Э. Эриксон), социальной психологии (А. Бандура), когнитивных концепциях самооценки (У. Джеймс, М. Розенберг) и теории детско-родительских отношений (Д. Баумринд, Ю. Е. Алиева, Г. Н. Казанцева).
Методы и методики исследования:
Опросник Г. Н. Казанцевой «Изучение общей самооценки».
Методика «Дембо-Рубинштейн».
Методика «Детско-родительские отношения» (Шафер).
Методы математической статистики (корреляционный анализ).
База исследования: исследование проводилось среди подростков в возрасте 13-17 лет (60 человек), обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Выборка разделена на две группы в зависимости от особенностей детско-родительских отношений.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в работе психологов, педагогов и социальных работников для разработки программ психологической поддержки подростков.
Апробация, внедрение работы и публикации: основные положения исследования были представлены на научных конференциях и опубликованы в сборнике студенческих научных работ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов и предложений, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКОЙ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценка – это ключевой компонент личности, который отражает отношение человека к самому себе, степень уверенности в своих способностях и возможностях, а также его социальную адаптацию. В подростковом возрасте этот показатель особенно важен, так как именно в этот период происходит активное формирование представлений о себе, своих возможностях и взаимодействии с окружающим миром. [30]
Формирование самооценки подростка происходит под воздействием множества факторов, которые можно разделить на внутренние (личностные характеристики) и внешние (социальное окружение). (табл. 1)
Таблица 1
Основные факторы, влияющие на самооценку подростка
Категория факторов Описание
Личностные характеристики Темперамент, уровень самоконтроля, эмоциональный интеллект.
Семейное воспитание Тип родительского воспитания, наличие эмоциональной поддержки, уровень контроля.
Школьная среда Успеваемость, отношение педагогов, социальное положение среди сверстников.
Социальное окружение Дружеские отношения, популярность в коллективе, воздействие социальных сетей.
Исследования показывают, что самооценка подростка формируется преимущественно под влиянием детско-родительских отношений. Согласно исследованиям [3], подростки, воспитывающиеся в семьях с высоким уровнем эмоциональной поддержки, демонстрируют более высокий уровень самооценки. В то же время чрезмерный контроль и авторитарный стиль воспитания могут приводить к заниженной или неустойчивой самооценке.
Наиболее значимыми среди всех факторов остаются детско-родительские отношения. Эмоциональная поддержка со стороны родителей, их готовность к диалогу и уважение к личным границам подростка способствуют развитию позитивного отношения к себе. В то же время конфликтность в семье, недостаток внимания и жесткие методы воспитания могут формировать низкую самооценку и привести к неуверенности в себе. [21]
Исследования показывают, что подростки, воспитывающиеся в семьях с высоким уровнем эмоциональной поддержки, демонстрируют более устойчивую и адекватную самооценку по сравнению со сверстниками, которые растут в среде постоянных конфликтов или безразличия. [22]
Влияние семейных факторов на самооценку подростков можно структурировать следующим образом:
Таблица 2
Влияние семейных факторов на самооценку подростков
Фактор Позитивное влияние Негативное влияние
Эмоциональная поддержка Уверенность в себе, психологическая устойчивость Чувство одиночества, повышенная тревожность
Доверительные отношения Высокая самооценка, открытость в общении Замкнутость, страх перед выражением чувств
Четкие границы и правила Развитие ответственности, уверенность в своих силах Заниженная самооценка, страх перед ошибками
Конфликтность в семье Развитие стрессоустойчивости (если решается конструктивно) Низкая самооценка, агрессивность или замкнутость
Гиперопека Ощущение безопасности (в краткосрочной перспективе) Низкая независимость, неуверенность в себе
Данные исследований подтверждают, что подростки, выросшие в гармоничной семье, имеют высокий уровень самооценки, проявляют инициативность и уверенность в себе. Напротив, подростки из дисфункциональных семей сталкиваются с трудностями в формировании адекватной самооценки и часто проявляют повышенный уровень тревожности [23].
Таким образом, детско-родительские отношения являются важнейшим фактором в формировании здоровой самооценки подростка, а семейная атмосфера и стиль воспитания напрямую определяют уровень уверенности в себе и эмоциональное благополучие ребенка.
На рисунке 1 представлено распределение самооценки подростков в зависимости от стиля родительского воспитания.
Рис. 1. Влияние стиля воспитания на самооценку подростков
Из рисунка 1 видно, что подростки, воспитывающиеся в семьях с демократическим стилем воспитания, демонстрируют наиболее высокий уровень самооценки. Тогда как авторитарный и попустительский стили негативно сказываются на формировании адекватного отношения к себе. [12]
Формирование самооценки подростка происходит не только под влиянием семейных факторов, но и в результате взаимодействия с социальным окружением. Ключевую роль в этом процессе играют школьная среда, отношения со сверстниками, влияние учителей, а также современные медиа и социальные сети [24].
Школа является вторым по значимости институтом социализации после семьи. Успехи в учебе, оценки со стороны учителей и отношение одноклассников могут либо укреплять уверенность подростка в себе, либо формировать заниженную самооценку. (табл. 3)
Таблица3
Влияние школьной среды на самооценку подростка
Фактор Позитивное влияние Негативное влияние
Успешность в учебе Повышает уверенность, мотивацию к развитию Формирует страх неудачи при постоянном давлении
Отношения с учителями Поддержка способствует росту самооценки Чрезмерная критика снижает уверенность
Социальный статус в классе Популярность повышает самооценку Изоляция ведет к неуверенности
Исследования показывают, что подростки, получающие положительную оценку своих усилий со стороны учителей и сверстников, имеют более высокую самооценку, тогда как частая критика и низкий социальный статус могут привести к ее снижению [25].
В подростковом возрасте влияние сверстников зачастую становится важнее мнения родителей. Принадлежность к группе, принятие со стороны друзей и поддержка в коллективе формируют у подростка ощущение собственной значимости.
Поддерживающее окружение → формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, открытость.
Отвержение сверстниками → ведет к неуверенности в себе, изоляции, сниженной самооценке.
Буллинг (травля) → оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние подростка, формируя заниженную самооценку и высокий уровень тревожности [26].
Подростки, имеющие близких друзей и поддержку в группе сверстников, как правило, обладают более высокой самооценкой, тогда как социальное отвержение и конфликты внутри коллектива могут негативно сказаться на формировании личности.
В современных условиях значительное влияние на самооценку подростков оказывают социальные сети и массмедиа. (табл. 4)
Таблица 4
Влияние социальных сетей и массмедиа на самооценку подростка
Фактор Позитивное влияние Негативное влияние
Социальные сети Позволяют получать поддержку, выражать себя Сравнение с идеализированными образами может занижать самооценку
Массмедиа (телевидение, реклама) Продвигают стандарты успеха, мотивацию к развитию Формируют завышенные ожидания, неуверенность в себе
Исследования показывают, что избыточное время в социальных сетях, особенно в подростковом возрасте, может приводить к формированию неадекватной самооценки из-за постоянного сравнения себя с отретушированными образами блогеров и селебрити [27].
Социальные влияния играют ключевую роль в формировании самооценки подростков. Школа, сверстники и медиа могут как укреплять, так и разрушать уверенность подростка в себе. Важно, чтобы подросток получал поддержку не только в семье, но и в своем социальном окружении, а также имел возможность развивать критическое мышление в отношении информации, получаемой из интернета и СМИ.
Таким образом, самооценка подростка формируется под влиянием множества факторов, однако ведущая роль отводится детско-родительским отношениям, которые задают основные механизмы самопринятия и уверенности в себе.
1.2. Детско-родительские отношения. Типы, подходы к классификации
Детско-родительские отношения представляют собой сложную систему взаимодействия между родителями и детьми, формирующуюся на протяжении всего периода взросления ребенка. Эти отношения оказывают значительное влияние на эмоциональное и личностное развитие подростка, в том числе на его самооценку, уверенность в себе и способность строить социальные связи. [3]
Согласно психологическим исследованиям, детско-родительские отношения – это совокупность взаимодействий между родителями и ребенком, которые формируют его социальные установки, способы коммуникации и самовосприятие. [5] Эти отношения являются основой для психологического развития личности ребенка, влияя на его эмоциональное состояние, уровень самооценки и стиль межличностного взаимодействия.
Основные характеристики этих отношений включают:
Эмоциональную близость – отражает уровень доверия между ребенком и родителями, выраженность эмоциональной поддержки и принятия. Высокая эмоциональная близость способствует формированию уверенности в себе и позитивного восприятия мира, тогда как ее дефицит может привести к чувству одиночества и низкой самооценке.
Контроль и дисциплину – характеризует степень родительского надзора, установление границ и правил поведения. Чрезмерный контроль может подавлять самостоятельность, тогда как полное его отсутствие – вызывать ощущение незащищенности и нестабильности.
Автономию ребенка – проявляется в поощрении самостоятельности, уважении к личным границам и предоставлении подростку возможности принимать собственные решения. Оптимальный баланс между контролем и автономией позволяет развивать чувство ответственности и уверенность в собственных силах.
Детско-родительские отношения являются ключевым фактором формирования личности ребенка. Их гармоничное развитие способствует становлению эмоционально устойчивой, уверенной в себе и социально адаптированной личности, тогда как нарушения в этих отношениях могут привести к проблемам в самооценке, социальной адаптации и эмоциональном благополучии подростка.
Различные исследователи предлагали разные классификации типов детско-родительских отношений. Одной из наиболее известных является модель Д. Баумринд, выделяющая четыре основных стиля воспитания [9]:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2020.
2.Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Питер, 2017.
3.Баумринд Д. Влияние родительских стилей на развитие личности ребенка. – СПб.: Речь, 2006.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2008.
5.Варга А. Я., Столин В. В. Опросник детско-родительских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 2002.
6.Васильев В. Л. Психология личности: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2019.
7.Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 2005.
8.Дембо Т. В., Рубинштейн С. Я. Методика изучения самооценки // Вопросы психологии. – 2005. – №3.
9.Захаров А. И. Психология детско-родительских отношений. – СПб.: Питер, 2015.
10.Запорожец А. В. Развитие личности в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2010.
11.Иванова Т. В. Влияние школьной среды на формирование самооценки подростка // Вопросы психологии. – 2019. – №4.
12.Казанцева Г. Н. Психодиагностика самооценки личности. – М.: Академия, 2011.
13.Келли Д. Теория личностных конструктов. – СПб.: Питер, 2016.
14.Кольберг Л. Теория морального развития. – М.: Мир, 2014.
15.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2019.
16.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Наука, 2015.
17.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2021.
18.Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М.: Педагогика, 2018.
19.Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 2005.
20.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. – СПб.: Питер, 2020.
21.Розенберг М. Общество и подростковая самооценка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
22.Смирнова Л. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на формирование самооценки подростков // Психологические исследования. – 2021. – №1.
23.Смирнова Л. В. Влияние семейного воспитания на самооценку подростков // Психологические исследования. – 2020. – №1.
24.Смирнова Л. В. Роль детско-родительского взаимодействия в формировании самооценки подростков // Психологические исследования. – 2021. – №1.
25.Смирнова Л. В. Стиль воспитания и формирование личностных качеств подростков // Журнал экспериментальной психологии. – 2020. – №4.
26.Соколова Е. Т. Психология самооценки подростков. – М.: Академический проект, 2016.
27.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Мир, 2009.
28.Шафер Э. Детско-родительские отношения: диагностика и коррекция. – СПб.: Питер, 2016.
29.Шмелев А. Г. Психология восприятия. – М.: Академия, 2021.
30.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.