Фрагмент для ознакомления
2
Каждый человек уникален и неповторим. Его личность — это неповторимое сочетание психологических особенностей, которые делают его уникальным.
Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, интересах, способностях, стиле деятельности. Эти особенности не тождественны личности, но образуют единство.
Если индивидуальные черты не проявляются в межличностных отношениях, они не имеют значения для оценки личности и не получают условий для развития. В этом случае в качестве личностных выступают только те индивидуальные черты, которые наиболее вовлечены в ведущую деятельность социальной общности.
Индивидуальные особенности человека могут не проявляться до тех пор, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений [3].
В современной психологии индивидуальность рассматривается как системная организация человека как единой целостности, включающей различные уровни его психологической организации.
При изучении индивидуальности акцент делается на различных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Например, уникальность и неповторимость могут рассматриваться как индикаторы индивидуальности. Они проявляются на разных уровнях психической организации человека — от кожных рисунков пальцев до поведения и деятельности [5].
Связь между уровнями может рассматриваться как индикатор индивидуальности. Чем теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность.
Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.
Более крупные аспекты характеристик человека, такие как биологические, психологические и социальные факторы, также могут выступать признаками индивидуальности. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.
Наиболее полное представление об индивидуальности можно найти в трудах Б. Г. Ананьева [1].
Индивидуальность состоит из трёх компонентов: свойств индивида, личности и субъекта деятельности. Индивид — это совокупность природных свойств человека. Личность — это совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и других. Субъект деятельности — это совокупность деятельности и её продуктивности.
Каждая из этих групп человеческих свойств открыта внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в процессе общественного развития, искусственной среде обитания, географической среде и биосфере в целом, а также Вселенной.
Индивидуальное развитие человека происходит в постоянном активном взаимодействии с миром, природой и обществом. В каждой из этих подструктур — индивиде, личности и субъекте деятельности — есть индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности и неповторимости.
Однако эти индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, поскольку она не только открыта внешнему миру, но и закрыта, имея сложную структуру внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, а также компонентов ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности объединяются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств — это онтогенез, то есть развитие организма человека с момента рождения до смерти. Основная форма развития личностных свойств — это жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, то есть человека, познающего мир, это история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности [6].
Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадают в возрастном развитии. Индивидуальность формируется позже, являясь результатом противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения всех её свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится в соответствии с индивидуальным и социальным развитием, которые измеряются в биографических и исторических датах, а также происходящих событиях.
Среди этих событий можно выделить события внешней среды, биографические события, события поведения, события внутренней жизни и события впечатления.
К событиям внешней среды относятся объективные изменения, не зависящие от человека, такие как исторические события, изменения в составе родственников и другие. События поведения — это поступки человека. Если впечатления от действительности вызвали переживания, которые повлияли на ход жизненного пути, то такие впечатления также можно считать событиями [9].
Особенно ярко это проявляется, когда явления, вызвавшие впечатления, сами по себе не имеют никакого объективного значения для жизненного пути. Одни и те же события исторического времени могут иметь разную степень значимости для человека, выступать или не выступать в качестве поворотных, узловых моментов его жизни. Человек может иметь разную степень вовлечённости в историческое время.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. — 3-е изд., стер. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 431 с.
2.Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расширенное. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
3.Борковая, И. В. Исследование способностей в психологии и педагогике / И. В. Борковая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 435-437.
4.Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека: психофизиологическое исследование. — М.: Педагогика, 1980 (монография).
5.Гутарева, Н. Ю. Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (89). — С. 1291-1293.
6.Карпухин, В. В. Индивидуально-психологические характеристики и копинг-стратегии лиц / В. В. Карпухин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 411-413.
7.Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М 2020. – 695 с.
8.Маркова, А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, – 1996. – 308 с.
9.Михалькова, Е. И. Формирование термина «личностные качества»: междисциплинарный взгляд / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 59-72.
10.Носкова, О. Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А. Климова. М.: Академия, – 2020. – 384 с.
11.Смирнов, Д. В. Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление / Д. В. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 428-432.
12.Теплов, Б. М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын // Вопросы психологии. — 1963. — № 5. — С. 38–47.
13.Толочек, В. А. Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – №2. – С. 118-128
14.Толочек, В. А. Современная психология труда: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2020. – 479 с.
15.Холщевников, О. Г. Индивидуально-психологические особенности лиц / О. Г. Холщевников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 94-97.
16.Цицов, А. Т. Современные методы и технологии отбора персонала / А. Т. Цицов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 368-370.