Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе использование наглядных средств являются отличным инструментом обучения подрастающего поколения. Задача учителя сегодня, состоит в том, чтобы адаптировать новые технологии на уроке, успешно сочетая их с традиционными методами преподавания.
Однако в современной образовательной системе недостаточно задействованы технологии, что приводит к тому, что учителям не всегда удается учитывать индивидуальные особенности восприятия учебного материала обучающимися, что приводит к отсутствию внимания и желания учиться со стороны обучающихся.
Обучающиеся перестают воспринимать традиционную подачу учебного материала и стремятся познать новые способы восприятия информации. Важно донести до обучающихся новую тему по учебной программе для успешного и точного понимания информации.
Как выйти из сложившейся ситуации и сделать так, чтобы учебный материал был представлен просто, имел адекватное содержании, а формы представления были понятными.
В решении данной проблемы может помочь наглядность - актуальное средство обучения, которое широко применяется в самых разнообразных видах человеческой деятельности, и в том числе, в процессе обучения иностранному языку.
Объектом исследования является процесс использования наглядности в обучении иностранным языкам на старшем этапе в школе.
Предметом исследования являются наглядные средства обучения иностранным языкам на старшем этапе в школе.
Цель: Изучить роль наглядности в обучении иностранным языкам на старшем этапе в школе.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие наглядных средств обучения и специфика их использования при обучении иностранному языку.
2.Выделить способы реализации принципа наглядности в процессе на уроках иностранного языка в старших классах.
3.Рассмотреть приемы использования комиксов на организационно-мотивационном этапе урока.
4.Выделить приемы использования комиксов на этапе активации лексико-грамматических навыков.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования, обусловленные его предметом, целями и задачами: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при обучении на старшем этапе в школе.
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку с использованием наглядных средств обучения
1.1. Понятие наглядных средств обучения и специфика их использования при обучении иностранному языку
Понятие наглядности относится к способности воспринимать информацию через визуальные образы, схемы, графики или другие средства, которые делают информацию более доступной и понятной. В педагогическом контексте наглядность играет ключевую роль в процессе обучения, поскольку позволяет учащимся легче усваивать сложные концепции и идеи.
Наглядность способствует созданию более яркого и насыщенного учебного процесса. Использование графических элементов, таких как иллюстрации, диаграммы, таблицы и схемы, помогает представлять информацию в структурированном виде, что снижает когнитивную нагрузку на учащихся. Когда сложные идеи визуализируются, они становятся более осязаемыми и легче воспринимаемыми.
Помимо упрощения усвоения материала, наглядность служит мощным инструментом для запоминания информации. Люди склонны лучше запоминать визуальные образы, чем абстрактные концепты или длинные тексты. Эта характеристика объясняет, почему учебные материалы, содержащие изображения или графические элементы, зачастую оказываются более эффективными в сравнении с традиционными текстовыми ресурсами.
Кроме того, наглядность помогает установить связи между различными элементами знания, показывая, как они взаимосвязаны. Например, в науке концепции могут быть представлены в виде схем, которые иллюстрируют процессы или циклы, тем самым облегчая понимание связи между ними.
Важным аспектом наглядности является также ее способность способствовать активному участию учеников. Визуальные материалы могут быть использованы для интерактивной работы, стимуляции обсуждений и совместных проектов, что создает более динамичную учебную среду[9].
В целом, наглядность является незаменимым компонентом обучения, поскольку она повышает уровень вовлеченности, делает информацию более доступной и способствует лучшему пониманию и запоминанию знаний.
Исследователи Голубев О. Б. и Горохова Ю. А. считают, что «наглядность как визуально упрощенное представление сложных данных, направлено на привлечение внимания и передачу информации в понятной и доступной форме» [5].
В образовательной деятельности наглядность помогает определить цель урока, поставить задачи для достижения цели, запланировать виды деятельности на каждом этапе, показать предметное содержание.
Используя наглядность, педагог может осуществлять организацию как познавательной деятельности, направленной на приобретение обучающимися содержательного контента предметной области, так и направлять работу со знаково-символическими моделями (формулы, выводы), способствующих формированию побудительного мотива к обучению предмета в процессе и развитию дальнейшей образовательной мотивации учащегося в целом [6].
По классификации Шалыгиной Е. А. существуют следующие виды наглядности:
1.Образно-художественная (карта, картинка, рисунок, фотографика, видеофрагменты, макеты, компьютерная графика);
2.Научно-исследовательская (график, диаграмма, схема, таблица, шкала, опорный конспект) [4, с. 46].
Для внедрения наглядности в учебный процесс, целесообразно использовать следующие принципы:
Рис. 1 Принципы наглядности
Основной принцип наглядности заключается в создании наглядных изображений, которые способствуют развитию визуального мышления через использование структурных схем и наглядных образов. Качественная, стильная и профессионально выполненная презентация способствует развитию аккуратности и формирует эстетическое восприятие учащихся.
Второй принцип - принцип доступности подразумевает, что наглядность должна быть простой для восприятия и понимания читателями. Необходимо использовать понятный язык, упрощенные графические элементы и структуру, чтобы сделать информацию доступной и привлекательной для широкой аудитории.
Третий принцип, являющийся не менее значащим аспектом, является принцип сознательности и активности, который подразумевает, что при правильном выборе цветовой гаммы, ярких иллюстраций и эффективных визуальных элементов наглядности привлекает внимание читателя и вызывает у него интерес.
Еще одним важным принципом является сочетание теории с практикой, что означает, что наглядность должна сочетать в себе не только теоретические аспекты, но и практическое применение, так как информация должна быть полезной и приемлемой на практике в реальной жизни.
Для создания графической наглядности, помимо принципов, необходимо знать специфические характеристики наглядности, а именно упрощенность в презентации, адаптивность (учёт уровня знаний, обучающихся), структурность содержания, отличающие наглядность от других средств обучения иностранному языку.
Для создания качественной и эффективной наглядности, не нужно быть специалистом по дизайну.
Наглядность создается учителем самостоятельно по той или иной теме, соответствующей рабочей программе языковой дисциплины. Благодаря графической наглядности намного легче управлять вниманием обучающихся на протяжении всего урока, что способствует более эффективному восприятию и усвоению учебного материала. Представление информации в виде наглядности оказывает положительное воздействие на каждом этапе практического занятия: начиная с актуализации знаний, умений и навыков и заканчивая закреплением или изучением нового материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что наглядность - мощный инструмент наглядной информации, который предоставляет широкий спектр преимуществ для успешного обучения иностранному языку.
Таким образом, наглядность является простым и удобным способом передачи больших объемов информации и позволяет использовать все преимущества ее передачи. Дальнейшее исследование и практическое использование в образовательной среде поможет дополнительно развивать этот метод обучения и применять его с максимальным эффектом в учебном процессе.
1.2. Способы реализации принципа наглядности в процессе на уроках иностранного языка в старших классах
На протяжении многих столетий, с момента выхода в свет в XVII веке книги чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», наглядность всегда считалась основным дидактическим принципом, поскольку, благодаря ей, в образовательный процесс включается работа всех органов чувств обучающегося, что создает условия для лучшего овладения учебным материалом. Данное положение подтверждается теми видами наглядности, которые выделил Я.А. Коменский: предметная (языковая) наглядность, изобразительная наглядность, наглядность действием, звуковая наглядность и контекстуальная наглядность [3, с. 385].
В иноязычном образовании важность наглядности невозможно переоценить, поэтому проблема использования различных средств наглядности постоянно находится в поле зрения исследователей в области методики преподавания иностранных языков и лингвистов.
В современных условиях информатизации общества и широкого распространения «клипового мышления» среди обучающихся, наглядность приобретает ключевое значение. Неслучайно, современные ученые все чаще рассматривают новые виды наглядности, в частности, цифровую [2], предлагают необычные средства наглядности, например, креолизованные тексты - рекламные тексты и комиксы [1; 5]. Особое внимание уделяется иллюстративной наглядности [7] и музыкальной наглядности [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Авилкина И. Н. Использование комиксов на занятиях по иностранному языку // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2024. С. 284-286.
2.Авсеенкова Т Б. Комикс как компонент обучения иностранному языку // Современные технологии профессионального образования: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-метод. конф.; Урал. гос. лесотех. ун-т. Екатеринбург, 2024. С. 132-135.
3.Аксенова М. В. Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты // Молодой ученый. 2023. № 44. С. 77-79.
4.Бережнова, О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О. В. Бережнова. - Ростов-н/Д., 2023. - 188 с. - Текст: непосредственный.
5.Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с.
6.Голубев, O. Б. Дидактические особенности применения образовательной инфографики в учебном процессе / O. Б. Г олубев, Ю. А. Г орохова // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 3. - URL:https://cyberleninka.ru/arti- cle/n/didakticheskie-osobennosti-primeneniya obrazovatelnoy-infografiki-v- uchebnom-protsesse
7.Гончарова А.А. Использование опор при обучении диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка / А.А. Гончарова, Д.Н. Соловьев // Новые технологии в обучении иностранным языкам. – Омск: Изд-во Ом. гос. унта, 2020. – С. 43-48.
8.Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2021. - 382 с.
9.Иванченко Т. А. Цифровая наглядность в обучении иностранным языкам // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2022. - № 2 (78). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-naglyadnost- v-obuchenii-inostrannym-yazykam
10.Козлов Е. В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф. Волгоград: ВолГУ, 2022. 183 с.
11.Куклина С.С. Опытная проверка комплекса опор для обучения школьников монологической речи на иностранном языке / С.С. Куклина, Е.В. Лусникова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2020): [электрон.] сб. ст.: в 2 т. – Киров, 2020. – Т. 1. – С. 364-371.
12.Кунин В.И. Обучение монологическому высказыванию на основе логико-синтаксических схем // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. Воронеж, 2020. - С. 15 -19.
13.Меликян А. В., Максименко Ю. Б. Применение комиксов на уроках английского языка в старших классах // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т 19, № 2. С. 97-105.
14.Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Ростов н/Дону; Москва: Глосса-Пресс, 2019. - 640 с.
15.Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. – М: Глосса-Пресс, 2020. – 640 с.
16.Полозова К. А., Королёва С. Б. Использование комиксов в обучении русскому языку как иностранному // Кронос: психология и педагогика. - 2020. - №2 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-komiksov-v-obuchenii-russkomu-yazyku- kak-inostrannomu
17.Селеменев, С. В. Школьная инфографика / С. В. Селеменев // Образование в современной школе. - 2019 - № 2. - С. 34-42. - Текст: непосредственный.
18.Смикиклас, М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений / М. Смикиклас. - Санкт-Петербург: Питер, 2022. - 152 с. - Текст: непосредственный.
19.Телегина О. В., Архипова М. В., Жерновая О. Р. Роль музыкальной наглядности в обучении иностранным языкам // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzykalnoy- naglyadnosti-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
20.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938
21.Шалыгина, Е. А. Графическая наглядность как средство развития познавательного интереса подростков: автореферат дисссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. А. Шалыгина. - Волгоград, 2018. - 28 с.
22.Шевченко О. М. Формирование языковой и лингвистической компетенций в отечественной и зарубежной практике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 5. С. 24-37.
23.Щукин А. Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. учреждений высш. образования / А. Н. Щукин, Г. М.Фролова. — М.: Издательский центр «Академия», 2022. — 288 с.