Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Пояснительная записка курса внеурочной деятельности «В мире животных»
2 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире животных»
3 Содержание курса внеурочной деятельности «В мире животных»
4 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире животных»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. «Титульный лист программы курса внеурочной деятелньости «В мире животных»
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Экологическое образование играет важную роль в формировании личности ребенка. Оно закладывает основы для формирования правильного отношения к природе, учит уважению и заботе о живых существах. Сегодня, когда человечество сталкивается с глобальными проблемами экологии — от изменения климата до исчезновения видов животных, особенно важно прививать детям понимание ценности природы и ответственности перед ней [3].
Младшие школьники обладают уникальной способностью воспринимать и усваивать новую информацию. Они открыты для познания мира, проявляют искренний интерес ко всему новому и необычному. Животные вызывают у них особое восхищение и любопытство. Именно в этот период формируются базовые установки и привычки, которые могут остаться с ребенком на всю жизнь. Поэтому внеурочные занятия, посвященные животному миру, являются идеальным способом развить у детей любовь и уважение к природе [4].
Внеурочная деятельность позволяет расширить рамки традиционного учебного процесса и предложить ученикам разнообразные формы взаимодействия с материалом. Занятия по курсу «В мире животных» могут включать не только теоретический материал, но и увлекательные практические задания, экскурсии, игры и проекты. Это делает процесс обучения интересным и запоминающимся, способствуя глубокому усвоению знаний и развитию познавательного интереса [2].
Современные образовательные стандарты акцентируют внимание на интеграции различных дисциплин и развитии у детей критического мышления, самостоятельности и креативности. Курс «В мире животных» может стать площадкой для реализации этих принципов. Через изучение животных дети смогут познакомиться с основами биологии, географии, экологии и даже искусства, развивая междисциплинарное мышление [5].
Проектирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «В мире животных» для 3 класса актуально потому, что оно соответствует современным образовательным стандартам, учитывает возрастные особенности детей и способствует формированию экологически ответственного мировоззрения. Этот курс позволит детям глубже понять природу, развить важные личностные качества и заложит основу для дальнейшего экологического образования.
Цель: Разработка и внедрение рабочей программы курса внеурочной деятельности «В мире животных» для учеников 3-го класса, направленной на формирование экологической культуры через изучение животного мира и взаимодействие с ним.
Объектом данного курсового проекта является процесс формирования экологической культуры у младших школьников посредством организации и проведения внеурочных занятий.
Предметом исследования выступает разработка и содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «В мире животных» для учащихся 3-го класса, направленного на повышение уровня экологической грамотности и воспитание бережного отношения к природе.
Для достижения поставленных целей выдвинуты следующие задачи:
1.Изучение потребностей и интересов учащихся: Проведение анализа возрастных особенностей и предпочтений детей младшего школьного возраста для адаптации содержания курса.
2.Разработка структуры и содержания курса: Создание плана занятий, включающего теоретические и практические элементы, направленные на знакомство с разнообразием животного мира.
3.Интеграция межпредметных связей: Обеспечение взаимосвязи с основными школьными предметами (биология, экология, литература и др.) для комплексного подхода к обучению.
4.Организация практических мероприятий: Разработка и проведение экскурсий, наблюдений в природе, экспериментов и проектов, направленных на практическое применение полученных знаний.
5.Мониторинг эффективности: Оценка результатов внедрения программы путем наблюдения за изменениями в уровне экологической грамотности и заинтересованности учащихся.
Методы исследования:
Анализ литературных источников для изучения существующих подходов к экологическому воспитанию и разработке учебных программ.
Наблюдение за учащимися во время проведения занятий для оценки их вовлеченности и понимания материала.
Анкетирование и опросы среди учащихся для выявления уровня удовлетворённости программой и её влияния на экологическую культуру.
Экспериментальные методы, такие как проведение практических занятий и оценка их результативности.
Сравнительный анализ результатов до и после внедрения программы для определения её эффективности.
1пояснительная записка курса внеурочной деятельности «В мире животных»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире животных» для обучающихся 3 класса разработана на основе следующих документов:
Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2021г. № 273;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2022г. № 115;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286;
-Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» от 16.11.2022 N 992.
Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28.
«В мире животных» является как прикладным, так и теоретическим курсом, реализующим интересы обучающихся 3 класса. В ходе изучения курса могут использоваться следующие пособия:
1.Карышева Е.Н. Окружающий мир с увлечением. Методическое пособие. 2–4 класс – М.: Планета;
2.Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Место курса в образовательной системе:
Курс внеурочной деятельности «В мире животных» реализуется в 3 классе, 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Цель изучения курса «В мире животных»:
Формирование экологической культуры, расширение знаний о животном мире и развитие познавательного интереса к природе.
Задачи изучения курса «В мире животных»:
1.Ознакомление с многообразием животного мира: Формирование представлений о различных видах животных, их особенностях и местах обитания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
2.Астахова Н. И. (2.3, 2.7), Гиенко Л. Н. (2.5, 2.6), Куликова Л. Г. Технологии внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] : учебное пособие. – Барнаул : АлтГПУ, 2019
3.Дроздова М. В. Экологическое образование - основа экологического благополучия // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-osnova-ekologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения: 14.03.2025).
4.Железниченко Ю. А., Шадрова В. И. Технология проблемного обучения на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 2. С. 80–85.
5.Пинская М. А., Михайлова А. М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. :Корпорация «Российский учебник», 2019 — 76, [4] с.