Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Флора дендросада в учебной и внеучебной деятельности ....................6
1.1 Роль дендросада в формировании биологической компетентности школьников..............................................................................................................6
1.2 Методика интеграции флоры дендросада в учебный процесс.....................10
Глава 2 ....................................................................................................................19
2.1 ...........................................................................................................................19
2.2 ...........................................................................................................................22
Заключение.............................................................................................................39
Список использованных источников...................................................................41
Фрагмент для ознакомления
2
Дендрарий представляет собой специализированную природно-ландшафтную территорию, предназначенную для выращивания и изучения древесных растений (деревьев, кустарников, лиан) в условиях открытого грунта. В зависимости от целей создания, дендрарии могут выполнять научные, образовательные, культурно-просветительские или производственные функции. Часто они являются частью ботанических садов, где коллекционируются растения для исследований и сохранения биоразнообразия. Сам термин «дендрарий» был введён в научный оборот шотландским ботаником Джоном Клавдием Лаудоном в XIX веке, чьи работы заложили основы ландшафтной архитектуры и систематизации древесных коллекций [7].
Дендрарий имеет свои разновидности, например, дендропарк — гибридная форма, совмещающая научно-образовательную функцию с рекреационной. Такие территории открыты для публики и сочетают коллекции растений с зонами отдыха, что способствует экологическому просвещению через непосредственный контакт с природой. В данном исследовании нас интересует такая разновидность дендрария как дендросад — компактный учебно-исследовательский комплекс, созданный для системного изучения древесной флоры в контексте школьного или вузовского образования. В отличие от классического дендрария, он фокусируется на формировании у учащихся практических навыков (определение видов, мониторинг экологических процессов) и служит площадкой для реализации проектной деятельности, объединяющей биологию, экологию и ландшафтный дизайн.
Исследователи, такие как Куликова О.Н., Гостева Т.. И др., выделяют следующие ключевые преимущества дендрариев:
1) Систематизация растений — группировка по семействам, географическому происхождению или экологическим признакам (например, «участок дальневосточной флоры»).
2) Научная ценность — изучение редких видов (гинкго двулопастный, бархат амурский), селекционных гибридов, а также патогенов (грибы-паразиты, насекомые-вредители).
3) Образовательный потенциал — проведение экскурсий, полевых практик и мастер-классов по дендрохронологии, интродукции, методам лечения деревьев [3; 7].
Так, в дендрариях часто создаются «живые лаборатории», где школьники наблюдают, как годичные кольца сосны отражают климатические изменения, или изучают механизмы распространения инвазивных видов, таких как клён ясенелистный.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенов П. А. Использование коллекции дендросада МФ МГТУ им. Н. Э. Баумана в экологическом просвещении школьников / П. А. Аксенов // Принципы и способы сохранения биоразнообразия. — 2019. — С. 43-45.
2. Галишева М. С. Развитие исследовательской компетентности школьников в процессе обучения биологии на основе реализации принципа дополнительности : автореф...дис.к.б.н. М.: 2022. —34 с.
3. Куликова О. Н. Тематические экспозиции дендрологического сада им. С. Ф. Харитонова и их роль в эколого-просветительской деятельности / О. Н. Куликова // Ботанические сады в современном мире. — 2023. — С. 54-67.
4. Никишова Е. А. Биология (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования / Е. А. Никишова. — 2022. — 170 с.
5. Новгородские ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://novvedomosti.ru/articles/education/53539/ (дата обращения: 15.03.2025).
6. Прибытова О. С. Социальное проектирование как инструмент формирования экологической культуры обучающихся / О. С. Прибытова и др. // Школьные технологии. — 2023. — № 6. — С. 65–71.
7. Прибытова, О. С. Школьный дендрологический парк — уникальный механизм экологического просвещения и воспитания / О. С. Прибытова, Н. Р. Шталева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. Т.1. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118715/ (дата обращения: 16.03.2025).
8. Региональная концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области / Челябинск: Министерство образования и науки Челябинской области, 2020. — 24 с.
9. Сибирский хлебороб [Электронный ресурс]. URL: https://sib-hleb.ru/news/v-shkole-lesnoi-ekologii-sozdali-makety-dendroparka/ (дата обращения: 15.03.2025).
10. Шталева Н. Р. Концептуальные основы формирования экологической культуры обучающихся основной школы при реализации непрерывного экологического образования / Н. Р. Шталева // Школьные технологии. 2023. — № 4. — С. 20–26.