Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема беженцев и лиц, вынужденных покинуть свои дома, выделяется своей остротой и многогранностью. Мировые конфликты, нестабильная политическая обстановка, экономические потрясения и природные катаклизмы заставляют миллионы людей искать убежище и защиту вдали от родных мест. Российская Федерация, учитывая свое географическое положение и исторические особенности, играет роль страны, принимающей значительное количество этих людей. В связи с этим, вопросы правового регулирования социальной поддержки данных категорий населения становятся особенно важными и актуальными.
Социальная работа с беженцами и вынужденными мигрантами представляет собой многоаспектную деятельность, направленную на оказание помощи и поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации из-за вынужденного переезда. Эта работа включает в себя широкий спектр услуг: от предоставления первоначальной помощи и временного проживания до содействия в адаптации к новым условиям жизни. Успех социальной работы напрямую зависит от ясности и полноты правовых норм, определяющих права и обязанности как самих беженцев и вынужденных переселенцев, так и государственных органов, и организаций, оказывающих им поддержку.
В настоящее время в Российской Федерации создана определенная законодательная база, регулирующая вопросы предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, а также оказания им социальной помощи. Однако, анализ существующего законодательства показывает наличие ряда проблем и несоответствий, которые снижают эффективность социальной работы и затрудняют адаптацию беженцев и вынужденных мигрантов в российское общество. Среди этих проблем можно выделить несовершенство процедур определения статуса, недостаточное финансирование социальных программ, отсутствие унифицированных стандартов социальной помощи, а также трудности в обеспечении прав беженцев и вынужденных переселенцев на получение образования, медицинской помощи и трудоустройство.
Цель исследования – анализ правового обеспечения социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, а также оказания им социальной поддержки.
В рамках достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
определить причины и понятие миграции;
изучить социальные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев;
проанализировать нормативно-правовую базу правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев;
рассмотреть государственные меры помощи беженцев и вынужденных переселенцев;
Теоретическая значимость заключается в обобщение и накопление опыта в работе социального работника с беженцами и вынужденными переселенцами.
Практическая значимость заключается в том, что материал данной работы может быть использован социальным работником в рамках социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Методы исследования. Анализ нормативно-правовых документов, научная литература, статистика данных, сравнение, обобщение.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
1.1 Причины и понятия миграции
Перемещение людей, как фундаментальный аспект истории человечества и географии, представляет собой комплексный и многоаспектный процесс, детерминированный взаимодействием экономических, общественных, политических, экологических и индивидуальных факторов. В самом широком смысле, под миграцией понимается изменение места жительства, осуществляемое индивидами с целью установления нового места постоянного или временного пребывания. Данное перемещение может носить как внутренний характер, реализуясь в пределах одного государства, так и международный, подразумевая пересечение государственных рубежей [25; 12]. Углубленное осмысление причин и сущности миграции является необходимым условием для формирования результативной политики, ориентированной на регулирование миграционных потоков, адаптацию мигрантов в новые социумы и нивелирование негативных последствий, сопряженных с миграцией.
Одним из ключевых стимулов миграции является экономическая составляющая. Диспропорции в уровне экономического развития между государствами и регионами формируют мощные мотивы для миграции в стремлении к более перспективным возможностям трудоустройства, более высокой оплате труда и улучшению жизненных условий. Зачастую люди мигрируют из регионов с ограниченными экономическими перспективами, значительным уровнем безработицы и низкими доходами в регионы с более развитой экономикой, где они могут найти работу и улучшить свое материальное положение. Экономическая миграция может принимать разнообразные формы, включая трудовую миграцию, когда индивиды переезжают для выполнения трудовой деятельности на определенный период или на постоянной основе, и предпринимательскую миграцию, когда индивиды переезжают с целью создания собственного бизнеса [26; 6].
Общественные факторы также играют значимую роль в миграционных процессах. Миграция нередко мотивирована стремлением к улучшению качества жизни, получению доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным благам. Индивиды могут мигрировать с целью воссоединения с родственниками и друзьями, которые уже перебрались в другое место, или для избежания общественной дискриминации и преследований. Социальные сети и объединения мигрантов играют существенную роль в облегчении миграции, предоставляя сведения, поддержку и помощь новым мигрантам. Культурные аспекты, такие как язык, вероисповедание и традиции, также могут оказывать влияние на выбор места назначения мигрантов [26; 7].
Политические факторы могут выступать в качестве мощного катализатора миграции. Вооруженные конфликты, политическая нестабильность, нарушения прав человека и преследования могут вынуждать людей покидать свои дома и искать убежище в других государствах. Беженцы и лица, ищущие убежища, представляют собой особую категорию мигрантов, нуждающихся в международной защите. Политические факторы также могут включать в себя миграционную политику государств, которая может способствовать или ограничивать миграцию [22; 21]. Визовые режимы, иммиграционные квоты и иные меры контроля за миграцией могут существенно воздействовать на миграционные потоки.
Экологические факторы приобретают все большее значение в контексте миграции. Изменение климата, природные катаклизмы, деградация земель и дефицит ресурсов могут вынуждать людей покидать свои дома и искать новые места для проживания. Экологическая миграция может принимать различные формы, включая перемещение внутри страны, когда люди переезжают из одного региона в другой в пределах своей страны, и международную миграцию, когда люди переезжают в другие страны. Экологические мигранты зачастую являются наиболее уязвимыми группами населения, нуждающимися в особой защите и помощи.
Индивидуальные факторы также играют важную роль в принятии решения о миграции. Личные устремления, мечты и цели могут побудить людей покинуть свои дома и искать новые возможности в других местах. Некоторые люди мигрируют в поисках приключений, новых впечатлений и личностного роста. Другие мигрируют, чтобы получить образование, пройти обучение или начать карьеру. Личные факторы могут быть тесно связаны с экономическими, социальными, политическими и экологическими факторами, но они также могут быть независимыми и уникальными для каждого человека.
Концепция миграции охватывает широкий спектр различных форм и типов миграции. Помимо уже упомянутых экономической, социальной, политической и экологической миграции, существуют и другие важные категории миграции. Временная миграция, когда люди переезжают на определенный срок, например, для работы или учебы, отличается от постоянной миграции, когда люди переезжают на постоянное место жительства. Добровольная миграция, когда люди переезжают по собственному желанию, отличается от вынужденной миграции, когда люди вынуждены покинуть свои дома из-за угроз и опасностей. Легальная миграция, когда люди переезжают в соответствии с законами и правилами страны назначения, отличается от нелегальной миграции, когда люди переезжают без необходимых документов и разрешений [24; 5].
Важно также различать различные типы мигрантов. Трудовые мигранты – это люди, которые переезжают в другую страну или регион для работы. Студенты – это люди, которые переезжают в другую страну или регион для учебы. Беженцы – это люди, которые покинули свою страну из-за опасений преследований или насилия. Лица, ищущие убежища, – это люди, которые обратились за защитой в другую страну, но их статус еще не определен. Члены семьи – это люди, которые переезжают в другую страну или регион для воссоединения с семьей [22; 19].
Миграция оказывает глубокое воздействие как на страны происхождения, так и на страны назначения. В странах происхождения миграция может приводить к потере квалифицированной рабочей силы, утечке мозгов и сокращению населения. Однако миграция также может приносить пользу странам происхождения в виде денежных переводов от мигрантов, которые могут способствовать экономическому развитию и сокращению бедности. В странах назначения миграция может способствовать экономическому росту, заполнению дефицита рабочей силы и культурному обогащению. Однако миграция также может создавать проблемы в странах назначения, такие как перенаселенность, конкуренция за рабочие места и социальная напряженность.
Регулирование миграцией является сложной задачей, требующей комплексного и многостороннего подхода. Необходимо разрабатывать и реализовывать политику, которая будет способствовать легальной миграции, защищать права мигрантов, интегрировать мигрантов в новые общества и смягчать негативные последствия миграции. Важно также сотрудничать с другими странами и международными организациями для решения проблем, связанных с миграцией. Международное сотрудничество может включать в себя обмен информацией, координацию политики и оказание помощи странам, сталкивающимся с миграционными проблемами.
Таким образом, миграция – это сложное и многогранное явление, обусловленное переплетением экономических, социальных, политических, экологических и личных факторов. Глубокое понимание причин и понятий миграции является ключом к формированию эффективной политики, направленной на управление миграционными потоками, интеграцию мигрантов в новые общества и смягчение негативных последствий, связанных с миграцией. Управление миграцией требует комплексного и многостороннего подхода, основанного на сотрудничестве между странами и международными организациями. Миграция может быть источником как возможностей, так и проблем, и только эффективное управление миграционными процессами может позволить максимизировать выгоды и минимизировать риски, связанные с миграцией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948): послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 25.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
2. Конвенция о статусе беженцев (заключена в Женеве 28.07.1951): послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 24.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
3. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
4. Российская Федерация. Законы. О страховых пенсиях: Федер. закон № 400-ФЗ: принят Государственной Думой 28 декабря 2013 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года: послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70552648/ (дата обращения: 25.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон N 273-ФЗ: принят Государственной Думой 29 декабря 2012 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70552650/ (дата обращения: 27.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
6. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон № 323-ФЗ принят Государственной Думой 21 ноября 2011 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70554550/ (дата обращения: 24.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
7. Российская Федерация. Законы. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федер. закон № 210-ФЗ принят Государственной Думой 27 июля 2010 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70554550/ (дата обращения: 24.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
8. Российская Федерация. Законы. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федер. закон №326-ФЗ принят Государственной Думой 29 ноября 2010 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70567550/ (дата обращения: 26.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
9. Российская Федерация. Законы. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации Федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ принят Государственной Думой 2 мая 2006 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70567567/ (дата обращения: 23.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
10. Российская Федерация. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федер. закон от № 115-ФЗ принят Государственной Думой 25 июля 2002 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70567567/ (дата обращения: 23.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
11. Российская Федерация. Законы. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федер. закон № 99-ФЗ принят Государственной Думой 24 апреля 1999 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/70567567/ (дата обращения: 23.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
12. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон г. № 181-ФЗ принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/7057898/ (дата обращения: 27.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
13. Российская Федерация. Законы. О вынужденных переселенцах: Федер. закон № 4530-1 принят Государственной Думой 19 февраля 1993 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https://base.garant.ru/7057898/ (дата обращения: 24.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
14. Российская Федерация. Законы. О беженцах: Федер. закон № 4528-1 принят Государственной Думой 19 февраля 1993 года послед. ред.: ГАРАНТ: сайт. URL: https:// https://base.garant.ru/10105682/ (дата обращения: 24.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
15. Российская Федерация. Президент Российской Федерации. Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы: указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 №622 // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405714/ (дата обращения: 27.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
16. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. О порядке оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 595// КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55760/ (дата обращения: 23.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
17. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Об удостоверении беженца: постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 356 // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59860/ (дата обращения: 23.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
18. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60760/ (дата обращения: 25.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
19. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. О порядке предоставления временного убежища на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60760/ (дата обращения: 25.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
20. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2020 №929н/1345н «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2020 №929н/1345н // Гарант: сайт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400644575/ (дата обращения: 27.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
21. Российская Федерация. Министерство здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 №108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации // Гарант: сайт. URL: https://base.garant.ru/72243038/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.03.2025). Режим доступа: свободный доступ.
22. Алешковский, И.А. Миграция и развитие: глобальные вызовы и возможности для России / И.А. Алешковский, Е.М. Деминцева, М.В. Хованская. - Москва: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2022. - 272 с.
23. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации: правовые, социальные и экономические проблемы / Под ред. М.В. Баглая. - Москва: Юристъ, 2021. - 352 с.
24. Бреев, Б.Д. Миграция населения и ее влияние на социально-экономическое развитие России / Б.Д. Бреев // Народонаселение. - 2024. - № 4. - С. 4-16.
25. Витковская, Г.В. Вынужденная миграция: причины, последствия, проблемы / Г.В. Витковская. - Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2023. - 160 с.
26. Денисенко, М.Б. Международная миграция в России: тенденции и перспективы / М.Б. Денисенко // Мир перемен. - 2021. - № 2. - С. 6-23.
27. Дмитриев, А.В. Миграция и этнические конфликты / А.В. Дмитриев // Социологические исследования. - 2021. - № 10. - С. 56-63.
28. Зайончковская, Ж.А. Миграция населения: теория, политика / Ж.А. Зайончковская. - Москва: Центр миграционных исследований, 2022. - 288 с.
29. Ивахнюк, И.В. Глобализация и международная миграция / И.В. Ивахнюк. - Москва: Теис, 2024. - 240 с.
30. Мукомель, В.И. Миграционная политика: критерии эффективности / В.И. Мукомель. - Москва: Институт социологии РАН, 2023. - 200 с.
31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.03.2023).
32. Официальный сайт Европейского союза [Электронный ресурс]. – URL: https://commission.europa.eu/index_en (дата обращения: 15.03.2023).
33. Полетаев, Д.В. Международная миграция: учебное пособие / Д.В. Полетаев. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. - 272 с.
34. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2024. - 256 с.
35. Тюрюканова, Е.В. Незаконная миграция в России: масштабы, тенденции, последствия / Е.В. Тюрюканова // Миграционное право. - 2022. - № 3. - С. 2-7.