Фрагмент для ознакомления
2
Проблематика культуры творчества является важным направлением современных гуманитарных исследований. Понятие «культура творчества» объединяет два фундаментальных термина: «культура» и «творчество». Под культурой творчества понимается особая сфера человеческой деятельности, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, характеризующаяся высоким уровнем организации и актуализацией творческого потенциала личности.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, творчество представляет собой "деятельность человека, созидающую новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью" [15, c.315]. В этом контексте культура творчества выступает как системное образование, включающее в себя не только процесс создания нового, но и комплекс ценностных ориентаций, механизмов и технологий, обеспечивающих реализацию творческого потенциала индивида и общества.
Социально-культурная деятельность (СКД) представляет собой "процесс сохранения, освоения, производства и воспроизводства культурных ценностей различными социальными институтами, социальными группами и отдельными личностями". Это относительно новое направление исследования культуры, получившее теоретическое оформление в 90-х годах XX века [20].
Е.И. Григорьева определяет технологии СКД как "средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания" [5 c. 97]. Данное определение подчеркивает педагогическую составляющую социально-культурной деятельности и ее технологический характер.
Важно отметить, что социально-культурная деятельность включает в себя следующие структурные элементы: субъект, объект, цель, средства, результат, а также условия, в которых осуществляется деятельность. Такой подход позволяет рассматривать СКД как целостную систему, направленную на развитие личности и формирование культурной среды.
Е.И. Григорьева внесла значительный вклад в теоретическое осмысление сущности социально-культурной деятельности. В своей работе "Сущность СКД" она акцентирует внимание на технологическом аспекте социально-культурной деятельности, представляя ее как "системную и последовательную совокупность процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий" [5 c.74].
По мнению Григорьевой, технологии СКД включают следующие компоненты:
разработка концептуальной основы социокультурного проекта;
диагностика и прогнозирование;
четкая формулировка целей и задач;
отбор форм, методов, средств;
организация и управление, способствующие достижению прогнозируемого результата.
Особое значение в работах Григорьевой придается культуротворческим технологиям, которые "направлены на развитие личности и включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения". Тем не менее, исследователь отмечает определенные трудности в реализации данных технологий, связанные с недостаточной методологической разработанностью и отсутствием системного подхода к их внедрению [5].
Г.Н. Новикова рассматривает социально-культурную деятельность как систему управления социокультурными процессами. В своих работах она подчеркивает, что культуротворческие технологии направлены на создание и развитие культурных ценностей [13]. Значительным вкладом Новиковой является систематизация и классификация социально-культурных технологий, а также разработка методологических основ их применения.
Однако исследователь отмечает, что реализация культуротворческих технологий сталкивается с проблемами ресурсного обеспечения и уровня поддержки со стороны институтов культуры, что существенно ограничивает их потенциал.
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников определяют культуротворческие технологии как "технологии творческого развития детей, молодежи и взрослых, направленные на создание, обогащение, изучение, восстановление и сохранение культурных ценностей" [9 c. 18]. В их научных трудах представлена классификация культуротворческих технологий, включающая:
1. Технологии художественно-творческой деятельности;
2. Художественно-развивающие технологии;
3. Культуроохранные и этнокультурные технологии.
Киселева анализирует эволюцию культуротворческих технологий, отмечая переход от традиционных форм (художественная самодеятельность) к цифровым инструментам (виртуальные выставки, онлайн-проекты). Красильников фокусируется на практической реализации технологий, разрабатывая модели вовлечения молодежи в креативные проекты через игровые и интерактивные методы.
Тем не менее, исследователи указывают на проблемы теоретического осмысления культуротворческих технологий, связанные с их междисциплинарным характером и динамичным развитием в условиях цифровизации общества.
Современная теория культуротворческих технологий формировалась благодаря вкладу нескольких научных школ. Как отмечается в исследованиях, школа теории социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова [9,10], Ю.А. Стрельцова [16]; школа культурно-досуговой деятельности А.Д. Жаркова [6]; школа теории и практики социокультурного менеджмента В.М. Чижикова [17]; школа прикладной культурологии М.А. Ариарского [1] и др. внесли существенный вклад в развитие теоретических аспектов социально-культурной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
4. Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество: учеб. пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. – 225 с.
5. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 284 с.
6. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А.Д. Жарков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2002. – 288 с.
7. Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник / Л.С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2010. – 396 с.
8. Каменец, А.В. Основы культурологии: учеб. пособие / А.В. Каменец. – М.: РГСУ, 2005. – 237 с.
9. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
10. Красильников, Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: учеб. пособие / Ю.Д. Красильников. – М.: МГИК, 1993. – 73 с.
11. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
12. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.: СПбГУП, 1997. – 262 с.
13. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г.Н. Новикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2010. – 158 с.
14. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. пособие / О.В. Первушина. – Барнаул: АлтГАКИ, 2008. – 94 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
16. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.
17. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.
18. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2001. – 256 с.
19. Дюмазедье, Ж.Р. На пути к цивилизации досуга / Ж.Р. Дюмазедье // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. – 1993. – № 1. – С. 83-88.
20. Канов, Г.Л. Культура творческой деятельности в образовательном пространстве / Г.Л. Канов // Профессиональное образование и общество. – 2016. – № 3. – С. 179-184.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
22. Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 506 с.
23. Новикова, Г.Н. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью / Г.Н. Новикова // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 2. – С. 83-92.
24. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2000. – 204 с.
25. Соловьева, О.В. Культуротворческие технологии в работе с молодежью: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / О.В. Соловьева. – Тамбов, 2007. – 24 с.
26. ЮНЕСКО. Проект «Dive into Heritage» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.unesco.org/dive-into-heritage, свободный. – (Дата обращения: 15.03.2025).
27. Министерство культуры Российской Федерации. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/, свободный. – (Дата обращения: 15.03.2025).
28. Государственный Эрмитаж. Виртуальный визит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/, свободный. – (Дата обращения: 15.03.2025).
29. Культура.РФ. Портал культурного наследия России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/, свободный. – (Дата обращения: 15.03.2025).
30. Совет Европы по культуре и наследию. Отчет о цифровизации культурного наследия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/culture-and-heritage/publications, свободный. – (Дата обращения: 15.03.2025).