Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ 5
1.1 Теоретическое осмысление культуры и творчества 5
1.2 Переход от исторического к современному аспекту 11
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ 19
2.1 Технологии и реализация в СКД 19
2.2 Исследование реализации культурно-творческих технологий 22
2.3 Разработка программы по эффективному использованию частей проекта 27
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Приложение 1. Анкета для исследования вовлечённости молодёжи в этнокультурные проекты 38
Приложение 2. Процентные соотношения на основе проведённого анкетирования 40
Фрагмент для ознакомления
2
Е.И. Григорьев в своей работе «Сущность СКД» предлагает системный подход к пониманию социально-культурной деятельности. Исследователь рассматривает СКД как сложную структуру, включающую в себя взаимосвязанные элементы: субъект, объект, цель, средства и результат. Согласно Григорьеву, «Технология — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [5, c.21]. Данное определение отражает понимание СКД как совокупности педагогических технологий, охватывающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до его реализации. В нём подчёркивается системность и последовательность технологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий — от разработки концептуальной основы социокультурного проекта через диагностику и прогнозирование до формулирования целей и задач, отбора форм, методов и средств. Григорьев акцентирует внимание на том, что СКД способствует гармонизации отношений между человеком и окружающей средой через творчество и культуру. Исследователь выделяет несколько основных видов технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, управленческие, исследовательские, проектные, информационные, коммуникативные, этнокультурные и альтернативные (инновационные). Особое значение в контексте нашего исследования приобретают культуротворческие и этнокультурные технологии, которые направлены на сохранение и развитие культурного наследия [5].
Дмитрий Валерьевич Новиков, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории народной художественной культуры, в своих работах исследует символизм и неореализм в творчестве, уделяя особое внимание роли этнокультурных ценностей в формировании мировоззрения личности. Он рассматривает этническую историю как важный фактор культурного развития и подчёркивает значимость национально-культурных традиций народов мира. Научные интересы Новикова охватывают широкий спектр вопросов, связанных с этнокультурным образованием, международным культурным сотрудничеством и национальной культурной политикой. В своих исследованиях он анализирует механизмы трансляции культурных кодов через различные формы художественного творчества и обращает внимание на необходимость сохранения этнокультурной идентичности в условиях глобализации. Новиков подчёркивает, что этнокультурные ценности являются фундаментом для построения диалога между различными культурами и способствуют взаимопониманию между народами [15].
Сергей Киселёв акцентирует внимание на изучении этнокультурных традиций через призму художественного творчества. В его работах подчёркивается значимость народного искусства для сохранения национальной идентичности. Киселёв рассматривает фольклорные элементы как источник вдохновения для современного искусства и предлагает новые подходы к их интерпретации. Он исследует орнаментальное искусство как базовый элемент народного рукодельного творчества и переосмысливает его в контексте современной культуры. Киселёв развивает концепцию «абстрактного неофольклоризма», где фольклорные мотивы интерпретируются через призму современного восприятия мира и истории. Его подход позволяет увидеть, как этнокультурные традиции могут быть актуализированы в современном искусстве и способствовать формированию национального самосознания. Киселёв подчёркивает, что изучение особенностей этнокультурных традиций и фольклора требует глубокого погружения в культурный контекст, что позволяет художнику создавать произведения, отражающие духовную сущность народа [27].
Красильников в своих исследованиях акцентирует внимание на педагогических аспектах этнокультурного подхода. Он рассматривает вопросы формирования толерантности и этнического самосознания у молодёжи через приобщение к народной культуре. Красильников подчёркивает важность включения этнокультурного компонента в образовательный процесс и разрабатывает методики, направленные на воспитание уважения к традициям разных народов. Он отмечает, что этнокультурное образование способствует развитию творческого потенциала личности и формированию гуманистического мировоззрения. Важнейшим аспектом его исследований является изучение механизмов передачи культурного наследия от поколения к поколению и роли образовательных учреждений в этом процессе [9].
Работы этих исследователей формируют теоретическую основу для понимания сущности культуры и творчества в контексте социально-культурной деятельности. Они позволяют рассматривать культуру как многогранное явление, включающее в себя материальные и духовные ценности, а творчество — как высшую форму человеческой деятельности, направленную на создание нового и преобразование действительности.
Этнокультурные ценности представляют собой совокупность традиций, норм, обычаев и мировоззренческих установок, характерных для конкретного этноса. Они формируются в результате длительного исторического развития и передаются из поколения в поколение, обеспечивая преемственность культурного опыта. Согласно Л.Н. Гумилёву, этнокультурные ценности являются результатом взаимодействия природных, социальных и исторических факторов. Они отражают уникальный опыт адаптации этноса к окружающей среде и формируют особую картину мира, характерную для данной культуры [6]. Этнокультурные ценности играют важную роль в формировании идентичности личности, обеспечивая её связь с историческим прошлым и культурным наследием своего народа.
В гуманитарных науках этнокультурная традиция определяется как совокупность стереотипов и правил поведения, культурных канонов, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение. В искусствоведении понятие «этнокультурная традиция» рассматривается как важный стилеобразующий фактор, расширяющий возможности воплощения в изобразительном искусстве двух противоположных сущностей – уникального и универсального. Этнокультурные традиции проявляются в различных формах художественного творчества: наследование художественного опыта этнической культуры; исторически сложившиеся художественно-эстетические принципы отражения этнической картины мира в искусстве; изобразительно-выразительные средства, стилизующие формы этнического искусства [16].
Культура как понятие охватывает широкий спектр явлений, включая материальные и духовные ценности, созданные человеком в процессе его деятельности. Она представляет собой сложную систему, включающую в себя традиции, обычаи, искусство, науку, религию и другие формы общественного сознания. Культура выполняет важную функцию по передаче социального опыта от поколения к поколению и обеспечивает сохранение и развитие человеческого общества. Она является результатом творческой деятельности человека и одновременно средой, в которой эта деятельность осуществляется.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. — СПб.: ЭГО, 2001. — 287 с.
2. Бакланова, Т. И. Педагогика народного художественного творчества / Т. И. Бакланова. — СПб.: Планета музыки, 2017. — 160 с.
3. Бабарыкина, Н. В. Развитие этнокультурных ценностей студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Н. В. Бабарыкина. — Москва, 2021. — 26 с.
4. Беляева, Л. А. Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие / Л. А. Беляева, М. А. Беляева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 154 с.
5. Григорьев, Е. И. Сущность социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьев. — М.: Планета, 2014. — 210 с.
6. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — М.: Айрис-пресс, 2013. — 560 с.
7. Дайн, Г. Л. Игрушка – уроки этнокультуры / Г. Л. Дайн. — Сергиев Посад: Изд-во Сергиево-Посадского музея-заповедника, 2021. — 264 с.
8. Жарков, А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / А. Д. Жарков. — М.: МГУКИ, 2012. — 480 с.
9. Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Ю. Д. Красильников. — М.: МГУКИ, 2010. — 427 с.
10. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. — М.: АСТ, 2011. — 512 с.
11. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. — М.: О.Г.И., 2005. — 184 с.
12. Шпикалова, Т. Я. Этнохудожественное образование в современной России: опыт, проблемы, перспективы / Т. Я. Шпикалова // Педагогика искусства. — 2021. — № 1. — С. 26-32.
13. Морган, Л. Г. Древнее общество / Л. Г. Морган. — М.: КРАСАНД, 2012. — 350 с.
14. Новиков, А. В. Этнокультурное взаимодействие казымских хантов и восточнославянского населения в ХVIII – ХIХ вв. / А. В. Новиков // Современные проблемы археологии России: материалы Всероссийского археологического съезда. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2006. — Т. 2. — С. 172–174.
15. Носович, И. И. Белорусские народные песни / И. И. Носович. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1874. — 585 с.
16. Попова, А. П. К вопросу развития этнокультурных ценностей подростков в библиотеке / А. П. Попова // Вестник Челябинского государственного института культуры. — 2022. — № 2 (60). — С. 102–107.
17. Протасова, Н. Г. Формирование этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Н. Г. Протасова. — Москва, 2019. — 215 с.
18. Радклифф-Браун, А. Р. Структура и функция в примитивном обществе / А. Р. Радклифф-Браун. — М.: Восточная литература, 2001. — 304 с.
19. Стрельцова, Е. Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: монография / Е. Ю. Стрельцова. — М.: МГУКИ, 2007. — 184 с.
20. Тихонова, О. Г. Аспекты этнокультурных ценностей в стратегии создания авторского бренда / О. Г. Тихонова, И. Н. Савельева // Костюмология. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 1–12.
21. Уайт, Л. А. Избранное: Наука о культуре / Л. А. Уайт. — М.: РОССПЭН, 2004. — 960 с.
22. Чебоксаров, Н. Н. Народы, расы, культуры / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. — М.: Наука, 1985. — 272 с.
23. Шейн, П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края / П. В. Шейн. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1887. — Т. 1, ч. 1. — 585 с.
24. Шпикалова, Т. Я. Этнохудожественное образование в современной России: опыт, проблемы, перспективы / Т. Я. Шпикалова // Педагогика искусства. — 2021. — № 1. — С. 26-32.
25. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях: монография / под ред. М. И. Долженковой. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2015. — 186 с.
26. Григорьева, Е. И. Технологии социально-культурной деятельности учебное пособие / Е. И. Григорьева. — URL: https://studfile.net/preview/9443456/page:9/ (дата обращения: 15.03.2025). — Текст: электронный.
27. Киселёв, С. Н. Поэтика абстрактного неофольклоризма: выставка произведений / С. Н. Киселёв // Санкт-Петербургский Союз художников. — 2024. — URL: https://spbsh.ru/sergej-kiselyov/ (дата обращения: 15.03.2025). — Текст: электронный.
28. Фадеева, М. А. Актуальные проблемы этнокультурного образования: учебно-методическое пособие для студентов / М. А. Фадеева. — Саратов: СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2017. — 66 с. — URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1881.pdf (дата обращения: 15.03.2025). — Текст: электронный.
29. UNESCO. Projects on creativity and cultural development / UNESCO. — URL: https://www.unesco.org/creativity/en/projects (дата обращения: 15.03.2025). — Текст: электронный.