Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире, где коммуникация играет ключевую роль в жизни человека, развитие речевых умений у детей становится особенно актуальным. Речь является не только средством общения, но и инструментом мышления, познания мира и самовыражения. Особое место в системе развития речи занимает изучение частей речи, в частности, имени прилагательного. Имена прилагательные обогащают речь, делают её более яркой, выразительной и точной.
В начальной школе закладывается фундамент для дальнейшего изучения русского языка и развития речевых умений. Тема «Имя прилагательное» предоставляет широкие возможности для работы над лексикой, грамматикой и стилистикой речи. Однако практика показывает, что многие дети испытывают трудности в усвоении этой темы, а также в использовании прилагательных в своей речи. Это может быть связано с недостаточным вниманием к развитию речевых умений при изучении имени прилагательного.
Таким образом, актуальностью данного исследования обусловлена потребностью в разработке и внедрении в практику начальной школы методов и приёмов, способствующих развитию речевых навыков у младших школьников в ходе изучения темы «Имя прилагательное».
Цель исследования: выявление наиболее эффективных приёмов развития речевых умений младших школьников при изучении имени прилагательного.
Объект исследования: процесс изучения имени прилагательного в начальной школе.
Предмет исследования: приёмы развития речевых умений младших школьников при изучении имени прилагательного.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речевых умений у младших школьников;
- изучить опыт учителей начальной школы по развитию речевых умений обучающихся при изучении имени прилагательного;
- выявить эффективные приёмы развития речевых умений младших школьников при изучении имени прилагательного;
- разработать комплекс упражнений и заданий, способствующих развитию речевых умений младших школьников при изучении имени прилагательного.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования;
- наблюдение за образовательным процессом;
- анализ и синтез;
- беседа.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, а также заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1.1. Понятие речевых умений и их значение в обучении русскому языку
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы требования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, к которым относятся: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются когнитивные процессы, восприятие, внимание, память, воображение. Речь непосредственным образом связана с мышлением. Если у ребёнка не присутствуют трудности с речью, то и мышление будет развито на должном уровне, что в будущем поможет при развитии профессиональных или личностных навыков. Если у ребёнка есть навыки письма, чтения, то ему будет гораздо легче усваивать любые школьные дисциплины. Поэтому адаптацию более легко проходят подготовленные дети.
Младший школьный возраст – дети от 7 до 10 лет. В этот период жизнь ребёнка сильно меняется, начиная с поступления в первый класс. Для ребёнка все становится новым, появляются первые учителя, новые знакомства, класс, что может стать серьезным стрессом для ребёнка. Младший школьник отличается от дошкольника тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, - намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. [3]
Учебная мотивация является одним из важнейших компонентов в структуре учебной деятельности. Если у ребёнка мотив учебно-познавательного интереса становится ведущим в системе мотивации, то у него не возникнут трудности при обучении.
В настоящее время в начальных школах большое внимание уделяется совершенствованию учебной деятельности учащихся, выявлению внутренних резервов для развития познавательных способностей и поиску эффективных путей повышения качества обучения. Включение интереса в образовательную деятельность способствует формированию многообразных личностных отношений: предпочтительный выбор определенной области науки, общение с участниками познания, познавательная деятельность и т. На основе познания объективного мира происходит изучение его научных основ, формирование мировоззрения, мировоззрения и мировоззрения ребёнка. [6]
Любая человеческая деятельность имеет когнитивный принцип. Интерес может активизировать и обогатить процесс не только познавательной, но и любой деятельности ребенка. При использовании объектов, материалов, инструментов и методов деятельности изучаются их свойства и изучаются научные основы процесса и технологии деятельности. Любой вид человеческой деятельности включает в себя процессы творческого поиска, которые способствуют преобразованию реальности. Ребенок, вдохновленный интересом, будет выполнять каждое действие с большой страстью и эффективностью.
Психолого-педагогические исследования показывают, что интересы детей младшего школьного возраста характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что наиболее ярко и эффективно проявляется в содержании знаний.
Общий недостаток силы воли также является возрастной особенностью: младший ученик еще не имеет большого опыта длительной борьбы за достижение поставленной цели, преодоления трудностей и препятствий.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного развития, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Г.Ж. Микерова считает возможным совершенствование коммуникативных умений, речевого общения через развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи, понимание речи окружающих и своей собственной, развитие слуховой памяти, построение ответа на основе слов вопроса. [9]
Современные младшие школьники в разной степени испытывают трудности в овладении речевой деятельностью, причинами которых могут быть снижение уровня читательской культуры, словарного запаса, низкий уровень речевого развития. Отсюда следует, что формирование речевых умений у младших школьников является важным компонентом работы по развитию речи, осуществляемой в процессе их языкового образования.
Уже в середине XIX века в методике преподавания стал активно разрабатываться коммуникативный подход к изучению языка. В настоящее время обучение младших школьников русскому языку приобретает все более чёткую речевую направленность, реализация которой требует синтеза языкового образования и речевого развития в едином процессе, систематического использования на уроках методов и приемов обучения коммуникативного характера. [15]
Основы формирования речевых умений у младших школьников рассмотрены в трудах М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, И.М. Михайловой, Р.С. Немова, М.С. Соловейчик. Учёными была выявлена сущность данных умений, рассмотрены их различные аспекты. Понятие «речевые умения» является одним из основных в методике обучения русскому языку, так как умение младших школьников грамотно, согласовано, связно говорить и писать помогает эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности.
В методической литературе представлены различные классификации речевых умений. Рассмотрим некоторые из них.
М.С. Соловейчик классифицирует умения в соответствии с типами речевой деятельности. Она выделяет умения, которые обеспечивают речевую активность ребёнка и умения, которые необходимы учащимся для создания и восприятия высказываний: умения ориентироваться в ситуации общения, умения планировать содержание высказывания, умение реализовать намеченный план, умение контролировать соответствие высказывания замыслу.
М.Т. Баранов связывает рассматриваемые умения с работой над текстом, над его созданием. Он относит к коммуникативным умениям следующие: создавать текст на заданную тему с учётом адресата, цели и стиля; собирать материал в соответствии с темой; систематизировать его, создавая рабочие материалы; отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста; связно излагать мысли в форме того или иного типа речи; редактировать написанное.
Т.Г. Рамзаева в речевых умениях выделяет содержательную сторону высказываний, их структуру и используемые изобразительные средства. Автор выделяет четыре группы речевых умений:
1. информационно-содержательные умения: умение определять тему текста, умение воспроизводить текст, отбирать материал на тему, составлять текст на тему, умение определять основную мысль текста;
2. структурно-композиционные умения: связность и последовательность изложения, умение делить текст на смысловые части, умение создавать текст с учётом его структуры;
3. изобразительно-выразительные умения: умение при восприятии текста соотносить замысел автора и изобразительные средства, которые он использовал в тексте, умение использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы;
4. умения, направленные на совершенствование текста: умения уточнять содержание текста, учитывая его тему, правильность передачи информации, правильность построения предложений и связь между предложениями в тексте, точность употребления слов, правильность их написания. [19]
М.Р. Львов под речевыми умениями понимает умения, которые относятся к последовательной речи, то есть способность младших школьников понимать темы и главную мысль устных и письменных высказываний. Здесь выделяются такие умения: выбирать тему устного и письменного сочинения, создавать письменный или устный текст, совершенствовать написанное.
T.A. Ладыженская рассматривает речевые умения со стороны письменной речи. Она выделяет следующие умения: способность раскрывать предмет высказывания, основную идею высказывания, способность собирать материал для высказывания, способность систематизировать собранный материал, умение выражать свои мысли правильно, точно и как можно ярче.
Исходя из анализа рассмотренных классификаций, можно выделить общие речевые умения, которые необходимо формировать в процессе изучения русского языка в начальной школе, так как они обеспечивают ориентацию в ситуации общения, планирование содержания речи, формулировку мысли или ее понимание, осуществление самоконтроля над речью, восприятие ее собеседником и понимание речи партнера: умение адекватно воспринимать устную и письменную речь, умение раскрыть тему и основную мысль текста, умение пересказывать подробно, выборочно, сжато текст, умение создавать тексты разных типов и стилей речи. Выделенные коммуникативные умения тесно связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами с одной стороны, и с социальными нормами речевого поведения - с другой. При этом на первый план выдвигается, определяя общие коммуникативные умения, практическая цель - формирование умений и навыков общения. [24]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2008. - №4. - С. 35–39.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - Киров: Радуга-Пресс, 2010.
3. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36-43.
4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в школе. - М.: Просвещение, 2001.
5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: АСТ, 2020.
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982.
8. Закожурникова М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. - М.: АПН РСФСР, 1960.
9. Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД (Т.И. Зрячева) https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/11/25/izuchenie-imeni-prilagatelnogo-na-urokah-russkogo-0 )дата обращения 21.03.2024)
10. Канакина В.П. Русский язык. 1-4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017. 1069 с.
11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Линка-Пресс, 1994.
12. Климанова Л.Ф. Русский язык. 1-4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014. 986 с.
13. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 366 с.
14. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2002. - 248 с.
15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007.
16. Львов, М.Р. Методика преподавания русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2006. - 326 с.
17. Львов, М.Р. Речь учащихся средней школы. Общая характеристика. - М., 2019. - 186 с.
18. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 25-35.
19. Мисаренко Г.Г. Развитие речи учащихся 2-4 классов: конструирование и анализ предложений. Волгоград: Учитель, 2011. 87 с.
20. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков: ПГПУ, 2005. - 188 с.
21. Настольная книга учителя начальной школы. - М., 2012. - 128 с.
22. Никитина, Е.И. Русская речь. - М., 1997. - 187 с.
23. Обобщение опыта работы учителя начальных классов М.А Чимидовой https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-uchitelya-nachalnih-klassov-chimidovoy-ma-ude-ni-shagu-bez-misli-464930.html (дата обращения 21.03.2024)
24. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1984.
25. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
26. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников: сборник статей. М.: Просвещение, 1990. 222 с.
27. Русакова Т.Н. Реализация возможностей лексических синонимов в развитии речи младших школьников на уроках русского языка // Студен. электрон. журнал «СтРИЖ». 2017. № 1(12). С. 9-12
28. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
30. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М.: Просвещение, 1981.
31. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 частях. Часть 2: Словообразование. Морфология. - М.: Высшая школа, 1987.
32. Ященко М.А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико-семантический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Череповец, 1999. 24 с.