Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста является важной частью образования. в условиях современного общества, где информационные технологии и количественная грамотность играют ключевую роль, важность математических навыков возрастает. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста способствует не только успешному обучению в школе, но и формированию аналитического мышления, что необходимо для адаптации к быстро меняющемуся миру.
Требования к использованию интерактивной доски в ДОУ установлены Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Использование SMART-доски позволяет осваивать не только теоретические знания о количественных представлениях, но и практиковать их в увлекательной и контролируемой обстановке. В ходе таких занятий дети имеют возможность выполнять различные интерактивные задания с разнообразными эффектами, в том числе и звуковыми.
Одной из важнейших задач, решаемых в дошкольных образовательных организациях, является развитие количественных представлений у детей. В своей статье Алеева Е.С. пишет, что использование интерактивной доски способствует лучшему усвоению материала, направленного на развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В работе Прозовой А.В. автор обосновывает возможность использования интерактивных дидактических игр для решения задач развития количественных представлений в ДОО. Так же эту проблему рассматривали Смоленцева В.Н, Кондратьева Е.М. и другие.
В современной психолого-педагогической науке проблема формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием SMART-доски.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная потребность в использовании инновационных методов в формировании количественных представлений дошкольников, а с другой стороны, педагоги ДОО не располагают научно-обоснованными методиками и навыками, по работе со SMART-доской.
С целью решения данной проблему выбрана тема исследования: развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием SMART-доски.
Объект исследования: процесс развития количественных представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: задания на развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием SMART-доски.
Цель исследование: теоретическое обоснование проблемы развития количественных представлений и разработка заданий на SMART-доске, направленных на развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать основные понятия количественных представлений у старших дошкольников.
2.Определить особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3.Описать методику использования SMART-доски для развития количественных представлений у старших дошкольников.
4.Выявить уровень развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать комплекс заданий по развитию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием SMART-доски.
Гипотеза: развитие количественных представлений у старших дошкольников будет проходить успешнее в том случае, если систематически использовать задания на SMART-доске.
База исследования:
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы по проблеме исследования, педагогическое проектирование.
Практическая значимость: в настоящей работе были представлены особенности планирования работы по развитию количественных представлений у детей дошкольного возраста с примерами дидактических игр, разработанных на основе интерактивной доски. Результаты работы могут быть использования в практике работы воспитателя на математических занятиях.
Структура работы: работа имеет введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика ключевых понятий: математическое развитие, математические понятия, количественные представления
Понятие «математическое развитие дошкольников» как педагогическая категория довольного многогранное понятие. В настоящее время среди отечественных педагогов в области математического образования нет единой точки зрения в данном вопросе.
Формирование элементарных математических представлений, по определению А.В. Белошистой, – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики [2].
Исследования психологов (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), педагогический опыт показывает, что при систематическом обучении математике дошкольники обладают сенсорными, перцептивными, умственными, вербальными, мнемоническими и другими способностями [11].
Программа обучения математике для дошкольников: обучение счету, развитие понятий о числах до первых десяти, а также обучение решению и написанию элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений дошкольников заключается в выполнении операций с множествами (представленных наглядно), в производстве измерений обычными средствами, а также в развитии глазомера детей, формировании представлений о времени, о геометрических фигурах, развивать понимание пространственных отношений.
Т.В. Тарунтаева отметила, что понятие «формирование математических представлений» включает в себя столь большой объем материала, который значительно превышает развитие навыков и умений счета у детей дошкольного возраста, по сути, представляет собой полноценную программу начального математического образования. По мнению педагога, такая программа должна дать детям глубокое понимание чисел и других взаимосвязей, а также заложить основу для дальнейшего развития математического мышления у детей [27].
В содержании математического развития детей дошкольного возраста сконцентрировано три основных направления работы: формирование математических представлений и понятий; формирование математических зависимостей и отношений; формирование математических действий [4].
Современный дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине. В работах Ф. Н. Блехер, К. Ф. Лебединцева, А. М. Леушиной, А.А. Менчинской, Л. А. Яблокова показано, что в основе формирования количественных представлений у дошкольников лежат активные практические действия детей с предметами, на основе которых, ребенок осваивает счет и измерение.
Понятие «развитие количественных представлений» дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о множестве предметов, свойствах и признаках предметов, о натуральном ряде чисел и его свойствах, из овладения дошкольниками счетной и вычислительной деятельностью [2, с. 25].
Основа понятия была заложена в работах педагогов Л.А. Венгера, Т.В. Тарунтаевой, которые рассматривают понятие количественные представления как «сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей» [6, с. 34].
Из исследования Е.И. Щербаковой под развитием количественных представлений дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования логических операций [7, с. 67].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предлагается следующее определение понятия: «развитие количественных представлений - это формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными представлениями о свойствах и отношениях объектов окружающего мира» [10, с.7].
Итак, общая последовательность развития количественных представлений в период дошкольного детства состоит в следующем: от восприятия множественности (много) и возникновения первых количественных представлений (много, один, мало) через овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (столько же, больше, меньше) к осмысленному счету, измерению и решению простых арифметических задач.
1.2 Особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Вопросы формирования у детей первых лет жизни количественных представлений нашли отражение в работах таких выдающихся педагогов, как: М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель и др. [23, 24, 32].
Формирование количественных представлений и освоение счета должно происходить на основе целостного восприятия чисел (Ф.Н. Блехер, Д.Л. Волковский, В.А. Лай, К.Ф. Лебединцев и др., в настоящее время Г. Доман).
Представления дошкольников о числах и счете начинаются с формирования дочисловых отношений: равенство — неравенство предметов по величине, равенство — неравенство групп по числу предметов в них. Ребенок начинает понимать математические соотношения «больше», «меньше», «равно». Только тогда он научится считать и понимать число десять, связь между числами, числовой состав нескольких единиц и два маленьких числа.
В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова указывают на то, что «предметные действия детей раннего возраста (1,5-2,5 года) являются пропедевтикой счетной деятельности» [8, с. 76]. Активно дети этого возраста раскладывают вещи или, наоборот, коллекционируют их. Как правило, ребенок повторяет одни и те же слова: «здесь…, здесь…, здесь…», или «еще…, еще…, еще…» или «на…», или хаотичное название чисел: «один, один, пять и т. д.». Иногда каждое слово, которое повторяет ребенок, связывается с предметом или действием, устанавливая соответствие между словом и предметом. Это слово помогает выделить элемент из множества однородных предметов и движений, четче отличить один предмет от другого, поддержать ритм работы. В этом случае «между предметом, действием и словом устанавливается еще не понятое ребенком однозначное соответствие. Это прием, который ребенок использует самостоятельно, который готовит его к счетной деятельности в будущем» [8, с. 77]. Такие действия с множествами можно рассматривать как начало развития счетной деятельности. Дети легко усваивают простые считалки, отдельные слова-числительные и используют их в процессе движений, игр.
Формирование и развитие счетных функций тесно связано с речью, которая входит в ее структуру, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знаний, а с другой стороны, как предмет деятельности.
Раннее появление чисел в активном словаре детей (1,5-2 года) не является показателем развития понятий о числах. Эти слова взяты у взрослых и используются детьми во время игры.
В своих исследованиях А. М. Леушина [21] выделила и охарактеризовала 6 этапов формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Первые два этапа (младшие дошкольники) являются подготовительными – дочисловыми. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше —поровну».
На втором этапе детей учат сравнивать множества, отличающиеся количеством элементов. Дети 2-3 лет должны научиться четко различать равенство и неравенство групп чисел. Это подготавливает их к обучению счету с использованием слов и цифр.
Третий этап формирования счетной деятельности (дети 5 лет) имеет целью познакомить детей с образованием чисел (добавили еще один предмет, и их количество стало равным – два, три, четыре и т. д.). Дети на этом этапе учатся считать предметы с помощью числовых слов сначала по пятёркам, а позже (5-6 лет) учатся считать (в прямом и обратном порядке) и по десяткам.
На четвертом этапе формирования счетной деятельности дети 6 лет узнают о соотношении смежных чисел натурального ряда. Дети объясняют, что каждое число имеет свое место, каждое число впереди больше предыдущего и, наоборот, то, что впереди, меньше следующего. Дети учатся считать вперед и назад. Учатся составлять числа: каждое число получается сложением (или вычитанием) единицы (добавлением точки).
На пятом этапе дети учатся считать группировкой по 2, 3 и 5, в результате чего дети понимают число десятков.
Шестой этап – освоение детьми десятичной системы счисления (десять единиц – один десяток).
На седьмом этапе дети знакомятся с образованием второго десятка, дети начинают понимать аналогию любого числа на основе одного сложения (цифры по одному).
В процессе обучения ребенок, знакомясь с предметами тактильно и визуально, различает их различные характеристики (то есть изучает такие характеристики, как размер, вес, форма, количество), а затем по этим признакам делит предметы на разные группы (классы), находит сходства (отношения эквивалентности) и различия [11].
Также у дошкольников формируют понятия о том, что предмет (лист бумаги, ленту, круг, квадрат) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). На данном этапе детей обучают умению называть части, полученные от деления; сравнивать части и целое, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
По замечаниям В.В. Даниловой при сравнении чисел большее число определялся расстоянием от начала счета или наличием (позади) какого-либо числа, что было характерно для детей с низким уровнем усвоения числовых операций» [8, с. 79].
По мнению Л. В. Михайлова-Свирской, дети учатся оперировать счетом еще до школьного возраста. От измерения и практического сравнения предметов переходят к их числовым свойствам путем перечисления общих мер. Число начинает работать как отношение целого (величина) к части (мере).
В ходе упражнения по количественному сравнению групп предметов педагог показывает детям, как определить количество. Для этого справа от группы предметов положите такое же количество палочек, карточку с цифрой, цифру и т. д. Затем демонстрируется графический метод определения числа – цифра. В дальнейшем детям следует предоставить возможность выбирать нужное число, писать количество предметов, обозначенное числом. Параллельно с обучением дети продолжают изучать цифры. Связывая определенное цифру с числом, образованным конкретными цифрами, педагог рассматривает, анализирует, сравнивает изображенные числа со знакомыми числами, дети проводят образные сравнения (единица – как солдат, восемь – как снеговик и т. д.) [7, с. 137-138].
Образование каждого из новейших чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на базе сравнения двух групп предметов методом попарного соотнесения частей одной группы с элементами другой • детям указывают принцип образования числа. Например, на счетной линейке разлагаются две группы предметов в ряд: на верхней полоске пять ромашек, на нижней - пять васильков. Затем им предлагают перечислить предметы на верхней и нижней полосках. Добавляется еще одна ромашка. Дети выясняют, что ромашек стало больше, а васильков меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число - шесть. Оно больше пяти. Число шесть получилось, когда к пяти прибавили один. На основе этих знаний и умений у детей развивают глазомер.
Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами: 0 и 1. Поэтому, прежде необходимо познакомить детей с нулем. Понятие о нуле дети получают, выполняя задание отсчитывать предметы по одному. К примеру, у детей 9 игрушек, они по одной убирают и пересчитывают, остается 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Воспитатель просит убрать и последнюю игрушку. Это значит, что у детей не осталось игрушек. Или другими словами, как говорит математика – ноль игрушек. Учитель предлагает найти место нуля в ряду чисел. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя должны поставить ноль перед единицей, потому что она меньше единицы. Возвращаем игрушки по одной до 9, воспитатель добавляет еще одну игрушку, берет цифру 10 и показывает, что она записана двумя цифрами: 0 и 1.
Таким образом, работа по форме формированию у детей количественных представлений ведется на протяжении всего дошкольного возраста. Представление о числе формируется, во-первых, в результате сравнения множества, а, во-вторых, при измерении величин и отмеривали (воспроизведении) величин, равных данной величине. В старшем дошкольном возрасте количественные представления в процессе обучения формирования под влиянием овладения счетной и измерительной деятельностью. Счетные операции - это операции по вычислению, определению каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел.